{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

О праве на ленивую деградацию

Полагаю, что каждый слышал, что лень — это двигатель прогресса...

Возможно, не просто слышал, но и пользовался этим для оправдания своего желания отдохнуть от суеты и рутинных дел. А в популярной психологии, среди коучей, артистов, художников и просто блогеров активно продвигают старые заблуждения о пользе лени. Интересно проследить последствия на примере стратегий русских акционистов в Европе.

1 Джон Уильям Годвард, «Сладкое безделье» (1904)

Мода на лень возникла не вчера. Марсель Дюшан гордился тем, что восславил в искусстве лень, и воплотил этот принцип в концепции «Ready-made» — готовое изделие массового производства выставляется в качестве произведения искусства.

В это же время Казимир Малевич пишет трактат «Лень как действительная истина человечества». Вместо «освобождённого труда» утверждает лень, повторяя идеи «О праве на лень» Поля Лафрага, который свободу дикаря и отсталых крестьян по сравнению с изнуряющему однообразию труда рабочих индустриального века.

«Художественная лень» становится все привлекательней, особенно в отсутствии собственных идей. В конце XX века Жан-Ив Жуаннэ пишет о концепции «художника без произведений», когда вымышленный писатель без собственных сочинений, оказал влияние на известных литературных творцов. Очень удобная позиция. И похоже, популярная не только среди писателей, но и философов

Видео: Что дала современная философия обществу?

Закономерное продолжение этой линии выразил один из основателей югославского концептуализма, хорватский художник Младен Стилинович — коротко и определённо:

На Западе художники не ленивы, а потому они — не художники, а производители... Их озабоченность малозначимыми вещами — производством, распространением, галерейной системой, музеями, конкуренцией (кто первый), их озабоченность производством объектов — все это их отвращает от лени, от искусства.

А московские концептуалисты в Европе перешли к «художественной лени прямого действия» — полный отказ от создания в пользу маргинальных акций для привлечения внимания. Воровство еды в магазинах и эпатажные посты в социальных сетях. Требование содержать себя, чтобы можно было и превращать свою жизнь в непрерывную «художественную» акцию.

Доплыли, долетели — а дальше что?

Мнения «курильщиков» по поводу лени разобрали, и для контраста стоит привести отношение к лени «здорового человека». Французский художник XIX века Эжен Делакруа писал в своём дневнике:

«У большинства людей ум остаётся запущенной почвой почти в течение всей жизни. Поэтому вполне позволительно, глядя на множество глупых или посредственных людей, которые не столько живут, сколько прозябают, удивляться тому, что Бог дал этим созданиям разум, способность воображать, сравнивать и комбинировать и т.д. и что все это приносит так мало плодов. Лень, невежество, положение, в какое ставит их случай, превращает почти всех людей в пассивные орудия обстоятельств. Мы никогда не знаем, чего можем добиться от самих себя. Лень, конечно, — наибольшая помеха к развитию наших способностей»Дневник Делакруа в 2-х томах, Том 1, М., «Издательство Академии художеств СССР», 1961 г., с. 168. Источник — портал VIKENT.RU: https://vikent.ru/author/1231/

2 Джон Уильям Годвард, «Праздность» (1900)

А вот что более века назад писал композитор Чайковский о «неохоте работать» своих Коллег по опасному музыкальному бизнесу:

Я научился побеждать себя. Я счастлив, что не пошёл по стопам моих русских собратов, которые, страдая недоверием к себе и отсутствием выдержки, при малейшем затруднении предпочитают отдыхать и откладывать. От этого, несмотря на сильные дарования, они пишут так мало.Чайковский П.И., Из письма к Н.Ф. фон Мекк от 5 марта 1878 г. / О Композиторском мастерстве: избранные отрывки из писем и статей, М., «Государственное музыкальное издательство», 1952 г., с. 49-52. Источник — портал VIKENT.RU: https://vikent.ru/enc/5858/

Чего добились те, кто отстоял своё право не лень, расширил ее и углубил, как говорил М.С. Горбачёв. И чего добились те, кто ее победил, а не сдался, кто предпочёл работать, а не отдыхать? Их мы помним, спустя столетия. А кто вспомнит тех, кого лень победила еще при жизни, хотя бы через десять лет?

Интересно? Еще можно почитать

1) «У нас странное представление о лени. Кажется, с тех пор как написан „Обломов“, принято считать, что ленивый человек — в сущности, приятное существо, незлобивое и в чем-то даже очаровательное. Но чаще всего всё ровно наоборот. Ленивые люди сплошь и рядом — мстительные, истеричные, пакостные типы».

Этот и еще 103 материала VIKENT.RU по теме Деградация творческих людей

2) Видео: Как бороться с ленью?

3) Видео: Онлайн-консультация VIKENT.RU № 304 «КРЕАТИВНЫЕ / ТВОРЧЕСКИЕ КОЛЛЕКТИВЫ»

Источники

  • Делакруа Эжен на портале VIKENT.RU https://vikent.ru/author/1231/
  • О «неохоте работать» и творческой продуктивности по П.И. Чайковском https://vikent.ru/enc/5858/
  • Серое Фиолетовое. Лень и воля. О стратегиях русских акционистов в Европе // Журнал «Нож», 19 января 2018 https://knife.media/art-laziness/

Фото:

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда