{"id":13845,"url":"\/distributions\/13845\/click?bit=1&hash=54601a6ed47cd6f2ea994f54c639affb7b60c3a1bcc160f3f669d0dd5dd46701","title":"\u041f\u043e\u0434\u043a\u0430\u0441\u0442 \u043e \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u043a\u0435 \u2014 \u0431\u0435\u0437 \u0444\u043e\u043a\u0443\u0441\u0430 \u043d\u0430 \u0431\u0440\u0435\u043d\u0434\u0435, \u043d\u043e \u0441 \u044d\u043a\u0441\u043f\u0435\u0440\u0438\u043c\u0435\u043d\u0442\u0430\u043c\u0438","buttonText":"\u041f\u043e\u0434\u0440\u043e\u0431\u043d\u0435\u0435","imageUuid":"5e2e3429-1282-582a-a245-b0558a631fd2","isPaidAndBannersEnabled":false}

Как Россия проводит реализацию государственной политики в социальной сфере

Введение

Собственно, что же понимается под «реализацией государственной политики»? Некоторые считают, что это воплощение определенных мер по достижению установленных задач. Для её реализации подключают возможности всех слоёв общества, всех веток власти и важности структур управления, а еще неправительственных организаций, заинтересованных в надлежащих областях.

Для воплощения «государственной политики» политические деятели разрабатывают проекты, мобилизуют ресурсы, организуют и координируют работу членов комитетов. Устройство реализации подключает нормативные, организационно-экономические инструменты и способы влияния на регламентируемый объект, также создаёт управленческие структуры для того, чтобы максимально использовать важные ресурсы для осуществления какого-либо проекта. Триумф находится в зависимости от реалистичности преследуемых целей, взаимодействий всех зачинщиков и членов реализации политического курса, помощи общественных групп, ярких представителей в политической и экономической среде.

Федеральные законы и нормативные акты определяют цели, функции и структуры министерств и ведомств, а еще их обязанность за воплощение поставленных задач правительством. Организационная конструкция любого правительственного департамента произведена из филиалов, отделов, кадров, которые определяют цепочку принятых решений, разрабатывают собственные планы, сообщают принятые заключения главенствующей структуре и держат под контролем происходящие процессы. В некоторых областях реализации государственной политики чиновники создают особые органы для координации усилий министерств и ведомств по выполнению принятых заключений правительством (Комитет по образованию, Отдел по борьбе с терроризмом и т. д.).

Цель данной статьи рассмотреть четыре главных метода реализации социальной политики в России и понять настроение правительства в социальной сфере. Для этого мы будем использовать научную литературу, исторические процессы, нормативные акты, проводимые реформы и государственные документы. После этого мы посмотрим, что делает правительство проводя такие методы. Какие шаги они сделали, что они предприняли, проработали или полностью изменили.

Идеологический метод

Идеологический метод проведения социальной политики ставит перед собой две задачи – это формирование нравственно-этнических норм поведения общества. Если выражаться простым языком, то государство объясняет населению, что такое «добро» и «зло»; какие вещи всё же считаются «безнравственными», а другие «нравственные»; разделяет поведение на «хорошее» и «плохое».

Чтобы понять какова идеологическая политика современной России надо слегка вернуться в прошлое, а конкретнее в 1978 год. В это время у Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (далее РСФСР) появилась новая конституция, где была посвящена целая статья идеологии. В шестой статье была четко выражена значимость Коммунистической партии Советского Союза. Партия брала на себя все направления государства и общество тем самым получая возможность проведения идеологической политики. КПСС внедряла марксистско-ленинские учения во все сферы населения сформировывая нравственно-этнические нормы поведения. Данная возможно позволило коммунистам довольно легко внедрить коммунистические ценности в жизнь обычного люда, даже сейчас некоторые аспекты той проводимой политики мы можем увидеть в культурной, научной, экономической и социальной сфере.

В 1990-х появился новый идеологический метод под названием «Россиянин». Он был создан Борисом Николаевичем Ельциным. Как это направление появилось? Проводимая национальная политика СССР имела благоприятный кратковременный характер в начальном этапе образования и укрепления советского государства. Со временем проблем становилось больше, а национальная политика начала давать сбой. Поэтому к 1980-м годам недовольства национальных меньшинств, военные конфликт между республиками, конфликт союзного центра с национальными республик СССР. Главная проблема была в том, что многие не понимали почему все ресурсы шли в РСФСР и там же распределялись обратно. Появилась довольно щекотливая ситуация в этот момент, так как субъекты начали задумываться о том, чтобы не отправлять ресурсы в центр. И в этом начале великого распада появляется молодой политик из РСФСР, Борис Николаевич Ельцин продвигающий новый идеологический концепт «Россиянин». Выступая на первом съезде народных депутатов РСФСР в мае 31 1989 года, он выдвинул данный метод в противовес проводимой идеологической политикой СССР.

Многолетняя имперская политика центра привела к неопределенности нынешнего положения союзных республик, к неясности их прав, обязанностей и ответственности. Прежде всего, это относится к России. Нельзя мириться с тем положением, когда по производительности труда республика находится на первом месте в стране, а по удельному весу расходов на социальные нужды – на последнем, пятнадцатом

Борис Николаевич Ельцин, Народный депутат СССР (на тот момент)

Это выдержка из личных записей будущего президента РФ. Мы видим, что Борис Николаевич, продвигая данную идею заменял результаты КПСС на более новые, которые были нужны в тот период РСФСР. В итоге 1991 году идеологический метод под названием «россиянин» создал Российскую Федерацию тем самым выполняя главную свою задачу – создать новое либеральное общество для нового демократического государства.

Разобрав вкратце путь идеологического метода проведения социальной политики, рассмотрим его уже в современном виде, в котором мы его с вами можем увидеть. Ни для кого не секрет, что начатые Ельциным либеральные реформы в социальных, экономических, политических и правовых сферах оказались провальными. Одним из таких примеров можно назвать либерализацию цен внутри страны. Данная реформа должна была решить проблему с дефицитом товаров и с этим прекрасно справилась, но вот цены выросли в 26 раз в 1992 году.

Инфляция в России с 1991 года  Данные взяты из Росстат (https://rosstat.gov.ru/price)

Государство больше не контролировало цены на товары, что и сказалось на резкий подъём цен, так как их стали ставить монополисты. При этом у населения доходы не росли, что привело к росту безработицы. Поэтому либеральные идеи не смогли усвоиться в современном российском обществе, так как население в начале появление Российской Федерации видела только проблемы от либерального правительства. Это и привело к отказу принятия либеральных ценностей, так как народ видел в этом только ухудшение в своей жизни. Государство пыталось использовать западные идеологические методы проведения социальной политики, но таким решением власти всего лишь активизировали консервативные модели реализации. С 2008 года мы можем наблюдать за универсализации идеологического метода, имеющего компилятивный эффект, а конкретнее смешение консервативных, либеральных и социал-демократических ценностей.

В первую долю входит формулировка Сергея Уварова «православие – самодержавие – народность». Православие становиться негласной государственной религией, но при этом российское общество имеет светский характер благодаря наследию РСФСР. Самодержавие выражается в вертикальности федеральных и региональных структурах, подчиняющихся «государю» или его администрации. Народность можно заметить в попытках унифицировать общество в главу государства. Например: в новостных потоках или же на каких-та школьных/университетских мероприятиях проводиться популяризация главы государства, а иногда бывает вообще идеализируют или же религиозно превозносят.

Во второй доли мы наблюдаем современную либеральную повестку для российского общества. Поколение россиян намного любознательней советского человека. Почему же это так? Каждый период имеет своего человека. Так в 2010 году было проведено исследование психологом В. И. Пищик целью, которого было выяснить разницу советского человека и «россиянина». Результаты были такими: советским гражданам свойственно быть верным традициям, открытыми к другим людям, вера к власти, дисциплинированность и коллективизм. А вот новые «россияне» были противоположны им. Не доверяли властям, свободолюбивы (настолько, что это можно назвать анархизмом), индивидуалисты, холодны к другим людям и готовы соперничать во всём и всеми. Они спокойно принимают ошибки прошлого и учатся на них, чтобы не допустить их вновь. Общество становиться вновь гармонична внутри, как в начале образования СССР. Россияне применяют всё лучшее западное на российское, чтобы улучшить жизнь страны. Например: интеграция российского образования в систему Европейского союза, чтобы дать возможность гражданам России учиться и работать заграницей; Новейшие технологии и методы сразу же широко используются в российском обществе (быстрее, чем в стране, где они зародились).

Последней долей является прямым наследием СССР. Социал-демократизм основан на равенстве возможностей и жизни каждого члена российского государства. Так у всех граждан страны есть доступ к бесплатной медицине, образованию, страховке, жилью и другим сферам услугам. Конечно, не всё можно считать идеальным, но благодаря этому фундаменту многие люди имеют одинаковый старт в начале своей жизни. Просто у кого-то есть бонусы, а у кого-то их нет, но это нельзя назвать серьёзным фактором в построении жизни.

В данном методе проведения социальной политики мы наблюдаем, что Россия выработала комплексный характер реализации, основывающийся на трёх фундаментах, тем самым сформировывая достаточно мобильное общество, которое воспринимает мир куда лучше, чем другие члены советского прошлого.

Законодательный метод

Главная задача законодательного метода заключается в том, чтобы регулировать взаимоотношения различных сторон в потребительской сфере общественной жизни. Хочется отметить, что данный метод не сильно изменился в отличии от идеологического, так как таких потрясений было минимально. Данный метод со временем лишь дополнялся новыми способами регулирования, так как время шло и появлялись новые потребности общества, требующие участии государства в их разрешении.

Как отмечают некоторые социологи, социальная политика касается многих отраслей страны и общества. Если мы говорим про производство, то мы должны регулировать охрану труда и здоровье сотрудника предприятия. Для того, чтобы стабилизировать демографическую обстановку и решить проблему с институтом семьи на вкладываться в поддержку малоимущих и многодетных семьи, а также если ячейка общество состоит только из одного родителя и ребенка (или нескольких детей). Из-за потрясений в 1990-х большая часть населения обнищали и для того, чтобы организовать поддержку этой доли общество нужны нормативные инструменты для четкого регулирования данной проблемы.

Для решений проблем, созданных из-за провальных реформ ельцинского правительства (самый яркий пример провала — это конституционная реформа, которая привела к накалу страстей между Верховным Советом РСФСР и Ельциным. Вылилось это в Октябрьский путч в 1993 году с плачевным результатом для страны) были приняты ряд законов для регулирования решения данных задач. Так, например, в 1995 и 1996 годах был принят ряд федеральных законов, в том числе «О ветеранах» (январь 1995 года), «О государственных пособиях для граждан с детьми» (май 1995 года)», «О социальных услугах для пожилых и инвалидов « (август 1995 года)», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ноябрь 1995)», «Об основах социальных услуг для населения Российской Федерации» (декабрь 1995), «О дополнительных гарантиях социальной поддержки сирот и детей без родительской заботы» (декабрь 1996). В 1996 году началась четырёхлетняя программа социальных реформ. У неё была задача определить и дать направление развития законодательного метода развития социальной политики. Благодаря проводимой реформе власти выявили аспекты, требующие модернизацию или же полную реорганизацию, так как были законодательные акты советской системы, которые по мнению коммунистической власти не требовались доработки по причине существующего тогда государственного устройства. СССР распался, и государственная система из социалистической стала капиталистической, поэтому и требовалась реформа системы для выполнения реализации социальной политики.

В данном методе мы наблюдали регулированный характер законодательного метода по проведению социальной политике. Всё же государству, зачастую удается найти компромиссное решение между сторонами в потребительской сфере жизни социума.

Административно-распределительный метод

Данный вид реализации социальной политики имеет разрешительный и запретительный характера. Например: выдача лицензий на какую-либо деятельность в области социального обслуживания. Рассмотрим данный метод в образовательной сфере.

В данном направлении государственная политика реализуется с помощью различных механизмов, существенно отличающихся друг от друга. Таким образом, государственное регулирование деятельности в этой сфере является механизмом реализации государственной образовательной политики. Существенным механизмом является разработка совместных требований к осуществлению образовательной деятельности и комплекс процедур установления и проверки соблюдения образовательными учреждениями требований, установленных государством.

Перечислю примеры инструментов реализации государственной политики России в сфере образования: первым является наличие лицензии у учебного заведения; вторым — подтверждение государством частных и государственных учебных заведений; третьим пунктом является Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (рособрнадзор).

В сфере образования выдаются лицензии, связанные с видами, уровнями, профессиями, специальностями, областями обучения и подвидами дополнительного образования. Утверждение образовательной деятельности призвано обеспечить высокое качество образовательных услуг. Этот инструмент реализуется министерством просвещения и образования, ответственными за развития образования. Разрешение также может быть предоставлено региональным органом исполнительной власти при условии передачи ему соответствующих полномочий.

Средством подтверждением государством в сфере образования является реализация процесса основных образовательных программ, осуществляемых в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и базовыми образовательными программами в соответствии со стандартами образования (ГОСТ). Государственная деятельность в сфере образования должна подтвердить, что осуществление образовательной деятельности соответствует стандартам оказания образовательных услуг.

Кроме того, система государственного контроля и мониторинга в этой сфере является эффективным инструментом реализации государственной политики в сфере образования. Государственный контроль в сфере образования включает государственный контроль на федеральном и региональном уровнях. В сфере образования при государственном контроле качество образовательных услуг оценивается в соответствии с государственными стандартами, одобренными государством. Надзорная деятельность рособрнадзор в сфере образования включает в себя осуществление деятельности, предотвращающей, выявляющей и устраняющей нарушения требований образовательного права. Государственный контроль и мониторинг в сфере образования направлены на обеспечение качества образовательных услуг.

Экономический метод

Данный метод включает в себя: налоги, льготы, пособия, тарифы и т. д. Он включает в себя формирования возможностей для реализации социальной политики. Почему это так? Причина этому многоуровность проходящих процессов, а также влияние на государственные и общественные системы. Главная цель проводимого метода получение денежных средств для реализации всех поставленных целей в социальной политики.

Очевидно, что реализация социальной политики зависит от удач в проведении экономического метода. Поэтому мы понимаем важность их связи между собой. Чтобы успех проводимой политики был высок экономический уровень государства должен быть высок, а поступающие денежные средства в федеральный бюджет обязаны быть стабильны и не низкими, так как чем ниже денежный поток, тем будет выше дефицит бюджета, а это приводит к свёртыванию проводимых программ в сферах являющих высоко затратными и менее выгодные. Приведу пример, как поступают денежные средства в бюджет. В нашей стране действует интересная налоговая система. Если ваша зарплата меньше пяти миллионов или равна ей, то вы платите тринадцатипроцентную налоговую ставку. В случаи дохода больше пяти миллионов, то государству отдаётся шестьсот пятьдесят тысяч и процент доходит до пятнадцати (данный вид налога называют равным, так как все граждане «платят» государствую фиксированную цену). Для лиц, имеющих свой бизнес, выигрыш в какой-либо игре и др. налоговая ставка поднята до тридцати процентов. Ещё есть налог, входящий в стоимость продаваемого продукта или услуги – НДС (10–20% всё зависит от товара/услуги).

Экономический метод реализации социальной политики представляет из себя вариацию возможностей пополнению бюджета для проведения поставленных задач. Иногда государство несмотря на некоторые экономические проблемы всё равно повышает ставки или же создаёт новые налоги, что конечно положительно скажется для бюджета и проведения политических программ, но поднимает не довольство население.

Заключение

Реализация государственной политики требует от управленцев высокие профессиональные и моральные ресурсы, которые будут способствовать им в претворении в жизнь поставленных задач. За рулём машины под названием «Государство» должны быть те, кто соблюдает нормативные правила, реализует обещания, не цепляется за административные ресурсы из-за власти, уходит из нее, в случае если не выполнит поставленные задачи, отвечает перед легитимным правительством. Поэтому для реализации поистине важных задач в государственной социальной политике России каждый описанный метод требует достаточно много ресурсов, которых, к сожалению, чаще всего не хватает. С 2018 года правительство РФ начало перенаправлять средства из военной сферы на социальную политику.

Причина этому окончание военной реформы по модернизации армии, поэтому в этом году мы можем наблюдать более интенсивную реализацию социальной политики с помощью перечисленных в этой работе методов. Получается, что государство сосредоточило всё своё внимание в военной сфере и решив большую часть важных вопрос переходит к социальным проблемам нашего общества используя перечисленные инструменты.

Список использованных источников

2) Бюджет РФ на 2020 год (https://rosinfostat.ru/byudzhet-rossii-2020/)

3) военная реформа 2008–2020: ЦИФРЫ И ФАКТЫ (http://www.pircenter.org/media/content/files/0/13406914410.pdf)

4) Ежегодный доклад о реализации государственной политики в сфере образования подготовлен в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Настоящий доклад сформирован в соответствии со структурой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2015 г. № 645 «О подготовке и представлении Федеральному Собранию Российской Федерации ежегодного доклада Правительства Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования». (komitet8.km.duma.gov.ru/upload/site20/frols/ps240619/Doklad_Pravitelstva_Rossiyskoy_Federatsii_o_realizatsii_gosudarstvennoy_politiki_v_sfere_obrazovaniya_v_2018_godu.pdf)

5) Инфляция в России с 1991 года данные Росстат / https://rosstat.gov.ru/price

6) Конституция (Основной закон) Российской Федерации – России: принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва 12 апреля 1978 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. — 1978. — № 15. — Ст. 407. URL: https://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1978/red_1978/5478721/

9) Указ Президента от 21 сентября 1993 года № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации(«Положение о выборах депутатов Государственной Думы, «Положение о федеральных органах власти на переходный период»)» (https://yeltsin.ru/archive/act/41068/)

10) Указ Президента Российской Федерации от 29 декабря 2008 года № 1878сс «О некоторых вопросах Вооружённых Сил Российской Федерации» (http://www.kremlin.ru/acts/bank/28722)

Список использованной литературы

1) Быковская Юлия Викторовна Экономическая сущность социальной политики: вопросы теории и методологии // Russian Journal of Education and Psychology. 2013. № 2 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-suschnost-sotsialnoy-politiki-voprosy-teorii-i-metodologii (дата обращения: 01.06.2021).

2) Волкова Наталья Сергеевна Государственное управление социальной сферой: состояние и модернизация // Журнал российского права. 2013. № 7 (199). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennoe-upravlenie-sotsialnoy-sferoy-sostoyanie-i-modernizatsiya (дата обращения: 01.06.2021).

3) Горбова Г.А., Самыгии С.И. Основы социологии и политологии: Учебное пособие. — М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2005. — 336 с. (Серия «Среднее профессиональное образование»). ББК 60.5 Г 67 ISBN 5-461-00491-2

4) Кологривова Ирина Викторовна Политические идеологии в современной России // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2008. № 2 (3). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politicheskie-ideologii-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 01.06.2021).

5) Короткова М. В. Реализация государственной политики в сфере образования // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2013. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-gosudarstvennoy-politiki-v-sfere-obrazovaniy (дата обращения: 01.06.2021).

6) Масловская Мария Владиленовна, Кушаева Юниря Халильевна Правовое регулирование вопросов социальной политики в современной России // Контентус. 2017. № 12 (65). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-voprosov-sotsialnoy-politiki-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 01.06.2021).

7) Пищик В.И. Поколения: социально-психологический анализ ментальности // Социальная психология и общество. 2011. Том 2. № 2. С. 80–88.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null