{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Как составить вопросы для исследовательского интервью? Часть 3/4

Продолжение. Начало

Часть III. Как задавать неприятные вопросы?

Бывает так, что для исследования необходимо извлечь информацию, про которую респондент не очень хочет рассказывать. Например, это могут быть ошибки, которые он допустил. Рассмотрим приёмы, которые позволяют составить вопрос так, чтобы с большей вероятностью извлечь информацию, которой респонденту может быть не очень комфортно делиться.

Несерьёзная форма вопроса

«Вы случайно не …?»

«Не приходилось ли Вам …?»

Пример из книги

«Величайшая находчивость должна быть проявлена лицом, проводящим опрос, чтобы придумать, как задать смущающий респондента вопрос в корректной форме. Ниже мы приводим несколько примеров того, как можно переформулировать вопрос: «Вы убили свою жену?».Несерьезная форма вопроса: «Вы случайно не убили свою жену?»

Карточки с вариантами ответа

Респонденту задаётся вопрос и выдаются карточки, на которых написаны варианты ответа. Ему необходимо выбрать подходящий ответ.

Пример из книги

«Картонка с вариантами ответов:«Укажите, пожалуйста, номер варианта на этой карточке, который соответствует тому, что произошло с Вашей женой». (Даете респонденту карточку с вариантами ответа)1. Естественная смерть.2. Я ее убил.3. Другое (что?) (Заберите карточку до начала судебного следствия!)»

Вопросы «Как и все» и «Так поступает каждый»

«В наши дни многие … Не приходилось ли Вам?»

«Зачастую люди … Происходило ли с Вами такое?»

«Даже самые спокойные люди иногда … Было ли у Вас такое, что …?»

Пример из книги

«Тип вопроса «Как и все»: «Вы знаете, в наши дни многие убивают своих жен. А Вы случайно не убили свою жену?»«Так поступает каждый. Утверждение, что все люди часто ведут себя не самым желательным образом, уменьшает опасения респондента. Например: «Даже самые спокойные родители иногда сердятся на своих детей. Сделали ли Ваши дети за последние семь дней с ____(указывается дата) что-нибудь, заставившее Вас рассердиться?».

Вопрос «о других»

«Знаете ли Вы людей, которые …? Вы не относитесь к их числу?»

Пример из книги

«Вопрос «о других»:А) «Вы знаете таких людей, которые убили своих жен?»Б) «Вы не относитесь к их числу?»

Изначальное предположение о том, что респондент совершал какое-либо действие

Интервьюер не спрашивает, делал ли что-то респондент, а изначально предполагает, что делал. А дальше, например, спрашивает о количестве: «Сколько раз Вы … ?»

Предостережение: если респондент никогда не действовал подобным образом, он может почувствовать себя дискомфортно.

Пример из книги

«Изначальное предположение о поведении, вопросы задаются о частоте или других деталях. Обычно при проведении опросов не принято предполагать, что человек ведет себя определенным образом, не выяснив, так ли это на самом деле. Игнорирование данного правила приводит к преувеличению в ответах. Если же величина положительных ответов изначально занижена, то прием может оказаться эффективным. Например, в формулировке вопроса: «Сколько сигарет Вы обычно выкуриваете за день?» заложено предположение, что респондент курит (при этом остается возможным ответ «ни одной»). Этот метод мог быть использован и в вопросах об алкогольных напитках (таблица 15). Тогда вопросы о том, употреблял ли респондент алкогольные напитки за последний год или когда-либо в жизни, были бы пропущены.Недостатком подобных вопросов является то, что респондент, которому вообще такое поведение не свойственно, может почувствовать себя дискомфортно, и это приведет к снижению качества коммуникации между ним и интервьюером».

Ссылка на авторитет, чтобы оправдать поведение респондента

Можно сослаться на исследования, мнения врачей / учёных / других Профессионалов.

Пример из книги

«Респонденты обычно более благосклонно относятся к некоему утверждению, если оно принадлежит уважаемому человеку. В качестве примера можно привести первую фразу вопроса об употреблении вина: «Сейчас многие доктора придерживаются мнения, что вино снижает вероятность сердечных приступов и улучшает пищеварение». Скорее всего, в таком контексте лучше ссылаться именно на группы профессионалов (докторов, ученых, исследователей), но не называть конкретные имена. Респондент может не знать отдельных личностей или не испытывать к ним уважения».

Уважительные причины

Поместить в вопрос причины, которые объясняют, почему респондент вёл себя не самым желательным образом.

«Не случилось ли так, что какие-либо обстоятельства помешали Вам … ?»

Пример из книги

«Если в формулировке вопроса содержится уважительная причина, объясняющая, почему опрашиваемый вел себя не самым желательным образом (не голосовал, не пользовался ремнем безопасности), вероятность получить правдивый ответ заметно увеличивается. Так, в вопросе 2 таблицы 12 у респондента спрашивают: «Не случилось ли так, что какие-либо обстоятельства помешали Вам принять участие в голосовании, или Вы все-таки проголосовали?». В еще более явной форме причину нежелательного поведения респондента можно найти в вопросе об использовании ремней безопасности: «Многие водители говорят, что ремни безопасности очень неудобны, с ними трудно дотянуться до переключателей фар или стеклоочистителей. Если вспомнить последний раз, когда Вы находились в машине, были ли Вы пристегнуты ремнями безопасности?»

Вопрос о прошлом

ри выявлении негативной информации о респонденте лучше спросить не о том, действует ли он так в настоящее время, а о том, не приходилось ли ему поступать так в прошлом.

Пример из книги

«При обсуждении социально неодобряемого поведения лучше не задавать вопросов о положении дел в настоящий момент, а выяснить, приходилось ли респонденту когда-либо вести себя подобным образом. В то же время, изучая социально одобряемое поведение, желательно спрашивать о настоящем времени, а не задавать общие вопросы».

Источник: Сеймур Садмен, Норман Брэдбери. Как правильно задавать вопросы: введение в проектирование массовых обследований. — М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2002. — с. 85-87

Окончание — Как составить вопросы для исследовательского интервью? Часть 4/4 — выйдет 30 апреля 2023 года.

Подпишитесь, чтобы не пропустить.

Дополнительные материалы для увеличения возможностей читателей

Полезные материалы по задаванию вопросов и проведению интервью:

  • Доклад Т. В. Кыркаловой «15 приёмов: как задать сильный вопрос»: https://youtu.be/9cJRQ3U1tUc
  • Доклад Т. В. Кыркаловой «Этический Кодекс при интервью Эксперта»: https://youtu.be/GwphH3pZv30
  • Доклад Д. А. Матвеева «Как правильно задать вопрос Эксперту»: https://youtu.be/NRk1dRTMAK0
  • Доклад С. А. Резникова «Извлечение профессиональных знаний из Экспертов» https://youtu.be/x1J8gAXWGuc
  • Доклад Ю. В. Максимкиной «Развитие мышления: как задавать сильные вопросы» https://youtu.be/QQCNUtVi2ss
  • Доклад И. М. Лебедева «Опыт проведения «табличных интервью» с Экспертами для выявления их знаний https://youtu.be/l8qKH4WrCcw

Новые исследовательские темы

  • Как проиллюстрировать вопрос? Приёмы введения визуальной информации
  • Как выбирать респондентов для опроса: по каким признакам выбрать качественного интервьюируемого ДО интервью?
  • Варианты подсказок в исследовательских интервью
  • Цепочки / последовательности вопросов на исследовательских интервью под разные задачи

Автор реферата приглашает к разработке новых исследовательских тем под личным руководством. Если Вас заинтересовала какая-либо тема, Вы можете написать мне в личные сообщения: https://vk.com/tkyrkalova

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда