{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Фрейд соединил понятия исследования и лечения человека

Зигмунд Фрейд еще в начале своего научного пути пришёл к выводу, что нужно понять природу психического заболевания, чтобы его лечить. Изучение отдельного феномена не даст результата без системного подхода к проблеме в целом. Эти предпосылки привели его к открытию принципов психоанализа как практического метода исследования человека. Фрейду впервые не только удалось объяснить поведения человека в психологических категориях и понятиях, но и доказать возможность изменения поведения при определённых обстоятельствах. Он соединил понятия исследования человека и его лечение. А благодаря ему началась работа над общей теорией личности, которая основана не на теоретических рассуждения, а на практике эмпирических наблюдений.

1 Раскрашенный портрет Зигмунда Фрейда

В институте Мейнерта, Фрейд занимался невропатологией и написал научные работы по нейронным связям слухового нерва, чувствительных нервах и мозжечке. Его книга о детском церебральном параличе до сих пор остаётся значимым вкладом в медицинскую науку, а исследование афазии (нарушение речи — примечание А.А. Морозова) считается более фундаментальной работой, хотя и менее известной.

Работу в области неврологии Фрейд совмещал с первыми опытами в психопатологии истерии и гипнотизма. Интерес к области психологии возник в 1886 году, когда на полученную стипендию он съездил на стажировку в Париж к профессору Шарко. Но его увлечение взглядами известного профессора на гипноз и истерию не встречали понимания коллег в Вене. Исследование Фрейда мужской истерии не привлекла внимания специалистов, и он постепенно отдалился от медицинского сообщества, а вскоре его исключили из лаборатории по анатомии мозга.

Благодаря экспериментам с применением различных приёмов в 1895 году Фрейд открыл метод свободной ассоциации. Он предлагал пациентам отбросить сознательный контроль над своими мыслями и говорить первое, что придет в голову. Этот подход, как показала практика Фрейда, через продолжительное время позволяло человеку вспомнить давно забытые события и заново их пережить. Эмоциональная реакция была подобна той, что пациенты проявляли под гипнозом, но менее выражено, дозировано и при полном сознании. Таким образом получалось «прорубить путь сквозь подсознательные конфликты». В 1896 году Фрейд впервые использовал термин «психоанализ» для описания этого процесса.

Фрейд постепенно учился понимать значение символов, которыми пациенты выражали глубоко спрятанные переживания. После чего Фрейд обратил внимание на сновидения, когда многие пациенты во время сеансов свободной ассоциации рассказывали о своих снах. Наводящие вопросы об ассоциациях к элементам сна помогали Фрейду раскрывать скрытое содержание и причины. Этот язык подсознательных умственных процессов в 1900 году был описан в книге «Толкование сновидений».

2 «Толкование сновидений» (1900), обложка первого издания. Лейпциг и Вена, издательство Франца Дойтике (Franz Deuticke)

Некоторые факты биографии

6 мая 1856 года в семьи Амалии и Якоба Фрейд родился первенец, названные в честь деда Зигмундом. Когда ему исполнилось три года, семья перебралась в Вену. Родители ему одному из многочисленных детей выделили отдельную комнату, чтобы Сигги, как они его называли в семейном кругу, мог спокойно работать. И Фрейд не обманул надежд родителей, когда с блеском окончил школу.

Честолюбивые мечты о почестях и славе были своего рода компенсацией за полученную психотравму в возрасте 12-ти лет, когда незнакомец сбил в грязь с отца его новую шапку из меха и приказал убираться с тротуара. И отец сошел с тротуара и поднял шапку. Эта покорность глубоко задели Фрейда. Избавиться от стремления к сильной отеческой руке ему удалось только благодаря интеллектуальным результатам спустя почти сорок лет.

3 Зигмунд Фрейд (1856-1939) в возрасте восьми лет со своим отцом Якобом

После оккупации нацистами Австрии в 1938 году, Фрейд отказался покидать Вену. Когда ему напомнили об его еврейском происхождении и грозила отправка в Освенцим, то за Фрейда вступился буквально весь мир. В защиту высказался испанский король, датская королева и президент США Франклин Рузвельт. Решить вопрос удалось Бенито Муссолини звонком напрямую в ставку Гитлера с просьбой дать возможность Фрейду выехать за границу. Генрих Гиммлер предложил вариант выкупа. Тут же нашлись желающие. Одной из бывших пациенток Фрейда, а затем верной ученицей была внучка Наполеона Мария Бонапарт, жена греческого принца Георга. Она заявила австрийскому гауляйтеру: «Я заплачу за учителя любую сумму». Нацистский генерал назвал цену: два великолепных дворца княгини — почти все, что у нее было. «Слава Богу, фамилию деда вы у меня отнять не сможете», — с презрением сказала Мария Бонапарт, подписывая бумаги.

Интересно? Еще можно почитать

1) «Термином «дикий психоанализ» З. Фрейд называл ошибки психотерапевта, возникающие вследствие отсутствия либо недостаточности его профессиональной подготовки. Подобные псевдо-специалисты не только наносят вред своим Пациентам, но и дискредитируют психоаналитический подход в целом.

Этот и еще 173 материала VIKENT.RU по теме Общая психология

2) Видео: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ О ТВОРЧЕСТВЕ / КРЕАТИВЕ

3) Идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности — на онлайн-консультацию третье воскресенье каждого месяца в 19:59 (мск). Это принципиально бесплатный формат.

Задать вопросы Вы свободно можете здесь: https://vikent.ru/w0/

Источники

  • Зигмунд Фрейд на портале VIKENT.RU https://vikent.ru/author/107/
  • Самин Д. К., 100 великих ученых. — М.: Вече, 2004. — 592 с. (100 великих) с.375-381

Фото:

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда