Как реализовать смешанную модель обучения: опыт группы компаний Air Astana
Группа компаний Air Astana — крупнейший авиаперевозчик в Республике Казахстан, в штате которого находится более 5000 человек. В компании уделяется большое внимание обучению и развитию сотрудников. С этой целью авиакомпания создала Авиационный учебный центр, который проводит лекционные и практические занятия для разных специалистов: начиная от бортпроводников, заканчивая отделом продаж.
Компания давно планировала перевести всё корпоративное обучение в смешанный формат (blended learning), и пандемийный 2020 год ускорил переход в сторону этой модели. Переход состоял из нескольких этапов.
1 этап. Поиск платформы
Итак, пандемия. Нужно срочно найти онлайн-сервис, с помощью которого можно продолжить учебные программы для сотрудников. Важна простота, стабильность и наличие интерактивных инструментов.
Протестировав 3 - 4 платформы, в том числе и Zoom, Air Astana выбрала Pruffme. А почему? Отвечают Антон Кюне, старший тренер, и Юлия Граусбард, менеджер по дистанционному обучению и системам:
- Интуитивно понятный интерфейс: оптимальное сочетание функционала, необходимого тренерам, и удобства для пользователей. Проводить вебинары могут даже те люди, которые делают это в первый раз.
- Отсутствует задержка. С зарубежными платформами была проблема в том, что сервера находились в США или Европе, поэтому были постоянные задержки в видеовещании.
- Интерфейс на двух языках: русском и английском. Это актуально, так как в компании есть как русскоговорящие сотрудники, так и англоговорящие.
2 этап. Построение системы обучения
Обычно обучение сотрудников в Air Astana проходит по такому сценарию:
- Материалы для самостоятельной работы
Сначала сотрудник в системе дистанционного обучения (LMS) авиакомпании изучает материалы по теме курса, чтобы получить первые знания и сформировать общее понимание.
2. Вебинары
Далее проходит вебинар с классическим сценарием «спикер + презентация + чат для общения». Здесь сотрудники более глубоко погружаются в тему и задают все интересующие вопросы спикеру.
3. Тренинги
В заключении сотрудники отрабатывают изученный материал на практике, которая может проходит как в аудитории (особенно если есть законодательная необходимость), так и в онлайн-формате.
3 этап. Выбор инструментов
«Используем любые возможности, чтобы вовлекать людей».
Если тренинг проходит онлайн, то тренеры Учебного центра стараются применить все возможные интерактивные инструменты, чтобы сотрудники участвовали в дискуссиях и вовлекались в изучение темы.
Чаще всего это:
- групповые комнаты
На тренингах в Air Astana применяются разные методы обучения. Часто работают в группах: сотрудники делятся на команды по 7 - 8 человек, выполняют задания, устраивают дискуссии и затем возвращаются в общую вебинарную комнату, чтобы презентовать перед всеми результаты работы.
- текстовое поле
Используют по аналогии с флипчартами. Обычно работают с этим инструментом в группах — тренеры заранее пишут вопросы, а затем просят ответить на них участников. В каждой комнате есть модератор, который решает, кто будет писать на текстовом поле, а кто будет презентовать ответы в общей комнате.
- опросы и квизы
Нужны для того, чтобы в процессе вебинара или тренинга узнать мнение участников по тому или иному вопросу и сразу увидеть, как распределились голоса.
- тесты
Иногда тренеры используют тесты, чтобы сделать итоговую проверку по теме курса. Соответственно, если все успешно проходят тест, то можно идти дальше, если не успешно — нужны дополнительные занятия или материалы.
- статистика
Используют, чтобы понимать, кто присутствовал на занятии и сколько времени он провёл в вебинарной комнате. Плюс контроль присутствия помогает узнать, погружены ли участники в занятие или они просто оставили вкладку открытой.
Резюме
Группе компаний Air Astana удалось успешно внедрить систему смешанного обучения — часть занятий проходит в онлайн, часть в специально оборудованных аудиториях, часть материалов даётся для самостоятельного изучения через LMS. Это значительно сократило расходы: участники могут зайти на занятие откуда угодно — не нужно выделять бюджет на перевозку сотрудников с разных городов в офис Учебного центра, чтобы провести однодневный тренинг.
Антон Кюне резюмирует:
« В 2020 году Pruffme нас сильно выручил — все ушли на удалёнку, а проводить обязательное обучение нужно как-то было. Сейчас, когда карантинные ограничения ослабли, количество онлайн-мероприятий сократилось, но всё же они закрепились в компании. По итогу мы пришли к тому, к чему хотели прийти давно — к смешанной модели обучения.»
В ближайших планах внедрять всё больше и больше интерактивных инструментов — чтобы люди активно работали на занятиях, а не просто сидели и слушали.