{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Философия стула Георга Зиммеля

Немецкий философ Георг Зиммель воспринимал рукотворные вещи как особое откровение человеческого бытия. Это было одним из его социологических открытий. Когда Зиммель спрашивает о предметах: ручка, мода, кокетство, приключение, руины, мост и дверь, то все эти вопросы нельзя рассматривать отдельно от человеческого влияния. В отдельный момент времени и в то же время со стороны вечности видна каждая вещь, которая служит человеку в повседневной жизни. Возможно, наиболее ясно это показано в эссе «Мост и дверь»: мост как раз и навсегда определяющий путь между двумя определенными местами, завершающий дверь, вход и выход из нашей жизни, чередование человеческого одиночества и внешнего мира.

1 Георг Зиммель, Фото 1914 года

Подобного отношения к миру вещей человека не понимал немецкий историк Майнеке. В своих воспоминаниях он поделился впечатлением о визите Зиммеля:

«Но тогда из разговора с этим умным человеком для меня мало что выскочило, или это были просто искры, которые быстро погасли. Я предложил ему стул, как он и пришел, но он остался стоять и начал излагать философию стула и предложения стула самому себе».

Это одно из величайших заблуждений, с которыми Зиммель сталкивался снова и снова. Конечно, он знал, что есть стул, на котором можно сесть, и что стул предлагают гостю, но он не был готов садиться в любой момент, потому что любой предмет, даже самый незначительный, даже предназначенный исключительно для использования, изначально давался ему как проблема, требующая мнения его разума. Он ни в коем случае не вырывал из рук философию стула и предложения стульев, но его настиг вопрос согласно человеческо-социологическому значению этой вещи, которая, созданная руками человека, снова становится доступной для служения человеку и которая снова и снова становилась для Зиммеля поводом для вопросов.

Если бы Майнеке полностью осознал социологическую мысль Зиммеля, он бы знал, что такое созерцание соответствует типу ума Зиммеля и что этот играющий интеллект поднимается как луч из метафизической глубины. Глубоко внутри горела мистическая пятерка, которая в современном, столичном мышлении рассыпалась тысячей искр наружу. Майнеке видел только эти быстро тлеющие искры, а не пятиконечную звезду, из которой они возникли.

Видео: Что дала современная философия обществу?

Некоторые факты биографии

Георг Зиммель родился 1 марта 1858 года в самом сердце Берлина, на углу Лейпцигерштрассе и Фридрихштрассе. Для понимания его можно сравнить с Таймс-сквер в Нью-Йорке. Достаточно символичное место для человека, который всегда в своей жизни был на пересечении многих движений, находился под влиянием разных интеллектуальных течений европейской мысли и моральных направлений.

Зиммель был младшим из семи детей. Его отец, преуспевающий еврейский бизнесмен, принявший христианство, умер, когда Зиммель был еще молод. Опекуном мальчика был назначен друг семьи, владелец музыкального издательства. Отношения в семье возможно наложили свой отпечаток на характере. Отсутствие безопасности в ближайшем окружении проявило с молодости в Зиммеле чувство маргинальности и незащищенности.

Закончив обучение в гимназии, Зиммель изучал историю и философию в Берлинском университете у известных в то время преподавателей: историков Моммзена, Трейчке, Сибеля и Дройзена, философов Хармса и Целлера, историка искусства Германа Гримма, антропологов Лазаруса и Штайнталя (которые были основателями «Народной психологии») и психолог Бастиан. Обширные знания от истории и социологии до философии и психологии Зиммеля после защиты диссертационной работы «Природа материи в соответствии с физической монадологией Канта» определила всю его последующую карьеру.

2 Georg Simmel: Die Religion. l

Зиммель остался в Берлинском университете, став приват-доцентом (неоплачиваемый преподаватель, зависящий от платы студентов) в 1885 году. Его курсы варьировались от логики и истории философии до этики, социальной психологии и социологии. Он читал лекции о Канте, Шопенгауэре, Дарвине и Ницше, среди многих других. Часто в течение одного учебного года он изучал новые тенденции в социологии, а также в метафизике.

Он был очень популярным лектором, и его лекции вскоре стали ведущими интеллектуальными событиями не только для студентов, но и для культурной элиты Берлина. Однако, несмотря на очарование, которое он вызывал, его академическая карьера оказалась неудачной, даже трагичной.

Интересно? Еще можно почитать

1) «Говорят, что философия представляет из себя особую форму познания — более глубокого и широкого, чем то даётся наукой. В таком случае:

1. научные истины должны быть добываемы и в философских измышлениях помимо науки,

2. не должно быть грубых ошибок философских воззрений и

3. должны быть исходные основы и философии и науки различны.

Однако относительно 1 — у нас почти нет ни одного такого примера, и философия, в сущности, представляет из себя ту область человеческой мысли, где всего рельефнее и сильнее сказывается научное мировоззрение толпы и общества определённой эпохи.

Мне кажется, в этом её сила и значение для развития человеческого сознания. 2) История грубых ошибок философии чрезвычайно любопытна. Особенно интересно бы было сравнить невежество современных русских философов».

Этот и еще 55 материалов VIKENT.RU по теме Критика философии

2) Видео: МЕТОДОЛОГИЯ / ФИЛОСОФИЯ ТВОРЧЕСТВА: есть ли ФИЛОСОФСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ?..

3) Видео: Онлайн-консультация VIKENT.RU № 304 «КРЕАТИВНЫЕ / ТВОРЧЕСКИЕ КОЛЛЕКТИВЫ» 19 февраля 2023 в 19:59 (мск).

Источники

Фото:

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда