{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Государство как произведение искусства по Якобу Буркхардту

В посмертно опубликованных записях лекций периода 1868 — 1871 годов Якоб Буркхардт говорит о трех главных ветвей: государство, культура и религия, которые находятся в постоянном взаимодействии. В лекциях он говорил, что «существуют первичные политические и религиозные эпохи и завершающие эпохи, которые живут для великих целей культуры». Древние Египет, Мексика и Перу представляют примеры «культуры, определяемой государством», исламские страны показывают примеры «культуры, определяемой религией», а городские полисы Древней Греции демонстрировали «государство, определяемое культурой»

1 Якоб Буркхардт

При изучении эпохи Возрождения Буркхардт приходит к концепции «государство как произведение искусство». Он описал ее в книге «Культура Возрождения в Италии. Опыт исследования»:

«В государствах того времени впервые проявляется дух современного европейского государства, поглощенного собственными интересами, демонстрирующего свой ужасный и ничем не ограниченный эгоизм, ставящего себя выше права и подавляющего в зародыше любое здоровое начинание; но там, где эта тенденция преодолевается или как-то уравновешивается, на исторической сцене появляется нечто новое: государство как рассчитанное и продуманное творение, государство как произведение искусства».

Буркхардт отмечал, что выделение периода или компонента истории является произвольным приемом. История — это социальная среда, которая постоянно меняется, как линия горизонта. Нужно обозначать точки для ориентира, а не стремиться к бесконечно ускользающему горизонту. Якоб Буркхардт планировал написать серию монографий, которые охватывали бы Средние века со времен Константина Великого до эпохи Возрождения. Когда он занял кафедру истории в Базельском университете, он решил отказаться от этой задачи, чтобы посвятить себя исключительно преподаванию. Однако у нас есть, так сказать, две конечные точки работы: Эпоха Константина Великого (впервые опубликована на немецком языке в 1852 году) и Цивилизация Возрождения в Италии.

2 «Афинская школа» — фреска работы Рафаэля Санти в Станца делла Сеньятура («Зале указов») Ватиканского дворца.

Некоторые факты биографии

Якоб Буркхардт родился в 25 мая 1818 года в одной из беднейших ветвей известной базельской семьи. Сначала он начал изучать теологию, прежде чем перейти к греческой филологии и древней истории. Но в Берлинском в университете под влиянием немецкого историка искусства и поэта Франца Куглера, а так же благодаря разработчику метода историографии Леопольду фон Ранке Буркхардт открыл для себя новую дисциплину истории искусств. Этому делу он посвятил всю свою жизнь.

Буркхардт вел скромное существование — он жил в единственной съемной комнате, каждую осень собирая сухие листья для своего матраса. Не принимал официальные знаки уважения или отличия, и упорно отказывался от приглашений на собрания ученых, мягко высмеивая их, заявляя, что ему не интересно продавать свой товар за пределами Базеля, где он преподавал в университете и регулярно читал публичные лекции. Хотя его скромность была описана с оттенком иронии, но это помогло полностью посвятить себя исследованию. Свободный от противоречий и склок, которые так легко проникают в академический мир и приводят к отчуждению, Буркхардт выработал свое особое понимание истории и упрямо стремился к знанию, охватывающему как материальный, так и духовный мир.

Интересно? Еще можно почитать

1) «Альфонс Бертильон работал писарем в полиции Парижа. Он заметил, что некоторые признаки в описаниях преступников устойчиво повторяются... В течение ряда лет он собирал картотеку описаний различных людей, сравнивал эти описания и в итоге разработал свою систему идентификации личности по 14 измеряемым признакам: рост, длина верхней части туловища, окружность и длина головы, длина ступней, рук, пальцев и ушей и т.п. Один из первых успехов Альфонс Бертильона в 1883 году — идентификация преступника по его внешним данным — хотя сам преступник назвался не своим именем...

Этот и еще 80 материалов VIKENT.RU по теме Появление новой научной дисциплины

2) Видео: НОВАЯ ПРОРЫВНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕМА

3) Идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности — на онлайн-консультацию третье воскресенье каждого месяца в 19:59 (мск). Это принципиально бесплатный формат.

Задать вопросы Вы свободно можете здесь: https://vikent.ru/w0/

Источники

Благодарю И.Л. Викентьева за присланный фрагмент

Фото:

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда