Как составить вопросы для исследовательского интервью? Часть 3/4
Продолжение. Начало
Часть III. Как задавать неприятные вопросы?
Бывает так, что для исследования необходимо извлечь информацию, про которую респондент не очень хочет рассказывать. Например, это могут быть ошибки, которые он допустил. Рассмотрим приёмы, которые позволяют составить вопрос так, чтобы с большей вероятностью извлечь информацию, которой респонденту может быть не очень комфортно делиться.
Несерьёзная форма вопроса
«Вы случайно не …?»
«Не приходилось ли Вам …?»
Пример из книги
Карточки с вариантами ответа
Респонденту задаётся вопрос и выдаются карточки, на которых написаны варианты ответа. Ему необходимо выбрать подходящий ответ.
Пример из книги
Вопросы «Как и все» и «Так поступает каждый»
«В наши дни многие … Не приходилось ли Вам?»
«Зачастую люди … Происходило ли с Вами такое?»
«Даже самые спокойные люди иногда … Было ли у Вас такое, что …?»
Пример из книги
Вопрос «о других»
«Знаете ли Вы людей, которые …? Вы не относитесь к их числу?»
Пример из книги
Изначальное предположение о том, что респондент совершал какое-либо действие
Интервьюер не спрашивает, делал ли что-то респондент, а изначально предполагает, что делал. А дальше, например, спрашивает о количестве: «Сколько раз Вы … ?»
Предостережение: если респондент никогда не действовал подобным образом, он может почувствовать себя дискомфортно.
Пример из книги
Ссылка на авторитет, чтобы оправдать поведение респондента
Можно сослаться на исследования, мнения врачей / учёных / других Профессионалов.
Пример из книги
Уважительные причины
Поместить в вопрос причины, которые объясняют, почему респондент вёл себя не самым желательным образом.
«Не случилось ли так, что какие-либо обстоятельства помешали Вам … ?»
Пример из книги
Вопрос о прошлом
ри выявлении негативной информации о респонденте лучше спросить не о том, действует ли он так в настоящее время, а о том, не приходилось ли ему поступать так в прошлом.
Пример из книги
Источник: Сеймур Садмен, Норман Брэдбери. Как правильно задавать вопросы: введение в проектирование массовых обследований. — М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2002. — с. 85-87
Окончание — Как составить вопросы для исследовательского интервью? Часть 4/4 — выйдет 30 апреля 2023 года.
Подпишитесь, чтобы не пропустить.
Дополнительные материалы для увеличения возможностей читателей
Полезные материалы по задаванию вопросов и проведению интервью:
- Доклад Т. В. Кыркаловой «15 приёмов: как задать сильный вопрос»: https://youtu.be/9cJRQ3U1tUc
- Доклад Т. В. Кыркаловой «Этический Кодекс при интервью Эксперта»: https://youtu.be/GwphH3pZv30
- Доклад Д. А. Матвеева «Как правильно задать вопрос Эксперту»: https://youtu.be/NRk1dRTMAK0
- Доклад С. А. Резникова «Извлечение профессиональных знаний из Экспертов» https://youtu.be/x1J8gAXWGuc
- Доклад Ю. В. Максимкиной «Развитие мышления: как задавать сильные вопросы» https://youtu.be/QQCNUtVi2ss
- Доклад И. М. Лебедева «Опыт проведения «табличных интервью» с Экспертами для выявления их знаний https://youtu.be/l8qKH4WrCcw
Новые исследовательские темы
- Как проиллюстрировать вопрос? Приёмы введения визуальной информации
- Как выбирать респондентов для опроса: по каким признакам выбрать качественного интервьюируемого ДО интервью?
- Варианты подсказок в исследовательских интервью
- Цепочки / последовательности вопросов на исследовательских интервью под разные задачи
Автор реферата приглашает к разработке новых исследовательских тем под личным руководством. Если Вас заинтересовала какая-либо тема, Вы можете написать мне в личные сообщения: https://vk.com/tkyrkalova