Что делать в 20 лет - как не "потратить время на учебу"
В период с 16 до 20 лет большинство молодых людей озадачены поступлением в ВУЗ. А так как это минимум на 4 года, в сознании отпечатывается следующее: «чтобы овладеть профессией потребуются года, но прежде, нужно очень хорошо подумать и убедиться в верности своего выбора. В противном случае придется снова потратить много лет на обучение». Ответственность огромная! Градус накаляется...
Будем разбираться, как облегчить себе жизнь.
Для начала немного биологии.
В нашем мозге есть такой отдел как лобная кора. Эта область мозга вовлечена в регуляцию эмоций, контроль поведения, отсрочку удовольствия, прогнозирование долгосрочных действий и оценку их рискованности.
Лобная кора полностью созревает к 25 годам. К этому времени наши выборы становятся максимально объективными, исходя из того, какой опыт мы успели приобрести.
Вернемся к выбору профессии.
В 16-18 лет у человека действительно еще не подготовлена практическая база для принятия решения «кем быть» (тем более «на всю жизнь») по вполне естественным причинам — он еще не имеет опыта, не решал рабочие конфликты, не прочувствовал в каком на самом деле темпе происходит повышение его зарплаты, не имеет представления сколько бюрократических моментов может таиться в его ремесле и тд. (зачастую именно эти факторы являются ключевыми при смене работы)
И нередко учеба, а потом и работа, держится на стиснутых зубах, страхе потерять время и «обещаниях маме». А бывает так, что еще в период обучения людям открывается сторона будущей профессии, которую они просто не готовы принимать. Как следствие — работа не по специальности, и комментарии про бесполезность полученных знаний в университете.
На первом курсе я посмотрела лекцию Ирины Хакамады где говорилось, что до 30 лет нужно не париться что до сих пор «не заработан миллион», а активно искать себя, набираться опыта и много работать.
Помню, я это так и приняла.
И нет, у меня не отменилась в ту же минуту учеба, не поменялись глобально цели, и не исчезли амбиции, - я просто расслабилась. Я дала себе время до 30 лет на все самые серьезные ошибки, на получение опыта в чистом виде, время чтобы все попробовать, узнать, прочувствовать, проверить себя и мир.
Так что же делать в 20 лет?
То же самое что вы и делаете, только с другим отношением — не должника, а исследователя.
Тогда вы будете принимать решение «кем быть» каждый год, каждый месяц и каждый день без страха «не успеть» или что-то провалить.
«А вдруг не получиться» заменить на «ничего страшного если не получится, но я постараюсь сделать это».
Не получилось — продолжаете работу, начинаете следующий проект.
И в таком случае вы:
1. Не теряете самоуважение к себе; вы старались, а значит приложили все усилия.
2. Получаете опыт быстрее; переходите от одного дела к другому без ям депрессии «о неудавшемся».
3. Быстрее понимаете кто вы есть и чего стоите.
4. Если не остановитесь, то в конце концов поймете, что можете вообще все!
И именно в этой точке рождается виденье как можно осуществить то, чего вы хотели еще в раннем возрасте!
Ведь в начале мы не просто хотим стать бухгалтером или художником, но в каждом таком желании на самом деле заложена глубинная мотивация как-то преобразовать этот мир.
Ключевые мысли:
- Не бояться ошибиться, разрешить себе получать опыт.
- Действовать не из чувства долга, "я должен отучиться, потому что пообещал", а из любопытства - "интересно, что я смогу сделать через год с этими знаниями".