Стивен Тумлин о матрицах познания

Стивен Тулмин сформулировал в 1960-х годах концепцию формирования и функционирования «стандартов рациональности и понимания», которая исторически легла в основе научных теорий. Понимание в науке, как правило, развивается в соответствии принятым в научном сообществе стандартам или «матрицам». Всё, что по каким-то причинам не укладывается в текущую «матрицу», считается отклонением и стимулирует развитию науки.

1 С. Э. Тулмин

Рациональность научного знания определяется его соответствием стандартам понимания. Последние изменяются в ходе эволюции научных теорий, трактуемой им как непрерывный отбор концептуальных новшеств. Сами теории рассматриваются не как логические системы высказываний, а как особого рода «популяции» понятий.

Подобная биологическая аналогия широко распространена в эволюционной эпистемологии как у Тулмина, так и у других авторов. Это удобная и понятная схема изображения развития. Научные теории и традиции подвержены консервации (выживаемость) и инновациям (мутации). «Мутации» сдерживаются критикой и самокритикой («естественный» и «искусственный» отбор), поэтому заметные изменения наступают лишь при определенных условиях, когда интеллектуальная среда позволяет «выжить» тем популяциям, которые в наибольшей степени адаптируются к ней. Скачки в развитии связываются заменой уже самих матриц понимания, парадигм.

Механизм эволюции «концептуальных популяций» состоит в их взаимодействии с внутринаучными (интеллектуальными) и вненаучными (социальными, экономическими и др.) факторами. Понятия могут «выживать» благодаря различным фактором. Это как значительность в познании, так и под влиянием социальных факторов — идеология, экономическая прагматичность, научный авторитет лидера школы и так далее. Внутренняя (рационально реконструируемая) и внешняя (зависящая от вненаучных факторов) история науки являются дополняющими одна другую сторонами одного и того же эволюционного процесса.

Тулмин отводил решающую роль рациональным факторам, а «носителями» научной рациональности являлись представители «научной элиты», проводящих «искусственный» отбор и «выведение» новых, продуктивных понятийных «популяций». Но в процессе своих историко-научных исследований, Тумлин обнаружил ограниченность эволюционистской модели развития знания. В своих эпистемологических анализах он пытался обойтись без объективистской трактовки истины, склоняясь к инструменталистской и прагматистской ее трактовке. Будучи противником догматизма в эпистемологии и неоправданной универсализации критериев рациональности, Тумлин придерживался конкретно-исторического подхода к процессам развития науки, связанного с привлечением данных социологии, социальной психологии, истории науки и др. дисциплин.

2 Модель аргументации Тулмина

В работах по этике и философии религии Тулмин утверждал зависимость обоснованности моральных и религиозных суждений от принятых в данных областях правил и схем понимания и объяснения, формулируемых или практикуемых в языке и служащих гармонизации социального поведения. Однако эти правила и схемы не имеют универсальной значимости, а действуют в конкретных ситуациях этического поведения. Поэтому анализ языков этики и религии в первую очередь направлен не на выявление неких универсальных характеристик, а скорее на их уникальность.

В своих поздних работах он пришел к выводу о необходимости ревизии традиционных, идущих от эпохи Просвещения, «гуманистических» представлений о рациональности: человеческая рациональность определяется контекстом социальных и политических целей, которым служит и наука.

Некоторые факты биографии

Стивен Тулмин родился в Лондоне, Англия, 25 марта 1922 года. Через 20 лет он получил степень бакалавра гуманитарных наук в Королевском колледже Кембриджского университета, и становится младшим научным сотрудником в Министерство Авиационной промышленности. По возвращению в Англию в 1947 получил степень магистра гуманитарных наук, а потом и степень доктора философии. В Кембридже Тулмин познакомился с австрийским философом Людвигом Витгенштейном, чьи исследования взаимосвязи между использованием и значением языка сильно повлияли на формирование взглядов Тулмина. В докторской диссертации Тулмина «Разум в Этике» можно проследить идеи Витгенштейна, касающиеся анализа этических аргументов (1948).

3 Витгенштейн — Памятник новой философии в Ластере, Согн-ог-Фьордане, Норвегия

После окончания Кэмбриджа, с 1949 по 1954 Тулмин преподавал Философию истории в Оксфордском университете. Именно в этот период он написал свою первую книгу: «Философия науки» (1953). С 1954 по 1955 год Тулмин проработал на должности приглашенного профессора истории и философии науки в Мельбурнском Университете в Австралии. После чего он вернулся в Англию, для того чтобы возглавить кафедру Философии в университете Лидса. В этой должности он пробыл с 1955 по 1959.

Работая, в Лидсе он издает одну из своих наиболее значимых книг в области риторики: «Способы использования Аргументации» (1958). В своей книге он исследует направления традиционной логики. Несмотря на то, что книга была плохо воспринята в Англии, а коллеги Тулмина в Лидсе и вовсе, смеясь, называли её «нелогичная книга» Тулмина, в США профессора — коллеги Тулмина по Колумбийкому, Стенфордскому и Ньюйоркскому университетам, где в 1959 он читал лекции в качестве приглашенного профессора, книгу одобрили.

Интересно? Еще можно почитать

1) «Стивен Тулмин связал антинауку »... с контрнаучным движением, с контркультурой, причём для него критика культуры и науки составляет одну из важных тенденций вообще истории культуры, тенденцию вполне законную, достойную уважения и вполне обоснованную.

Тулмин выделил ряд наиболее значимых принципов, характерных для всех вариантов критики науки«.

Этот и еще 27 материалов VIKENT.RU по теме Интеллектуальное жульничество

2) Видео: МЕТОДОЛОГИЯ / ФИЛОСОФИЯ ТВОРЧЕСТВА – 10 ТИПИЧНЫХ ОШИБОК

3) Видео: НАУЧНЫЕ & ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ

Источники

Фото:

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда