{"id":13799,"url":"\/distributions\/13799\/click?bit=1&hash=865a89ddf5e1b9e468c75aafc8397c3511c1f5c9a63c9b3d346956d539f26271","title":"\u042d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u00ab\u041c\u0430\u0440\u043a\u0435\u0442\u0435\u00bb ","buttonText":" \u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"f7affe9f-a742-5820-ac81-04ba4a1a8f84","isPaidAndBannersEnabled":false}

Брюллов — искусство там, где начинается чуть-чуть

Брюллов в основном известен несколькими картинами, и главная из них — «Последний день Помпеи». Шесть лет зрел ее замысел, велась подготовительная работа. За это время художник параллельно создал множество работ — портретов, картин на мифологические и библейские темы и даже образа для Царских врат в храме посольства России в Риме; но именно «Помпея» принесла ему оглушительную славу.

1 Карл Брюллов на картине В. А. Тропинина, 1836 г. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4a/Vasily_Tropinin_14.jpg?uselang=ru

Брюллов чувствовал в себе силы и хотел выразить себя в большом полотне. Он искал масштабную тему и нашел ее в трагедии жителей Помпеи — города, погибшего от извержения вулкана. Раскопки Помпеи в начале XIX века были мировой новостью. Но сюжет был выбран художником не из-за популярности: это была не иллюстрация к трагедии, а размышление о жизни и смерти. Тема Апокалипсиса. Гоголь назвал картину «полным, всемирным созданием», где «все отразилось» — отразилось в образе «сильных кризисов, чувствуемых целой массой».

Брюллов изобразил себя на заднем плане среди гибнущих жителей, и рядом с собой Юлию Самойлову. Ее черты — и у умирающей женщины, упавшей с колесницы, и у матери, пытающейся прикрыть дочерей. Брюллов серьезно подошел к достоверности деталей. В «Помпее» все мизансцены и композиции групп соответствуют описаниям Плиния Младшего, римского политического деятеля и писателя, очевидца событий, а место действия — реальная помпейская улица. Художник сделал реконструкцию по оставшимся в руинах деталям, а предметы домашнего хозяйства и женские драгоценности были скопированы с экспонатов Неапольского музея. Сама же работа заняла всего одиннадцать месяцев, хотя это был грандиозный труд: площадь картины составляет почти 30 квадратных метров.

Тысячи римлян и жителей других городов Италии приходили в мастерскую Брюллова посмотреть на его работу. Слава художника росла с каждым днем... Английский писатель Вальтер Скотт, рассматривая «Последний день Помпеи», сказал с восторгом: «Это не картина, это целая поэма». Флорентийская академия художеств избрала Брюллова профессором 1-й степени. Его приветствовали на улицах, в театре публика узнала живописца и устроила ему овацию, а прима читала со сцены стихи, написанные в честь русского гения [2].

2 Последний день Помпеи, 1830–1833 https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/ec/Karl_Brullov_-_The_Last_Day_of_Pompeii_-_Google_Art_Project.jpg/1280px-Karl_Brullov_-_The_Last_Day_of_Pompeii_-_Google_Art_Project.jpg

Некоторые факты биографии

Карл Брюллов родился в Петербурге 23 декабря 1799 года в семье скульптора французского происхождения Павла Брюлло. Отец с ранних лет обучал сына живописи, причем часто был излишне строг с ним. Карла Брюллова могли не пустить к обеденному столу, пока он не напишет нужное количество животных и человеческих фигур. За плохо выполненный урок он мог лишить еды или прибегнуть к телесным наказаниям. Однажды он дал сыну такую пощечину, что у мальчика лопнула барабанная перепонка, и Карл навсегда остался глух на левое ухо. Позже Брюллов вспоминал, что способность «опрятно рисовать» у него родилась благодаря детским упражнениям.

В 10 лет Карл Павлович без экзаменов поступил в Академию художеств — отцовская подготовка помогла Брюллову. Учителя говорили, что не знают, чему учить маленького гения. Его любили однокашники, хотя обычно таких вроде бы «выскочек» не любят. Но Брюллова нельзя назвать баловнем судьбы. Для романтика, жаждущего свободы творчества, академия была в определенной степени гнетом, ведь писать нужно было по правилам, а хотелось писать по-своему.

В качестве выпускной работы Брюллов в 1821 году создал «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского». За нее он получил Большую золотую медаль, а меценаты Общества поощрения художников назначили ему пенсионерскую поездку в Италию.В Италии Брюллов познакомился с русской аристократкой Юлией Самойловой. Она была наследницей рода Скавронских, Пален, Литто и Висконти — богатейших домов Российской империи и Италии, покровительствовала русским и итальянским деятелям искусств. Самойлова познакомила художника с многими представителями высшего общества в Риме, от них Брюллов получал заказы на дорогостоящие парадные портреты. По заказу Юлии Самойловой он написал картину «Всадница», которую тепло встретили итальянские критики. Позировали Брюллову падчерицы Самойловой — Джованина и Амацилия Пачини.

В Италии он оказался на раскопках Помпеи и создал свое прославленное полотно «Последний день Помпеи», за которое итальянцы буквально осыпали художника цветами. Брюллову тогда не было и 35 лет, но он сказал ученикам, что второй такой картины ему уже не создать. И всю оставшуюся жизнь гениальный художник в собственном творчестве спорил с самим собой.

«...Чудные моменты пережил я, писавши эту картину! И как теперь вижу стоящего перед нею маститого старца Камуччини. Спустя несколько дней после того, как весь Рим стекался смотреть мою картину, пришел он ко мне в мастерскую [на] Виа Сан Клавдио и, постояв несколько минут перед картиной, обнял меня и сказал: «Обними меня, Колосс!..» [3].

3 К. П. Брюллов на картине Ф. С. Завьялова, 1844 г. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/81/Karl_Brullov_by_F.Zavialov.jpeg?uselang=ru

В 35 лет Брюллов узнал от врачей, что может умереть в любой момент, настолько у него больное сердце. Поэтому он писал портреты только счастливых людей, у него почти нет портретов драматических и совсем нет портретов трагических. Богатый, знаменитый и красивый, но внутренне несчастный Карл Павлович оставался всю жизнь один. И хотя в него влюблялись девушки, он не верил, что интересен кому-то по-настоящему. Рассказывали, что Пушкин стоял перед Брюлловым на коленях. Они встретились на балу. Уже известный всем Брюллов рисовал карикатурки на гостей. Пушкину одна так понравилась, что, выпрашивая ее у художника, он даже встал на колени. Брюллов пообещал поэту подарить любую карикатурку в другой раз, а эту непременно нужно отдать тому, кто на ней запечатлен. Другого раза не было: Пушкин погиб на дуэли. Брюллов и Пушкин родились в один год, только великий художник пережил великого поэта на 15 лет, скончавшись в 1852 году [5].

Советы относительно работы неприемлемы

В Риме Карл Брюллов нанимает мастерскую и начинает работать. У него есть обязательства перед Обществом, которому он направляет отчеты с описанием своих занятий. Под влиянием живых впечатлений Брюллов пишет «итальянские жанры», и первый же из них — «Итальянское утро» — приносит ему громкую известность. Это одна из первых жанровых композиций, выполненных Карлом Брюлловым на натуре. В отчете, посланном в Петербург, он пишет о своих новаторских находках: «Я освещал модель на солнце, предположив освещение сзади, так что лицо и грудь в тени и рефлектируются от фонтана, освещенного солнцем, что делает все тени гораздо приятнее в сравнении с простым освещением из окна». И это задолго до поисков импрессионистов.

Работа вскоре была отправлена в Петербург «Обществу поощрения художников» и поднесена государю императору. Император Николай Павлович пожаловал Брюллову бриллиантовый перстень и предложил написать что-нибудь в пару к присланному произведению. Так появился «Итальянский полдень», одна из наиболее известных сегодня картин Брюллова. Однако она не понравилась императору и попечителям: натура показалась простонародной, и ему указали, что он мог бы выбрать «модель более приятных, нежели изящных соразмерностей».

4 Итальянское утро, 1823 https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/9d/Brjullov_Italianskoe_Utro.jpg Итальянский полдень https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/87/Brjullov_Italianskij_Poldenj.jpg

Брюллов прерывает свои отношения с «Обществом поощрения художников», которому был подотчетен, — советы относительно работы для него неприемлемы. Вежливым письмом он отказывается от пенсиона. Уверенность в своих силах и независимый характер ведут его своим путем. [2]

Многие молодые люди с талантом считают за счастье проводить время в кругу аристократов, а попадут в этот круг — пропадут. В аристократический круг иногда полезно заглядывать, чтобы понять, что в нем не жизнь, а пустота, что он помеха для деятельности. Берите в этом отношении пример с меня: живите вечно студентами. Это единственный путь что-нибудь сделать.Карл Брюллов [3]

Интересно? Еще можно почитать

1) «Коротко говоря, мне хочется выдать наружу то, что составляет мою внутреннюю жизнь, а сделать это трудно. Однако всё-таки не невозможно. Нужно только помнить великий закон бухгалтерии. — За всякое удовольствие следует платить. И я нашёл способ оплаты удовольствия, которое мне так хотелось получить. Этот способ заключается в том, что всё пишется только для себя и нигде не публикуется. Одним словом, за право совсем правдивого писания я плачу отказом от того, что называется успехом в жизни. Чтобы не преувеличивать размеры своей жертвы, я ещё раз повторяю, что успех — совсем не критерий удачно или неудачно прожитой жизни. Важно только, была ли она наполнена и чем была наполнена.

Этот и еще 39 материалов VIKENT.RU по теме Независимая цель личности

2) Видео: ДОСТОЙНАЯ ЦЕЛЬ и САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

3) Начат приём Ваших вопросов на принципиально бесплатную онлайн-консультацию № 301 (#умные могут оценить номер...) на вечер воскресенья 22 января 2023 в 19:59 (мск) по более чем 400-м направлениям творческой деятельности

Задать Ваши вопросы свободно можно на странице портала: https://vikent.ru/w0/ И чем сложнее будут Ваши вопросы — тем лучше: они развивают всех.

Источники

1 Карл Брюллов на портале VIKENT.RU https://vikent.ru/author/1291/

2 КАРЛ БРЮЛЛОВ «Я расписал бы небо!» Маракулина Янина Журнал «Виноград»: № 6 (62) 2014 г. https://vinograd.su/art/detail.php?id=48438

4 Краткий курс истории. Великий Карл https://histrf.ru/read/articles/kratkii-kurs-istorii-vielikii-karl

5 Краткий курс истории. Великий Карл https://histrf.ru/read/articles/kratkii-kurs-istorii-vielikii-karl

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null