{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Несказочные сказки Владимира Проппа

Благодаря своей монографии «Морфология народной сказки», выпущенной в 1928 году, Владимир Яковлевич Пропп оказал влияние на европейскую структурную мысль в литературоведение, антропологии и семиологии. Писатель-постмодернист Умберто Эко считал, что «Соссюр + Леви-Стросс + Ельмслев + Пропп создали единый метод, которым является структурализм». А сам Пропп считается отцом структурализма.

1 Владимир Пропп, русский филолог

При исследовании структуры фольклорных произведений Пропп применил формалистический метод — разбил структуры предложения в повествовании на элементы (морфемы) для анализа. В его системе включены понятия «запрета» и «недостатка», которые побуждают героя преодолевать препятствия и заниматься поиском решения. Позднее ученик Проппа Альгирдас Греймас на основании его идей, сформулировал принцип нарративных исследований: «Модальная категория берет на себя ответственность за содержание сообщения и организует его, устанавливая определенный тип отношений между составляющими лингвистическими объектами».

Формалистический подход Проппа позволяет убрать эмоциональные помехи для восприятия, такие как тон, ритм, время и настроение повествования. Для анализа берется текст, оставляя в стороне фонетику, как более сложную область. Кроме того, Пропп подвергает анализу не изменчивые второстепенные детали, а ищет динамику сюжета в нескольких версиях одной и той же сказки. То есть, «метаязык» повествования, имеющий общие черты для всех сказок одной группы. Чтобы найти общую структуру мифа, он берёт несколько версий одной и той же сказки и смотрит на изменения и развитие деталей в этих версиях.

Проанализировав типы персонажей и виды действий традиционных русских народных сказках, Пропп определил всего тридцать одну общую «повествовательную тему». Не все они присутствуют в каждой сказке, но все сказки, которые он проанализировал, отображали функции в неизменной последовательности.

2 Васнецов «Алёнушка»

Достоевский сказал, что все русские писатели начинали с «Сюртука» Гоголя. И сейчас можно утверждать, что все европейские структуралисты начинали с морфологии народной сказки Проппа. И даже сегодня он является предметом дискуссий постструктурных философов и критиков.

Некоторые факты биографии

Владимир Пропп родился в Петербурге 28 апреля 1895 года в семье поволжских немцев. Начальное образование он получил дома. Сначала его воспитывала русская няня, которая пела ему народные колыбельные песни, рассказывала сказки. Позже родители наняли иностранных гувернанток, чтобы Проппа обучили этикету, игре на фортепиано, немецкому и французскому языкам. Среднее образование он получил в Анненском училище.

Окончив училище в 1913 году, Владимир Пропп поступил в Петербургский университет на германское отделение историко-филологического факультета. Через год началась Первая мировая война. Пропп неудачной попытки уйти добровольцем записался на курсы оказания первой помощи и ухода за больными. Он успешно сдал экзамены по анатомии, физиологии, хирургии и в 1915 году начал работать в лазарете санитаром, а затем братом милосердия. Параллельно Пропп продолжал учиться в университете. В 1918 году Владимир Пропп окончил университет и стал преподавать русский язык и литературу в гимназиях и средних школах Петрограда. В это время молодой учитель и начал изучать народные сказки.

3 Васнецов «Ковёр-самолёт»

Спустя три года он поступил в Петроградский богословский институт. Здесь готовили церковных деятелей, проводили богословские лекции, собирали религиозные кружки и обсуждали философские вопросы. Пропп продолжал работать в школе, посещал лекции и работал над монографией «Морфология сказки». Однако скоро научный труд начал занимать у него слишком много времени, и тогда молодой ученый оставил институт.

Интересно? Еще можно почитать

1) «Однако, прежде, чем перейти к разработке, следует решить вопрос, на каком материале может быть произведена эта разработка. На первый взгляд кажется, что необходимо привлечь весь существующий материал. На самом деле в этом нет необходимости. Так как мы изучаем сказки по функциям действующих лиц, то привлечение материала может быть приостановлено в тот момент, когда обнаруживается, что новые сказки не дают никаких новых функций.

Конечно, исследователь должен просмотреть большой контрольный материал. Но вводить весь этот материал в работу нет необходимости. Мы нашли, что 100 сказок на разные сюжеты представляют собой более, чем достаточный материал. Обнаружив, что никаких новых функций не может быть найдено, морфолог может поставить точку, а дальнейшее изучение пойдет уже по иным линиям».

Этот и еще 71 материал VIKENT.RU по теме Язык и семиотика

2) Видео: ВЫЯВЛЕНИЕ МЕТОДИК / ПРИЕМОВ РАБОТЫ

3) Идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности — на онлайн-консультацию третье воскресенье каждого месяца в 19:59 (мск). Это принципиально бесплатный формат.

Задать вопросы Вы свободно можете здесь: https://vikent.ru/w0/

Источники

Фото:

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда