{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Клод Гельвеций верил в общественный, а не личный интерес

Связи отца помогли Клоду Гельвецию в 1738 г. занять должность т.н. генерального откупщика, по сути, сборщика налогов. Работа была очень доходной и помогла Гельвецию перейти в разряд очень состоятельных людей. При этом, в отличие от большинства своих коллег-чиновников, занимавших в XVII-XVIII ст. аналогичные посты, он не погряз в коррупции и не занимал место «для галочки», создавая лишь видимость работы.

1 Claude Adrien Helvétius

Тем не менее даже такая должность разочаровала Гельвеция, и в 1751 г. он сложил с себя полномочия, женившись на Анне Катрин де Линьвиль д’Отрикур. Пара жила в столичном особняке на улице Сен-Анн, проводила много времени неподалеку от Ремалара в собственном замке. Покончив с карьерой государственного служащего, Гельвеций отдавал все силы литературному творчеству, философии и науке.

Насмотревшись на столичные салоны, Гельвеций решил открыть собственный, который стал бы излюбленным местом встреч для просвещенных людей, интеллектуалов. Мечта сбылась: именно его салон приобрел большую популярность в качестве места для выражения свободолюбивый идей; здесь вращались персоны, которые впоследствии основали знаменитое общество энциклопедистов. Знакомство в 1751 г. и сближение с Монтескьеи Вольтеромукрепило Гельвеция в намерении всего себя посвятить занятиям наукой.

В 1758г. был опубликован главный труд в его творческой биографии — сочинение «Об уме», работа над которым длилась более двух десятков лет. Идеи, озвученные в ней, были слишком смелыми для того времени, произвели сенсацию и сделали автора знаменитым. В книге Гельвеций, в частности, отрицал тезис о том, что мир сотворен богом — равно как существование самого творца и бессмертие человеческой души. Неудивительно, что сильные мира сего в лице столичного парламента, Папы Климента VIII и теологического факультеты Сорбонны приговорили труды Гельвеция к сожжению, а ему самому пришлось дважды от них отрекаться. Под влиянием этих событий заодно запретили «Энциклопедию», в издании которой Гельвеций принимал самое активное участие. Идеям, изложенным в книге «Об уме», принадлежала значимая роль в формировании идеологии Французской буржуазной революции. Оказали влияние они и на утопический социализм начала XIX ст., а также на развитие европейской философской мысли в целом [2].

Некоторые цитаты Клода Гельвеция

Кого наказывают в лице еретика или безбожника? Того, кто достаточно мужествен, чтобы мыслить самостоятельно, кто больше доверяет своему разуму, чем разуму попов, и считает, что правом мыслить в равной мере обладают все.

Опыт показывает, что человек считает заблуждающимся всякого человека и плохой всякую книгу, которые расходятся с его взглядами.

2 Гельвеций

Если бы каждое наше желание исполнялось, то душа томилась бы в бездействии, и погибла бы о скуки. Человеку необходимы желания; для его счастья необходимо, чтобы за исполненным желанием всегда следовало новое и легко осуществимое желание. Немногие люди сознают в себе эту потребность, однако своим счастьем они обязаны смене своих желаний.

Страсти — это пресмыкающиеся, когда они входят в сердце, и буйные драконы, когда они уже вошли в него.

Если хочешь поступать честно, принимай в расчет и верь только общественному интересу. Личный интерес часто вводит в заблуждение.

Существуют два способа самовосхваления: один — говорить хорошо о себе, второй — поносить других.

Чтобы любить людей, надо от них мало ожидать [3].

Новации в педагогике

Клод Адриан Гельвеций, педагогические идеи которого были новаторскими, впервые раскрыл факторы, формирующие человека. Важнейшим из них он называл влияние среды. По его словам, человек является продуктом обстоятельств и воспитания. При этом он ошибочно воспринимал воспитание в качестве средства для переустройства общественной жизни.

Единой целью воспитания для всех он считал стремление к благу общества. Он утверждал, что воспитание всемогуще, но при этом не принимал индивидуальные отличия каждого ребенка.

3 Шато Воре, Ремалар[fr], Орн, где жил Гельвеций

Будучи противником схоластики, которой он наслушался в иезуитском колледже, Гельвеций требовал, чтобы общественное воспитание было светским. Также он был против засилья латыни в школах.

Предметами, которые должны были изучаться в школах, философ считал:

  • родной язык;
  • историю;
  • политику;
  • мораль;
  • поэзию.

При этом обучение должно было быть наглядным и строиться на личном опыте ученика. Он выступал за равные права в получении образования для мужчин и женщин. Учителями же должны были быть люди просвещенные. Он настаивал, чтобы они были обеспечены материально и были окружены всеобщим уважением в обществе [4].

Интересно? Еще можно почитать

1) «Философские сказки. Сказки этого рода — более серьёзные и более важные, но иногда столь же легкомысленные и менее занятные, чем простые сказки, — сохранили между собою почти неизменное сходство. К числу этих сказок, одновременно и столь замысловатых, и столь скучных, я отношу сказки о нравственной красоте, о природной доброте человека, наконец, различные отвлеченные системы физического мира. Последние должны быть построены только на опыте; если философ не обращается к опыту, если ему не хватает мужества остановиться там, где ему недостаёт наблюдения, то он воображает, что строит систему, а в действительности только сочиняет сказки.

Такой философ вынужден подменять гипотезами недостающий опыт и заполнять догадками необъятные промежутки, оставляемые нынешним, а ещё более прошлым невежеством между всеми частями его системы».

Этот и еще 55 материалов VIKENT.RU по теме Критика философии

2) Видео: МЕТОДОЛОГИЯ / ФИЛОСОФИЯ ТВОРЧЕСТВА: есть ли ФИЛОСОФСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ?..

3) Видео: Онлайн-лекция VIKENT.RU № 302: ПОСТэндшпиль: жизнь идей после смерти Личности

Источники

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда