Лайфхаки запуска маркетплейса — личный опыт

Александр Головатый, основатель маркетплейса самостоятельных экскурсий Surprise Me, рассказывает о подходах, которые помогли команде с нуля превратить идею самостоятельных экскурсий от местных в растущий бизнес. Выручка проекта за последний год выросла в 7 раз.

Когда есть идея, но ты ничего не знаешь о клиентах и поставщиках

На старте запуска маркетплейса главную ценность представляют знания и понимание проблем клиентов и поставщиков. Большинство идей и гипотез можно проверить до разработки с помощью исследования. Важно уделить внимание в исследовании обеим сторонам, ведь без хороших поставщиков не будет клиентов и наоборот.

Где взять знания о проблемах и предпочтениях будущих клиентов?

На первых этапах запуска Surprise Me мы понимали, что групповые экскурсии много кому не нравятся, но фактуры о проблемах туристов в путешествиях у нас не было. То есть мы не могли сказать, что именно не нравится клиентам групповых экскурсий и поэтому придумывали преимущества сервиса, формулируя их инопланетными фразами. Например, мы считали, что преимуществом сервиса будут необычные экскурсии с ценами ниже конкурентов. Но это не преимущество на самом деле, оно не решает никаких проблем.

Нам хотелось формулировать наши преимущества, которые в глазах клиентов выглядели бы как решение их проблем. Когда мы приступили к исследованию клиентов, то столкнулись с проблемами:

  • Было очень сложно найти целевую аудиторию, которая согласилась бы дать качественную обратную связь. В большинстве случаев у респондентов не было много времени на наши допросы. Ведь, исследование клиента больше похоже на допрос, чем опрос.

  • Ответы были поверхностными и фактуру не давали. Респондент отвечал, что проблем либо нет, хотя они были, но он их не помнит или не находится прямо сейчас в состоянии ощущения этой проблемы, т.к. он не в путешествии.

  • Иногда мы делали неверные выводы, основываясь на ответах респондентов. Как принято говорить в стартап тусовке, галлюцинировал.

Мы думали, вот бы здорово получить возможность связаться с клиентами конкурентных маркетплейсов, но кто же нам их даст. И в один момент пришло озарение, что лучший способ изучить наших потенциальных клиентов, которым не нравились групповые экскурсии — изучить плохие отзывы об экскурсиях на маркетплейсах конкурентов.

Мы поняли, что нашли кладец проблем потенциальных клиентов, когда изучили около 1000 отзывов одного из крупнейших маркетплейсов. Среди плохих отзывов были повторяемые проблемы, о которых клиенты прямо кричали. Мы структурировали все проблемы по группам, выделили самые частые и «ура! » — удалось сформулировать преимущества нашего сервиса на понятном языке для туриста, основанные на неудачном опыте групповых экскурсий.

Вот самые частые проблемы, с которыми сталкивались путешественники во время групповых экскурсий:

  • Гид часто опаздывал или вовсе не приходил на экскурсию в сезонное время. Для нас это был шок.
  • Группа была настолько большой (до 85 человек), что туристы терялись, гида не было слышно и видно.
  • Гид был усталыми, поэтому скучно рассказывал экскурсию или вообще плохо знал язык.
  • Погода не позволяла закончить экскурсию или вовсе ее срывала.
  • Клиенты не могли найти место начала экскурсии, не могли дозвониться до поддержки и в итоге просто опаздывал.

Мы знали о некоторых проблемах, но формулировали преимущества, не подчеркивая проблемы, с которыми может столкнуться турист, выбрав не нас.

И вот сейчас наши преимущества сформулированы так:

  • Не зависишь от гида и группы

    Приложение приведет к месту начала экскурсии, начинай в любое время. Изучай подробнее интересные места или сворачивай с маршрута, приложение подождет.

  • Экскурсия под твоим контролем

    В экскурсиях встроены карты, ты не заблудишься. Плохая погода не будет помехой, можно сделать паузу в уютном заведении. Онлайн поддержка 24/7 на твоем языке.

  • Весь контент на родном языке

    Интерактивные экскурсии наполнены историями от местных, аудиогидами, видео, загадками с дополненной реальностью, скучно не будет.

Стало лучше по сравнению с необычными экскурсиями по низким ценам, которые можно проходить в любое время, не правда ли?

Изучайте плохие отзывы клиентов на маркетплейсах конкурентов, группируйте и формулируйте на их основе преимущества вашего продукта на понятном языке для клиента.

Фактуру о клиентах дают поставщики, а клиенты о поставщиках

Если нет возможности узнать проблемы потенциальных клиентов, станьте сами клиентом маркетплейса конкурента и распросите обо всем поставщиков при оформлении заказа или получении товаров и услуг.

Например, нам дали много ценной информации гиды конкурентных маркетплейсов о том, как, когда и какие экскурсии стоит продавать. Более того, они нам также рассказали о своих проблемах и так мы убили двух зайцев одним выстрелом: получили фактуру о клиентах и узнали проблемы поставщиков у конкурентов. Некоторым гидам мы признавались, что на самом деле мы не клиенты, а хотим запустить новый продукт и гиды даже давали нам контакты своих коллег, с которыми мы вышли на связь и сделали тоже самое. Главное не оскорбить и не доставить неудобств поставщикам конкурентных маркетплейсов при подобных действиях. Вы почувствуете эту тонкую грань при общении и поймете кому можно признаться, а кому не стоит.

Как преодолеть проблему курицы и яйца у маркетплейса

При запуске маркетплейса почти каждый предприниматель сталкивается с проблемой: сложно запустить продажи товаров в широком ассортименте без поставщиков, которые не готовы работать с вашим маркетплейсом, пока нет хорошего объема продаж.

Когда у вас нет поставщиков и своих предложений, лучше всего их брать у конкурентов. Мы до сих пор продаем экскурсии наших конкурентов на сайте по направлениям где у нас нет экскурсий.

​Страница сайта в городе, где нет экскурсий. Surprise Me

Если к вам пришел пользователь и не нашел то, что искал. Не бойтесь ему показать предложения ваших конкурентов. Это лучше, чем пользователь просто уйдет и у него останется о вас скорее негативное впечатление, чем положительное. Предлагая товары конкурентов, вы дадите пользователю ценность и можете еще заработать на партнерской программе, которая есть у большинства маркетплейсов.

Продавайте то, чего нет и не стесняйтесь

Когда мы делали первые попытки выхода на международку, то создавали экскурсиии с похожими популярными темами как у конкурентов. Как только получали предзаказы на экскурсию, сразу же связывались с гидом и он уже гораздо охотнее приходил к нам, поскольку получал подтверждение, что через нас он получит продажи.

В таких экскпериментах не стоит допускать неудобств для клиентов. У нас был план «Б» на случай, если мы не найдем гида к нужной дате путешествия, который подготовит и протестирует экскурсию в приложении. Мы покупали экскурсии у конкурентов и отгружали клиенту. Только в самых крайних ситуациях отменяли заказ и возвращали деньги клиенту и давали рекомендации где лучше всего купить экскурсию.

Продавайте свои товары на маркетплейсах конкурентов

Когда вы запускаете маркетплейс, скорее всего у ваших конкурентов денег на маркетинг сильно больше чем у вас, как и трафика.

Попробуйте зарегистрироваться в качестве поставщика на более крупных маркетплейсах и разместите ваши уникальные предложения.

Да, вы собирали уникальные товары с мира по нитке, вложили душу в каждый продукт. Но не стоит забывать, что привлекая поставщиков на свой маркетплейс, вы берете на себя обязательство продавать их товары. Поставщикам именно это и нужно. Им скорее всего будет не важно, как вы это делаете, главное происходит продажа по тем условиям, которые вы обещали.

Продавая свои товары на маркетплейсах конкурентов, вы сможете копить деньги на свой маркетинг и вкладывать их в развитие, собирать фактуру о клиентах, которые к вам бы не пришли, и закрывать их на повторные продажи уже на своем маркетплейсе.

Надеюсь, наш опыт будет вам полезен.

Если у вас тоже есть идеи и лайфхаки, которые применимы многим, пишите их в комментариях. Я буду рад и благодарен, если меня кто-то дополнит!

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Александр Борцов

С каждой продажи мы выплачиваем вознаграждение до 20% от стоимости экскурсий, полученной нами после вычета комиссии платежных систем и вознаграждений авторам экскурсий. 

то есть рев шара? 80 себе, 20 партнерам? жадность порождает бедность, к слову у авиасейлс 70% партнеру, в отдельных случаях до 90% 

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Golovaty
Автор

Александр, стоит учесть еще тот факт, что с каждой продажи мы патим 30% автору экскурсии. Сравнивать нас с Aviasales не совсем корректно, у них другая модель, маркетинг и т.д.  
Мы ближе к Tripster или Sputnik8 — у них комиссия до 12% если не ошибаюсь, у нас 20%. С некоторыми партнерами мы рассматриваем повышенную комиссию, если они приносят хороший объем. Поэтому если интересно, то буду рад обсудить:)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Борцов

ты так написал что ничего не понятно. 20% это что? 20% от цены общей? 

написано дословно: полученной нами после вычета комиссии платежных систем и вознаграждений авторам экскурсий. 

есть 100
Из них вычитаем что? эквайринг 3, пусть 4 % 
авторам  30% 

лучше в числах продали за 1000 
40 отдали банку злому 
300 автору 
пусть налоги еще 60
обнал, вывод, перевод пусть еще 50 
осталось 550. Сколько из этих 550 готовы отдать? 
правильный ответ 350-450!

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Golovaty
Автор

Экономика другая немного у нас)
В РФ примерно как ты описал, только проще, формула чуть в стандартных условиях: (1000*0.98)*0.2=196
На зарубежке у нас средний чек 75 евро, там все сильно лучше для партнёров)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Борцов

Бизнес-модель зашибись! никаких человеков - никаких ошибок и проблем.
постоянных затрат нет. ценны высокие, зато можно гнать рекламу по любой цене и экономика сойдется 

Ответить
Развернуть ветку
Annika

Молодцы и молодец. Лично знаю ребят, очень крутые и прошли от тернии к звездам

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда