{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Расплата за открытие

Считается, что фантасты могут предсказывать будущее...

Но скорее по научно-фантастическим рассказам можно увидеть влияние на стоящего на мечты о будущем. Когда в 1960-е годы в искусстве СССР зарождается мощная «шестидесятническая» гуманистическая волна, она нашла отражения и в рассказах фантастов.

1 Астронавт на Марсе

К этому добавились глобальные проблемы и чередой кризисов, с которым столкнулось человечество. А авторитет науки начал снижаться и потерял новизну, удивление, превратившись в привычную банальность. И фантастика перешла от поиска новых возможностей в науке к исследованию её «экстремальных зон» произошла тематическая революция.

«...после 1960-х годов фантасты „обнаружили“, что открытие или изобретение может оказаться несовершенным, у него могут вскрыться глобальные, опасные для всего общества, непредвиденные последствия. Такую стратегию интеграции фантазма в сюжет можно назвать рефлексивной, поскольку она предполагает осмысление и рефлексию последствий „чуда“».

Суть идеи новой темы в плате за научное открытие, какую цену придется за нее заплатить самому изобретателю или человечеству в целом. Иногда в буквальном смысле требует жертву — за возможность вернуться из межзвездной экспедиции в рассказе братьев Стругацких придется заплатить длительными и мучительными перегрузками. Или ради изобретения «живой воды» в рассказе Г. Тарнаруцкого врач жертвует своей жизнью, карьерой и личным счастьем.

«Самопожертвование учёных было вообще важной темой тогдашней культуры — тут можно вспомнить знаменитый фильм „Девять дней одного года“ и дважды экранизированный роман Даниила Гранина „Иду на грозу“. Знаменитый рассказ Стругацких „Шесть спичек“ (1959), в сущности, посвящен самой теме права на самопожертвование».

Цена открытия может быть разной. Часто жертвой становится сам создатель — изобретение обращает свою мощь против него. Или изобретатель гибнет во время испытания своего открытия. Иногда небольшая ошибка или случайность становится причиной трагических последствий. Но все же чаще всего расплата уже заложена непосредственно в само изобретение.

2 Астронавт Брюс Маккэндлесс II

Идея цены за открытие развивается через последствия. Получается система — есть вызов, проблема, но решение ведет к побочным явлениям. При их устранении возникают другие негативные последствия. То есть каждая производная порождает новое следствие. И проблема создания нового сводится не просто к конструированию, а к преодолению так же и последствий создания изобретения.

Сама идея расплаты за открытия не является новой, на первый взгляд. Но в первой половине двадцатого века последствия открытия происходили во время испытаний и носили развлекательный или даже комических характер, а не трагический. То в новой волне видны социальные и моральные вызовы. Писатели второй половины двадцатого века перенесли последствия научных открытий из лаборатории ученого, испытательного полигона или другого ограниченного места действия на более широкий социальный уровень.

«Очень важным ходом для авторов „постшестидесятнической“ научной фантастики является столкновение изобретателя и научной инновации с окружающим обществом: общество оказывается неадекватным изобретению и недостойным него, а изобретение в тексте рассказа — инструментом социальной критики, высвечивающим общественные недостатки».

3 Волшебный портал — Image by upklyak on Freepik

Интересно, что в результате этой тематической революции писатели фантасты ушли от научного подхода, где рационализм не всегда способен справиться с непредсказуемыми факторами и социальными последствиями. Произошло смещение акцента на иррационализм — полумистика, чудо, эмоциональность, близость к природе...

Такая рефлексивная стратегия оказалась настолько удачной, что практически вытеснила из фантастики научную, инструментальную стратегию.

Дополнительные материалы для Вас

1) Видео: СМЫСЛ ЖИЗНИ: ДОСТОЙНЫЕ ЗАВЕЩАНИЯ выдающихся (!) Личностей

2) Видео: СИЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ: НОВЫЕ ТЕМЫ / ИДЕИ по И.Л. Викентьеву, часть II

3) Видео: РАЗВИВАЮЩИЕ ЛИЧНОСТЬ НОВЫЕ ТЕМЫ / ИДЕИ по И.Л. ВИКЕНТЬЕВУ, Часть I

4) Видео: Онлайн-лекция VIKENT.RU № 302: ПОСТэндшпиль: жизнь идей после смерти Личности

Источник

Фрумкин К.Г., Анатомия научно-фантастического рассказа (на материале русской фантастики XX века), в Сборнике материалов Петербургской фантастической ассамблеи-2017, СПб. 2018 г., с.31-35

Фото:

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда