{"id":13474,"url":"\/distributions\/13474\/click?bit=1&hash=89dcb97d365dcd062aa67a23ebd7d587ac1ef67c2c12b41ed4fdb46a523d850d","title":"\u0420\u0411\u041a \u0437\u0430\u0434\u0443\u0434\u043e\u0441\u0438\u043b\u0438. \u0427\u0442\u043e \u0434\u0435\u043b\u0430\u0442\u044c, \u0447\u0442\u043e\u0431\u044b \u043d\u0435 \u0437\u0430\u0434\u0443\u0434\u043e\u0441\u0438\u043b\u0438 \u0432\u0430\u0441","buttonText":"","imageUuid":"","isPaidAndBannersEnabled":false}
Цифровой Элемент

Кейс цифровой трансформации: b2b-портал продажи неликвидной продукции ПАО ТМК

Компания ТМК — самый крупный производитель труб для нефтегазового сектора в России. Группа ТМК объединяет 28 предприятий, расположенных в России и за ее пределами: Казахстане, США, Румынии, Омане, ОАЭ, Канаде. Компания поставляет продукцию более чем в 80 стран мира.

ПАО «ТМК» входит в ТОП-3 лидеров трубного бизнеса в мире. Помимо нефтегазовой сферы, продукция компании используется и в других промышленных сферах.

В «Цифровой Элемент» компания «ТМК» обратилась с задачей трансформировать реализацию неликвидной и непрофильной продукции, сделать их максимально прозрачными, минимизировать финансовые, логистические и трудовые затраты.

Результатом работы стал онлайн-портал, не имеющий аналогов на рынке. На портале доступна широкая номенклатура товаров: невостребованные основные средства, транспорт, непрофильная продукция. Товары можно приобрести как по фиксированной цене, так и на аукционе в режиме реального времени.

В ходе работы были реализованы следующие технические решения:

  • система оформления заказов для каждого предприятия группы компаний «ТМК»;
  • автоматическое ценообразование и публикация товаров на витрине и аукционе;
  • двусторонняя интеграция и регистрация заказов в платформе управления ресурсами компании ERP-система;
  • автоматическая модерация контрагентов;
  • механизм аукционов в режиме реального времени и подведение итогов с промежуточной проверкой участников службой экономической безопасности заказчика;
  • сопоставление и автоматический пересчет остатков в разных единицах измерения;
  • система складского учета и резервирования остатков;
  • нормализация справочника материалов.

Подробнее о функционале проекта рассказываем ниже.

1. Начало

Первым этапом работы стало проектирование бизнес-процессов внутри компании «ТМК». Проектная команда «Цифрового Элемента» проанализировала уже имеющиеся бизнес-процессы компании и на их основе спроектировала новые. Также были разработаны функциональные схемы, подготовлены прототипы будущего сервиса и написано техническое задание.

На портале для пользователей предусмотрены следующие роли:

  • Администратор;
  • Менеджер заводов;
  • Аудитор;
  • Сотрудник службы экономической безопасности;
  • Покупатель;
  • Неавторизованный пользователь.

Реакция системы определяется прописанным сценарием в зависимости от роли пользователя.

Автоматизация внутренних бизнес-процессов компании «ТМК»

2.1 Регистрация пользователей

Пользователи могут зарегистрироваться, заполнив контактные данные и реквизиты, выбрать модель сотрудничества и отправить нужные для регистрации документы.

Благонадежность контрагентов проверяется автоматически в ходе регистрации через Контур.Фокус по разработанному алгоритму скоринга. Сотрудники службы экономической безопасности компании (дальше - СЭБ) имеют открытый доступ к расширенному функционалу проверки контрагентов.

2.2. Двусторонняя интеграция на ERP-системе

При двусторонней интеграции не только система может регистрировать данные в ERP-системе, сама платформа также может запрашивать нужные данные у системы.

Для реализации этой функции мы разработали веб-сервис на базе протокола SOAP. Этот веб-сервис удобен тем, что легко передает и хранит любые данные в формате XML. Поэтому для работы с большим массивом информации SOAP стал оптимальным выбором. А еще этот сервис имеет такие преимущества:

  • отраслевой стандарт по версии W3C;
  • строгая спецификация;
  • поддерживается продуктами SAP;
  • однозначность.

Итак, через SOAP на портал попадают следующие данные:

  • категории справочника материалов,
  • материалы,
  • остатки по каждому материалу на каждом заводе,
  • статусы оплаты заказов,
  • статусы заказов,
  • дополнительные справочники SAP.ERP.

В ERP-системе передаются данные о создании контрагента, договоре и заказе.

Также мы разработали механизмы индексации товаров: учет и обработку остатков, автоматическое формирование цены по разработанным алгоритмам, обработка флага публикации, исходя из различных условий, обновления привязки к категориям, индексация для поиска.

2.3 Складской учет

При складском учете остатков товаров на портале учитываются:

  • списание товара,
  • перемещение товара,
  • резервирование товара,
  • возврат товара.

2.4 Оформление заказа

Заказ на портале можно оформить тремя способами:

  • по итогам аукциона. После победы контрагента в аукционе следует сборка заказа и формирование спецификации. Данные о заказе загружаются в ERP-систему.
  • на витрине. Вместе с резервированием товара создаются договор, спецификация, счет на оплату. В рамках интеграции с учетной системой заказчика формируется проект договора в ERP-системе, ожидающего оплаты со стороны контрагента. Клиент оплачивает заказ, и в ERP-системе появляется соответствующая отметка. Статус оплаты заказа передается обратно на портал. После исполнения договора на портал загружаются данные о выполнении или отмене заказа из ERP-системы. Все заказы контролируются менеджером компании в личном кабинете;
  • на витрине через менеджера (для физлиц). Менеджер оформляет заказ на витрине через свой личный кабинет и бронирует товар для этого покупателя до выполнения или отмены заказа. Клиент может связаться с менеджером по указанным контактам.

2.5 Отмена заказа

Отмена заказа возможна до момента оплаты. В этом случае товар снимается с резерва. Информация об отмене приходит менеджеру на электронную почту.

3. Аукционы

3.1 Создание аукциона

Менеджеры заводов запускают аукционы через личный кабинет. Они устанавливают правила и сроки их проведения, минимальную стоимость лотов, кратность ставок. Также организатор аукциона может потребовать от контрагентов прикрепить документацию, необходимую для дальнейшего участия.

Аукцион проходит в режиме реального времени. Организатор устанавливает таймер окончания торгов, который запускается после последней ставки. Он завершается, если другой участник не повысил ставку. После публикации аукцион становится доступен всем пользователям. Проверенные контрагенты могут подать заявку на участие.

3.2 Торги

С наступлением торгов ставки могут повышаться в режиме реального времени. Торги доступны в карточке аукциона и в интерфейсе по всем аукционам одновременно. Информация о каждом аукционе обновляется автоматически – участнику не нужно перезагружать страницу.

3.3 Подведение итогов

Для подведения итогов аукциона мы разработали многоступенчатую проверку процедуры и участников торгов – со стороны организатора и СЭБ.

Если победитель аукциона отказывается от лота, система переопределяет его другому участнику, чья ставка в торгах была максимальной.

3.4 Отчеты

На портале предусмотрена гибкая система построения аналитических отчетов.

Отчеты составляются по следующим критериям:

  • данные контрагентов,
  • заказы,
  • аукционы,
  • действия менеджеров,
  • действия сотрудников СЭБ.

Аудиторы могут получать данные о текущих продажах конкретного менеджера, заводов, контрагентов и категорий продукции, анализировать клиентский портфель и благонадежность контрагентов, а также получать информацию о сроках и качестве проверки контрагентов и аукционов службой экономической безопасности.

Вывод

Разработанный проект является уникальным для российских и мировых производителей. Наш портал – яркий пример взаимодействия бизнеса с digital-сферой и того, как цифровые технологии совершенствуют производственные процессы, увеличивая прибыль компании.

Благодаря цифровизации, процедура продажи неликвидной продукции компании «ТМК» стала прозрачной, понятной, быстрой. Объем реализации продукции компании стал больше, а потери заказчика от неэффективных продаж в оффлайне сведены к минимуму.

Наша платформа по реализации неликвидной и непрофильной продукции имеет широкие возможности масштабирования и дальнейшего развития своей функциональности — то, что нужно компании, работающей в высококонкурентой среде.

Разрабатывая систему, мы изначально заложили удобные инструменты контроля бизнес-процессов, наглядного представления информации, формирования и анализа отчетности.

В настоящий момент мы уже подключаем новые предприятия холдинга и вводим новые бизнес-процессы.

Роман Тарасенко
Технический директор Цифрового Элемента

Если вас заинтересовал наш кейс и вы хотите узнать подробности о реализации проекта, задавайте вопросы в комментариях. А если у вас похожая задача, мы готовы помочь с ее решением!

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null