Бухгалтерский и налоговый учет – в чем разница?
Один из самых частых вопросов, которые мне задают клиенты, когда заказывают услугу «Бухгалтер на аутсорсе».
Сегодня разберемся, где и когда каждый из них применяется и как ведется.
Различие по целям
Раз есть два разных учета, значит, есть разные цели и задачи, под которые они используются.
💸Главная цель налогового учета – определить налоговую базу для последующей выплаты налога на прибыль.
В этом случае мы имеем дело прежде всего с отчетностью для ФНС и с контролем со стороны государства.
💶Для бухгалтерского учета важно в целом определить экономическое и финансовое состояние, в котором находится компания.
В случае бухгалтерского учеты мы имеем дело с инвесторами, дольщиками компании и банками.
Например, банк решает выдавать или не выдавать кредит организации именно на основании бух. учета.
📈Различие по доходам
Так как у двух видов учета разные цели, то мы и некоторые доходы компании считаем по-разному.
💸Для налогового учета существуют реализационные и внереализационные поступления.
Например, если компания продает молоко со своей фермы – это реализационные доходы. А если она получает дивиденды от доли в соседнем заводе – это внереализационный доход.
💶В бухгалтерском учете мы обращаем внимание на выручку от продажи товаров и услуг, взносы в уставной капитал, а также на штрафы и неустойки, которые получает компания во время своей деятельности.
📉Различие по расходам
Если мы по-разному считаем доходы, некоторые расходы тоже необходимо считать немного по-другому.
💸В налоговом отчете существуют 3 признака расхода:
- траты средств обоснованы
- траты документально зафиксированы и подтверждены
- траты необходимы для того, чтобы в дальнейшем заключать прибыль
Пример очень простой: компания «Супер молоко» закупила роботов для дойки коров. Деньги на покупку оборудования пойдут в статью расходов.
💶А в бухгалтерском учете мы берем во внимание не столько непосредственную трату денег, сколько ухудшение экономического состояния компании в целом.
Например, у все того же «Супер молока» сгорел сарай → материальное положение фирмы ухудшилось → мы фиксируем это как статью расходов.
Однако мы не потратили на это ни рубля.