{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как составить вопросы для исследовательского интервью? Часть 4/4

Продолжение. Начало

Часть IV. Как расположить вопросы на интервью?

Начало интервью

Задать контекст интервью:

1) Объяснить цель интервью;

2) Решить орг. вопросы: анонимность, возможность записи интервью и т.п.;

3) Ответить на вопросы респондента по поводу интервью.

Пример

«Необходимо задать для собеседника контекст интервью, проведя с ним короткие собеседования до и после собственно интервью. Для задания контекста служит предварительный брифинг, в котором интервьюер определяет ситуацию для собеседника; коротко рассказывает о цели интервью, использовании диктофона, и т.д.; спрашивает у собеседника, не хочет ли он задать какие-нибудь вопросы до начала интервью. Дальнейшие разъяснения относительно всего исследовательского проекта предпочтительно отложить до окончания интервью».

Источник: Квале С. Исследовательское интервью. — М : Смысл, 2003. — с. 130

В качестве первых вопросов поместить простые вопросы, на которые респонденту будет легко и комфортно отвечать.

Пример

«Начинайте с простых, не вызывающих опасений, и значимых для респондента вопросов. Ставьте более трудные или вызывающие опасения вопросы ближе к концу вопросника. Никогда не начинайте вопросник для почтового интервью с открытого вопроса, отвечая на который требуется много писать».

Источник: Сеймур Садмен, Норман Брэдбери. Как правильно задавать вопросы: введение в проектирование массовых обследований. — М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2002. — с. 209

Чтобы «разогреть» респондента, в начале интервью можно предложить ему порассуждать вслух на несложную тему.

Пример

«Применяя стандартный метод размышления вслух, респондентов просят не только дать ответ, но и описать способ, которым он получен. Типичный пример такой просьбы: «Мы заинтересованы не только в ваших ответах, но и в том, каким образом вы к ним пришли. Я бы хотел попросить вас проговаривать свои мысли, отвечая на вопрос, т. е. говорить вслух все, что приходит вам в голову. Чем больше вы будете говорить, тем большую помощь в составлении хороших вопросов вы нам окажете. Хорошо? Первый вопрос...».

К. Эриксон и Г. Саймон [Ericsson, Simon, 1980] предлагают начинать с «разогревающих» упражнений — просить рассуждать вслух, например, отвечая на вопрос о количестве окон в доме респондента. Мы считаем подобное начало искусственным. В качестве «разогревающих» мы используем первые вопросы интервью, комментируя и поясняя высказывания респондента».

Источник: Садмен С., Брэдбери Н., Шварц Н. Как люди отвечают на вопросы: применение когнитивного анализа в массовых обследованиях. — М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2003. — с. 45-46

Основная часть интервью: рекомендации по последовательности вопросов

Расположить вопросы по мере сужения: от более общих к более конкретным.

Пример

«Для проведения личных интервью используйте процедуру сужения, то есть начинайте с более общих вопросов и постепенно переходите к более конкретным. Это позволяет минимизировать эффект последовательности вопросов (если сначала задают частные вопросы, в ответах на них может содержаться подсказка к общим вопросам). Если тема интервью не очень значима для респондента, прежде чем выяснять общую точку зрения, возможно, потребуется задать конкретные вопросы. (Процедура сужения не работает, когда респондент самостоятельно заполняет анкету.)»

Источник: Сеймур Садмен, Норман Брэдбери. Как правильно задавать вопросы: введение в проектирование массовых обследований. — М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2002. — с. 209-210

Сгруппировать вопросы по темам, чтобы не скакать от одного предмета обсуждения к другому.

Если вопросы касаются какого-то события, расположить их в хронологической последовательности.

Если есть сомнения в том, насколько честно отвечает собеседник, можно через некоторое время перезадать тот же самый вопрос в другой формулировке.

Пример

«Если у расспрашивающего возникает подозрение, что какая-то информация утаивается, то наводящие вопросы могут быть заданы специально. Тогда вся тяжесть опровержения перекладывается на собеседника, как, например, в вопросе «Когда вы перестали бить свою жену?» Полицейские и адвокаты также систематически применяют наводящие вопросы для проверки последовательности и надежности высказываний человека. В исследовании личности с помощью теста Роршаха психолог использует наводящие вопросы, чтобы «установить границы» специфических форм восприятия двусмысленных чернильных пятен. В исследованиях Ж. Пиаже (интервью с детьми об их понимании физических понятий) вопросы, ведущие в ложном направлении, применялись для проверки устойчивости понимания детьми, к примеру, того, что такое вес. В диалоге Сократа о любви он многократно использует такие наводящие вопросы, как, например, «Ты говорил... не так ли?», для того, чтобы показать противоречия в понимании Агафоном любви и красоты.

В качественном исследовательском интервью особенно удобно использовать наводящие вопросы для того, чтобы многократно проверить надежность высказываний интервьюируемого, а также для того, чтобы проверить правильность интерпретаций интервьюера. Таким образом, в противовес широко распространенному мнению, наводящие вопросы не всегда снижают надежность интервью, но могут ее увеличивать».

Источник: Квале С. Исследовательское интервью. — М : Смысл, 2003. — с. 158

Конец интервью

Если есть предположение, что респондент ответил на вопрос не очень честно, можно предложить ему оценить вопросы: насколько трудно для большинства людей отвечать на них.

Это поможет получить более честный ответ.

Пример

«Интервью — это социальная интеракция, и потому респондент не расположен давать социально неодобряемый ответ. Вопросы, подразумевающие такие ответы, воспринимаются настороженно, а ответы обычно корректируются в соответствии с общими представлениями респондента. Определить степень опасности вопросов, субъективно ощущаемой респондентом, можно посредством дополнительных вопросов в конце интервью.

Исследования, направленные на измерение опасений, вызванных вопросами, в последнее время не проводились. В нашей ранней работе [Bradbum, Sudman, et al., 1979] мы показали, что прямые вопросы о возникающих опасениях также воспринимаются с настороженностью. Достоверные ответы можно получить, задавая вопросы в предположительной форме (проективные методы), как в следующем примере.

ПРИМЕР 15: Вопрос (задается в конце интервью): Иногда вопросы по-разному воспринимаются людьми. Нам интересно услышать ваше мнение о некоторых вопросах, прозвучавших в интервью. Я буду называть вопросы, а вы применительно к каждому ответьте: считаете ли вы, что для большинства людей на них отвечать очень трудно, трудно, затруднительно или совсем нетрудно?»

Источник: Садмен С., Брэдбери Н., Шварц Н. Как люди отвечают на вопросы: применение когнитивного анализа в массовых обследованиях. — М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2003. — с. 63

Закончить беседу следующими способами:

1) Подвести итог, перечислив основные выявленные тезисы;

2) Узнать, хочет ли респондент что-то добавить к сказанному;

3) Ответить на вопросы респондента, если таковые возникли.

Пример

«Кроме краткого собеседования, предшествующего интервью, должно быть проведено собеседование после интервью или дебрифинг. По окончании интервью может возникнуть напряжение или тревога, потому что в разговоре респондент раскрывает личные эмоциональные переживания и может тревожиться относительно целей интервью и использования полученных данных в дальнейшем. Может возникнуть и ощущение опустошенности: собеседник делится очень большим количеством информации о своей жизни и ничего не получает взамен. Это возможно, но как правило, по окончании исследовательского интервью респонденты чувствуют себя реально обогащенными, получая удовольствие от свободной беседы с внимательным слушателем и делая иногда открытия при обсуждении важных для их жизненного мира тем.

Интервьюер может закончить беседу, перечислив некоторые основные моменты, выявленные в интервью. Затем собеседник может захотеть прокомментировать эту обратную связь. Вслед за этим интервьюер может заключить беседу, сказав, к примеру: «У меня больше нет вопросов. Хотите что-нибудь добавить или спросить, прежде чем мы закончим интервью?». Это даст собеседнику дополнительную возможность обратиться к проблемам, о которых он думал или которые взволновали его в процессе интервью».

Источник: Квале С. Исследовательское интервью. — М : Смысл, 2003. — с. 130-131

Дополнительные материалы для увеличения возможностей читателей

Полезные материалы по задаванию вопросов и проведению интервью:

  • Доклад Т. В. Кыркаловой «15 приёмов: как задать сильный вопрос»: https://youtu.be/9cJRQ3U1tUc
  • Доклад Т. В. Кыркаловой «Этический Кодекс при интервью Эксперта»: https://youtu.be/GwphH3pZv30
  • Доклад Д. А. Матвеева «Как правильно задать вопрос Эксперту»: https://youtu.be/NRk1dRTMAK0
  • Доклад С. А. Резникова «Извлечение профессиональных знаний из Экспертов» https://youtu.be/x1J8gAXWGuc
  • Доклад Ю. В. Максимкиной «Развитие мышления: как задавать сильные вопросы» https://youtu.be/QQCNUtVi2ss
  • Доклад И. М. Лебедева «Опыт проведения «табличных интервью» с Экспертами для выявления их знаний https://youtu.be/l8qKH4WrCcw

Новые исследовательские темы

  • Как проиллюстрировать вопрос? Приёмы введения визуальной информации
  • Как выбирать респондентов для опроса: по каким признакам выбрать качественного интервьюируемого ДО интервью?
  • Варианты подсказок в исследовательских интервью
  • Цепочки / последовательности вопросов на исследовательских интервью под разные задачи

Автор реферата приглашает к разработке новых исследовательских тем под личным руководством. Если Вас заинтересовала какая-либо тема, Вы можете написать мне в личные сообщения: https://vk.com/tkyrkalova

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда