Алексей Еремин

От эгосистем к экосистемам

Перевод статьи Матиаса Уолтера, основателя Platform Innovation Kit

В одном из прошлых постов мы представили инструмент для изучения экосистем как главный шаг в процессе поиска, а также изучения возможностей для создания платформ. Только понимание полной картины позволяет увидеть проблемы и неэффективности, чтобы создавать (цифровые) решения на этой основе.

Но что если другие платформы уже доминируют в вашей отрасли? Такие ситуации, когда победитель получает всё, можно наблюдать сегодня очень часто. Так как же традиционные компании могут создать новые драйверы роста?

В этой статье мы расскажем о том, как более широкое понимание экосистемы поможет создать стратегию конкурентного противодействия, где ключевыми составляющими являются объединение усилий с другими партнерами и новые технологии, такие как блокчейн.

Контекст

За последние три года мне посчастливилось учиться и работать в двух главных экономических направлениях нашего времени — в области цифровых платформ и блокчейна.

Создание Platform Innovation Kit помогло мне лучше понять экономику платформ и помочь многим компаниям и общественным организациям из списка Fortune500 открыть для себя силу многосторонних бизнес-моделей.

Мне также посчастливилось построить один из трех ведущих центров блокчейн-решений в Германии, где я углубил свои знания о различных типах технологий распределенных реестров (Distributed Ledger Technologies, DLT). Именно там я испытал и внедрил распределенные бизнес-модели, в которых DLT позволяет сотрудничать посредством нейтрального стека технологий.

Этот опыт позволил мне понять природу обоих направлений, их взаимосвязь и различие.

Работая с клиентами, я часто наблюдаю две ситуации:

  • Компания хочет перевернуть отрасль и поэтому ищет возможность построить платформу — чтобы в конечном итоге стать победителем, который получит всё.
  • Компания, завершив подготовительные работы по цифровой трансформации, автоматизируя процессы, понимает, что новые платформы уже доминируют в отрасли.

Во второй ситуации возникает серьезный вопрос о том, как действовать дальше.

При этом компания видит, что общество также переживает серьёзные изменения. Мы все стали свидетелями влияния доминирующих платформ на нашу повседневную жизнь, например, водители такси выходят на улицы против Uber, местные жители — против AirBnB. Всё больше и больше людей требуют более жестких правил регуляции и налогов.

Итак, как компаниям и обществу развиваться в этих условиях?

«От эгосистем к экосистемам»

Этот термин я придумал не так давно, не зная о работе Отто Шармера, старшего преподавателя в MIT Sloan School и основателя Presencing Institute. Отто также является соавтором книги «Лидерство в зарождающемся будущем» (Leading from the Emerging Future), в которой описаны восемь ключевых точек трансформации капитализма. Это очень вдохновляет, поэтому я рекомендую прочитать эту книгу, чтобы расширить и углубить понимание экосистем.

Я стал развивать эту мысль еще дальше в направлении экономики и новых бизнес-моделей, как показано на рисунке ниже, где появляющиеся цифровые бизнес-экосистемы — следующий шаг эволюции бизнес-моделей после платформ.

Цифровые экосистемы — следующий этап в эволюции бизнес-моделей

Бизнес-экосистемы — это центры совместного создания ценности

Когда меня спрашивают, что я понимаю под «бизнес-экосистемами», то я всегда начинаю с простого для понимания примера: мобильность как услуга.

Практически все мы планируем частные поездки одинаково: вы используете несколько различных приложений на смартфоне и большинство из них являются доминирующими платформами: AirBnB для бронирования жилья, UBER для бронирования поездки в аэропорт, сайты для бронирования перелетов, туристические порталы для бронирования экскурсий и так далее.

Эти продукты значительно облегчают планирование поездок, но, тем не менее, остаются не до конца эффективны: вам необходимо использовать несколько отдельных приложений. Что если бы вы могли объединить всё это в одном?

Это и является отправной точкой для бизнес-экосистемы; устранение неэффективности для конечного пользователя и объединение услуг в единый интегрированный процесс.

Появление и развитие таких «бизнес-экосистем» подкрепляется тремя основными тенденциями

  • Пользователи хотят гладкого, «бесшовного» опыта.
  • Кооперация как стратегия противодействия конкурентным атакам.
  • Рост децентрализованных технологий, таких как DLT.

Опыт создания «бандлов»

Как я уже объяснял ранее, пользователи становятся все более зависимыми от своих смартфонов так, что все поездки они будут организовывать, используя одно устройство.

Растущая потребность в удобстве требует от провайдеров услуг и платформ задуматься о том, как интегрировать и объединять эти возможности в одном продукте, чтобы удержать внимание пользователей.

Объединение в экосистему

Стратегия совместного создания ценности

Платформы, особенно такие мега-платформы, как Google, Facebook, Alibaba и т.д., доминируют и выходят на все новые и новые рынки, забирая пользователей у существующих компаний. Понятно, что они хотят занять центральные точки контакта, такие как ваш смартфон, дом, автомобиль и т.д.; места, где вы проводите много времени в течение дня.

А как же традиционные компании? Как они могут противостоять атакам больших платформ?

Одним из способов может стать объединение нескольких компаний в решении конкретной проблемы, где общее — больше, чем просто сумма его составляющих.

Дело даже не в том, что платформы становятся больше, но и в той ценности, которую они создают: сравните часть пирога (экосистемы) и весь пирог (экосистему) целиком. Поэтому компаниям стоит объединить усилия по решению самых разных задач клиентов, для достижения общей цели этих компаний.

Технологии распределенного реестра

После появления Bitcoin мы стали свидетелями рождения многих новых технологий распределенных реестров: Ethereum, Hyperledger, IOTA, Hashgraph, и многие другие.

Большинство из были запущены как проекты с открытым исходным кодом, где разработчики по всему миру стремились не только разрушить доминирующее положение крупных традиционных компаний, но также и основных платформ, чтобы вернуть больше справедливости на рынок.

Если не считать волну ICO, где некоторые «стартапы» хотели обмануть людей, чтобы забрать их деньги, остаются все же поистине революционные примеры использования децентрализованных технологий и их внушительный потенциал.

В основном я работал с корпорациями, которые использовали децентрализованный технологии, такие как Hyperledger, в качестве среды для совместной работы.

Там, где компании не доверяют друг другу, эта технология обеспечивает доверие и прозрачность. Очень хороший пример — фонд Energy Web Foundation, где крупные энергетические компании совместно работают над реализацией бизнес-моделей, используя Ethereum.

Аналогично такие стартапы, как OpenBazaar, создали децентрализованный онлайновый рынок, как Amazon, где пользователи являются основными движущими силами платформы.

Или мои друзья из Evan, которые строят распределенную сеть для корпораций в Европе, что позволяет им работать вместе и объединять различные отрасли.

Совместное создание ценности это ключ для входа в эру экосистем

Как будет проходить развитие?

Ключевым моментом станет «бесшовный» опыт. Как я уже объяснял в своей статье об изучении экосистем, исследуя ваши цепочки создания ценности (секторы экосистем) на предмет неэффективностей, вы обнаружите все больше и больше возможностей, где сможете интегрировать различные области, объединить, улучшить опыт для конечных потребителей.

Новые бизнес-модели экосистем возникнут из 3-х отправных точек:

  • Мега-платформы (такие как Alibaba) продолжат поглощать все больше и больше секторов внутри экосистем, объединяя их под своим брендом.
  • Традиционные компании объединятся и научатся совместно предоставлять услуги, например, BMW и Daimler, которые недавно объявили о своем плане объединения мобильных стартапов.
  • Независимые стартапы будут использовать средства, полученные от ICO, для построения прорывного бизнеса, например проекты на базе DLT наподобие OpenBazaar — бесплатной торговой платформы, принадлежащей пользователям.

Выводы:

Успех в эпоху экосистем требует совместной работы. Даже если вы являетесь платформой, корпорацией или блокчейн-стартапом, который играет в «эгосистемную» игру, рано или поздно вы все равно останетесь позади.

Три основные тенденции ведут нас к новой эре бизнес-экосистем: запрос на бесшовный опыт, традиционные компании понимают силу единства в конкуренции с крупными платформами, рост технологий распределенных реестров — технологической основы для сотрудничества нового поколения.

Благодарности и дополнительные материалы

Спасибо доктору Отто Шармеру за вдохновение и исследования — сначала нужно переосмыслить свое мировоззрение, чтобы перейти от эго- к эко-. Читайте больше в его книгах и на сайте.

Спасибо Майклу Джейкобидсу из Лондонской бизнес-школы. Его исследования бизнес-экосистем вдохновили меня, он помогает мне понять общую картину. Некоторые из его выступлений можно найти на YouTube или встретиться с ним лично на Саммите платформенной экономики.

Исследование McKinsey на тему «Конкуренция в мире экосистем».

Everything should be made as simple as possible, but not simpler.

Эта статья переведена для вас экспертной сетью Rocketmind. Мы помогаем компаниям создавать цифровые платформы.

{ "author_name": "Алексей Еремин", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 1, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "unknown", "id": 198187, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Tue, 26 Jan 2021 18:08:02 +0300", "is_special": false }
0
0 комментариев
Популярные
По порядку

Комментарии

null