Роскошь и капитализм Вернера Зомбарта

«Роскошь есть такая трата, которая выходит за пределы необходимого» — такое определение дает В. Зомбарт исследуемому феномену. Роскошь бывает субъективной, т.е. когда определяется через ценностное суждение, и объективной, когда она определяется в зависимости от физиологических потребностей человека и его культурных потребностей. Физиологические потребности зависят от климата и определяются им.

1 Бюст Зомбарта работы Курта Кронера (около 1917 г.)

Культурные потребности определяются в зависимости от исторической эпохи. Роскошь также может быть организована количественно и качественно. В количественном отношении это означает использование большего количества предметов, чем это необходимо, для совершения какого-либо действия, как, к примеру, прикуривание одновременно от трех спичек. Качественная роскошь подразумевает использование только лучших товаров. Сами по себе физиологические показатели, равно как и культурные особенности индивидов, с трудом поддаются эмпирическому исследованию и поэтому В. Зомбарт, переносит акцент на предмет роскоши, который является материализацией идеи роскоши конкретной исторической эпохи.

Социальное действие, связанное с роскошью, может иметь два мотива: альтруистический и эгоистический. В первом случае предмет роскоши используется человеком для себя, как, к примеру, красивая и дорогая рубашка, во втором случае роскошь в той или иной форме доступна другим людям. Здесь примером может служить сооружение золотого алтаря в храме. Не стоит, однако путать это разделение понятия роскоши с этическим аспектом исследования этой проблемы.

В тех работах, которые были известны ко времени издания «Роскоши и капитализма», прежде всего в труде Бодрийяра, роскошь трактовалась в первую очередь с нравственных позиций, а именно с точки зрения пользы для общества. С одной стороны, люди, подобные Б. Мандевилю и Ш. Монтескье, защищали роскошь, которая «питает крохами со своего стола бесчисленное множество людей, обслуживающих потребление богатого класса». С другой стороны, роскошь осуждалась как порок, который «не питает, а только раздувает сердце человека самовлюбленностью, и который дает другим картину счастья, которую они никогда не достигнут».

Так или иначе, отказ В. Зомбарта обсуждать этические аспекты роскоши, а начать сразу с признания важности этого феномена в жизни общества, может быть признан правильным, учитывая реальное положение дел. Мир роскоши верхушки общества, как показал за 20 лет до выхода книги В. Зомбарта О. Уайльд развивался вместе с обществом, вопреки и не взирая на споры моралистов [2].

Некоторые факты биографии

Как люди становятся буржуа, Зомбарт знал по истории собственной семьи. Согласно существовавшей в ней устной истории (или легенде) Зомбарты были выходцами из французских гугенотов, бежавших в Германию в конце XVII в. Отец, Антон Людвиг Зомбарт, был продолжателем славных дел кальвинистской «внут-римирской аскезы» или, иначе говоря, стяжательства во имя спасения. Типичный для эпохи грюндерства self made man, он сделался из землемера крупным землевладельцем и промышленником — своим четырем детям он оставил в наследство более миллиона марок.

Антон Людвиг был известен как либерал, сторонник социальных реформ, был депутатом Рейхстага (1867- 1878), но затем отказался участвовать в выборах, поскольку его партия постепенно отошла от заветов либерализма и вступила в союз с прусским юнкерством. Впрочем, совсем от политики он не отошел, оставаясь до 1893 г. депутатом прусского ландтага.

2 Вернер Зомбарт

Вернер был младшим из детей, он родился 19 января 1863 г. в Эрмслебене. Отношения его с отцом были сложные, с братьями и с сестрой он тоже почти не общался (братья были 1842 и 1843 гг. рождения, т.е. на 20 лет старше, сестра была старше на 13 лет). Что такое кальвинистская добродетель, он испытал лично: отец, по свидетельству современников, был человеком невообразимой скупости, постоянно повторявшим: «Богатым человек становится не тем, что он зарабатывает, а тем, что он не тратит». Неделями он не обменивался с сыном ни единым добрым словом, полагая, что суровое воспитание укрепляет характер и учит жизни.

Судя по всему, Вернера эта атмосфера просто подавляла, что сказывалось даже на учебе. Несмотря на раннюю любовь к чтению, он посредственно учился, пока жил в семье, но с переходом в другую гимназию и жизнью в пансионе без родительской опеки он стал прекрасно учиться. Сегодня мы нередко слышим восторженные суждения по поводу гимназического курса, хотя и немецкая, и российская гимназия второй половины XIX столетия давала одностороннее и весьма неполное образование — древние языки, немецкая история и литература занимали основное место в программе, естественным наукам и математике почти не учили.

В Германии сегодня чаще слышны критические высказывания «левых», доныне ведущих войну с гимназиями (сохранившимися ныне разве что в «реакционной» Баварии), а потому утверждающих, что в прусских гимназиях XIX в. учили прежде всего религии и патриотизму. Это столь же неверно, как и ностальгические восхваления того «гуманистического» образования, которое получало всего лишь 1-1,5 процента населения. Учили действительно неплохо и не забивали головы идеологическими штампами.

Зомбарт за пару лет до окончания гимназии был атеистом и космополитом, то же самое можно сказать о многих старших и младших его современниках (скажем, Ф. Ницше или Э. Юнгере). Знание древнегреческой философии, римской истории, немецкой классической литературы было небесполезным приобретением для того, кто стал заниматься историей XVI-XIX вв [3].

Экономика и психология

Зомбарта не раз обвиняли в «психологизме», в том, что вместо «чисто экономического» анализа он отыскивает мотивы, не имеющие никакого отношения к ratio предпринимателей, недостаточное внимание уделяет изменениям технологии. Отчасти это верно, этим объясняются и некоторые явные просчеты Зомбарта, в частности, его пессимистическое видение ближайшего будущего капитализма, которое он связывал с замедлением инноваций в области техники. Но его можно считать и одним из тех авторов, которые подготавливали современный институционализм, для которого сами технические изобретения и инновации являются следствиями стимулов, приходящих не от экономики как таковой, но от многообразных социальных подсистем.

3 В.Зомбарт в библиотеке

Без юридической системы контроля за выполнением контрактов, без защиты прав собственности, технические новшества не внедряются; без системы образования, без заботы о культуре и искусстве чахнет и инженерная мысль. Нам все это хорошо знакомо на практике последних десятилетий: никакая «невидимая рука» не работает, пока нет тех людей, которые хотят и умеют действовать как рациональные производители, пока проще заниматься захватом и переделом, никто не пользуется знаниями, почерпнутыми из самых лучших учебников. Социологи написали множество интереснейших исследований о тех институтах азиатских «драконов», которые способствовали десятилетиям быстрого роста — включая и исследования, опровергающие взгляды М. Вебера на конфуцианство и буддизм. Социальная реальность не делится по факультетам, а потому серьезным экономистом сегодня можно считать лишь того, кто знаком с социологией и психологией.

К психологии Зомбарт обращается и при рассмотрении следующего этапа, когда ментальность homo capitalisticus распространяется от маргиналов к более широким слоям. Люди разных стран и культур не в одинаковой степени одарены теми свойствами, которые потребовались новой системе отношений. В этой связи он писал о «специфическом таланте немцев к капитализму»: «Романские народы создали капитализм, германцы же заимствовали его от них и развили его в более высокие формы, значительно обогнав при этом своих учителей».

Зомбарт связывает это не столько с физической силой, работоспособностью, выдержкой, сколько с такими чертами психологии, которые сложились под влиянием религиозной этики. «Ничто не поражает так южанина, путешествующего по областям скандинавской и в особенности немецкой культуры, как это терпеливое исполнение своих обязанностей во всех слоях населения, это само собой разумеющееся отрабатывание положенного урока, эта дельность во всем, эта скрупулезная добросовестность, которую ничем нельзя отвлечь от цели».

Капитализму способствует талант специализации, «способность быть дробным человеком» — при содействии выдержки и дисциплины это дает «виртуозных частичных людей», примером которых являются методичные немецкие ученые и техники, инженеры и рабочие, занимающие свое место в системе разделения труда и функционирующие в этой системе подобно маленькому колесику в механизме [3].

Интересно? Еще можно почитать

1) «Вступая в торг с предпринимателем, да озаботится он о том, чтобы не продать заодно и свою душу. Это легко может случиться. Ведь нельзя упускать из виду, что интересы художника и предпринимателя отнюдь не одни и те же: они сплошь и рядом диаметрально противоположны. Художник хочет воплотить в предмет свою мысль; он хочет, чтобы его произведения вызывали в душе людей со вкусом, знающих толк в художественных формах, сочувственные колебания. Предпринимателю до этих стремлений, конечно, нет дела, так как ведь единственная цель его — нажить деньги».

2) Видео: ГЕНИИ, ТВОРЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ: ИЗУЧЕНИЕ / ИССЛЕДОВАНИЕ

3) Видео: ВОПРОСЫ ТВОРЧЕСТВА для: Новичков, Слушателей онлайн-курса VIKENT.RU и наших Докладчиков

Источники

Фото:

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда