{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Как сверить ДДС с ОПиУ и какой результат это даст?

К нам часто приходят клиенты с вопросами:

  • “У меня есть супер отчет ДДС-ОПиУ, он мне очень нравится, но его сложно собрать. А еще я ему не доверяю”
  • “Как мне сверить два отчета ДДС и ОПиУ? Все ли деньги учтены по той выручке, которую мы записали в ОПиУ? ”
  • “Есть какие-то долги, которые мы нигде не видим? ”
  • “Почему показатели выручки, прибыли отличаются в ДДС и ОПиУ? ”

Давайте ответим на каждый вопрос, параллельно рассматривая отчеты:

Что такое ДДС? – отчет о движении денежных средств, который показывает сколько у вас денег пришло и сколько ушло за определенный период времени в безналичной и наличной форме.

Есть два вида ДДС: ДДС, составленный прямым методом и ДДС, составленный косвенным методом.

Прямой метод ДДС показывает движение (оборот) денежных средств по статьям ДДС.

Косвенный метод ДДС показывает, где осели изменения денежных средств, например, в дебиторской, кредиторской задолженности, запасах и тд.

Отчет о движении денежных средств прямым методом

Вне зависимости от метода стандартный отчет ДДС включает в себя три вида деятельности: операционную, финансовую и инвестиционную.

Отчет, собранный прямым методом показывает оборот денежных средств по статьям

Пройдемся по теории (если вы финансист, можете пропустить: )) .

Когда ваши денежные средства увеличились за период, то означает ли это, что деятельность компании стабильна и создает притоки денег?

Увидев увеличение денежных средств, вы можете подумать, что у компании все хорошо. Однако проанализируйте за счет чего произошло увеличение денежных средств. Если источником денежных средств является кредит, а основная деятельность приносит минус, то значит у компании стабильная нехватка денежных средств, перекрытая кредитом.

Также и Отрицательное изменение денежных средств за определенный период необязательно сигнализирует о неблагополучном положением компании. Например, ваша компания получает излишки денег от основного вида деятельности и инвестирует их в расширение бизнеса (закупку нового оборудования и тд) , что в целом характеризует здоровое положение компании.

Чтобы понять, приносит ли основной вид деятельности компании стабильные потоки денег, есть ли у компании кредитное финансирование и куда компания инвестирует излишки денег, то разделяйте движение денежных средств по трем видам деятельности: операционный, инвестиционный и финансовый вид деятельности.

Что такое операционный вид деятельности? Это основной вид деятельности, которым компания зарабатывает, то есть продает/покупает товары или услуги, производит, сдает в аренду, строит. На этот вид деятельности относят все приходы и расходы денег, которые прямо связаны с поддержанием текущей деятельности:

  • Поступления денежных средств от покупателей,
  • Денежные средства, направленные на приобретение товаров, услуг, аренду,
  • Расчеты по налогам,
  • Выплата процентов и т. д.

Ситуация благоприятна, когда денежный поток от операционной деятельности положительный. Также объяснимо, когда отрицательное сальдо по операционной может быть и у стартапа в определенный период, постепенно сокращаясь и переходя в плюс.

Для большинства компаний операционная деятельность, приносящая отрицательный денежный поток, все-таки является очень тревожным сигналом.

Финансовая деятельность – получение кредитов и выплата кредитов, которые финансируют деятельность компании.

Инвестиционная деятельность – когда компания вкладывает денежные средства в долгосрочные активы — новое оборудование, строительство (если стройка не основная деятельность) , покупает другие компании.

Результат движения денег по каждому виду деятельности за определенный период может быть положительным или отрицательным, то есть создавать приток или отток денег.

Каждая статья ДДС относится к тому или иному виду деятельности. В ФинГрад настраивается автоматическая привязка статьи и вида деятельности. Таким образом при разнесении банковской выписки присваиваются одновременно не только статьи, но и виды деятельности отчета ДДС.

Вернемся к вопросам клиентов

“Как проверить, отражены ли все деньги в ДДС? ”

Ответ: Регулярно делайте сверку сальдо на начало и на конец периода, оно должно совпадать с банковскими выписками и кассами.

“Как проверить, все ли деньги учтены по той выручке, которую мы записали в ОПиУ? Могут ли быть выручка и деньги, которые мы нигде не записали? ”

Ответ: Без построения балансового отчета проверить, все ли деньги учтены по той выручке, которые мы записали в ОПиУ — проблемная задача. Отчет о прибылях и убытках показывает доходы и расходы компании в зависимости от времени оказания работы и услуг. Как правило, ОПУ строится на основе документов реализации, актов выполненных работ, которые фиксируют момент времени оказания услуги/продажи товара.

Все деньги вы увидите в ДДС, а вот выручку и расходы только в ОПиУ.

Отчет о прибылях и убытках

“Могут ли возникнуть какие-то долги, которые мы нигде не видим? ”

Ответ: Нет, если есть баланс.

Но если балансовый отчет отсутствует, то могут быть долги, которых не видно. Если вы купили товар для перепродажи, но еще не продали его и не заплатили за него, то ни в ОПиУ ни в ДДС вы эту ситуацию не увидим. Он будет отражен только в Балансе.

Балансовый отчет

В Балансе строка Кредиторская задолженность показывает разницу между полученными и оплаченными счетами от поставщиков. Таким образом, счет за товар попадет в эту строку и вы увидите все долги перед поставщиками.

Детализируйте аналитику по контрагентам и расшифровывайте строку “кредиторская задолженность” по поставщикам, чтобы увидеть самых крупных кредиторов.

“Почему показатели выручки, прибыли отличаются в ДДС и ОПиУ? ”

Ответ: Разница между результатом в ДДС (изменение денежных средств) или в ОПиУ (прибыль или убыток) — временная. Если бы вся выручка была оплачена в том же периоде, что и оказана и все счета поставщикам оплачены в том же периоде, что и потреблены, все материалы использованы и тд, то показатели бы совпадали.

Иначе формируются остатки неоплаченной выручки (дебиторская задолженность) , материалов (запасы) , не оплаченные счета (кредиторская задолженность) , которые и формируют разницу между ДДС и ОПиУ.

Еще один пример, почему может быть разница между денежными поступлениями от покупателей и суммой признания выручки (реализации) .

В ДДС отражаются все поступления от покупателей, в том числе платежи по авансам. Там же вы можете в какой-то период времени увидеть бОльшие суммы, чем в ОПиУ, если в компании покупатели платят авансы, а выручка (реализация) закрывается позднее. Например, клиенты фитнес центра покупают абонементы в сезонные периоды распродаж. У компании в месяц сезона формируется большой разовый приток денег, тогда как выручка по годовому абонементу будет признаваться постепенно, по 1/12 в месяц. И наоборот, если покупатели компании платят после отгрузки, то деньги в ДДС будут попадать позже, чем в ОПиУ.

“Как сверить ДДС и ОПиУ? ”

Ответ: Используйте ДДС косвенным методом, который является мостиком между ДДС и ОПиУ.

Разницу между платежами и начислениями вы анализируете в балансе в виде дебиторской, кредиторской задолженности, товарами и прочими статьями.

Отчет ДДС косвенным методом раскрывает чем же прибыль отличается от движения денежных средств и по каким статьям “оседают” остатки.

Что это значит покажем на примере:

Предположим, что в январе компания закупила товаров и услуг у поставщиков на сумму 1 000 000, а оплатили 1 113 000. Разница между оплатой и начислением обязательств по приобретенным товарам и услугам и есть изменение кредиторской задолженности. В январе кредиторская задолженность снижается, так как сумма оплат больше, чем начислено новых обязательств.

В отчет ДДС косвенным методом попадает разница между оплатой и начислением, если оплата больше начисления, то изменение отражается с минусом, то есть уменьшает ДДС. В нашем примере изменение кредиторской задолженности в январе отразится как – 113 000 руб. в ДДС косвенным методом.

Предположим, что в следующем месяце компания приобрела товаров и услуг на 2 034 000 руб. , а оплатила 1 000 000 руб. Изменение кредиторской задолженности составило 1 034 000, и так как оплаты меньше начислений, то изменение увеличивает ДДС косвенным методом на 1 034 000 руб.

В чем же смысл отражать изменения по балансовым статьям в ДДС косвенным методом? Так как мы начинаем отчет с показателя прибыли, то все начисления уже учтены в прибыли, поэтому мы вычитаем начисления и добавляем оплаты, что равно тому, что мы вычитаем изменение по балансовой статье.

Таким образом, мы видим переход от прибыли по ОПиУ до изменения Денежных Средств за период.

Отчет о движении денежных средств косвенным методом

В ФинГрад у вас всегда триада отчетов: ДДС, ОПиУ и Баланс, которые связаны друг с другом при помощи двойной записи.

Что дает триада отчетов:

  • Вы доверяете ОПиУ, так как Баланс проверяет ОПиУ с помощью ДДС.
  • Вы знаете по каким статьям расходуются деньги.
  • Вы знаете сколько денег еще не учтено в ДДС — это значение строки «расчеты с покупателями” или »дебиторская задолженность”.
  • Вы знаете «скрытые долги” – это счет “кредиторская задолженность” или »расчеты с поставщиками” в Балансе.
  • Вы знаете, из-за чего различаются Прибыль и Движение денег.

Представьте, что у вас есть несколько брусьев, которые нужно собрать так, чтобы увидеть, что же за забором.

Лучший вариант — это собрать лестницу и тогда вам откроются новые перспективы, на свой и на соседский участок. Лестницу, кроме того, вы используете не только для забора, но и для других высот, какие сами для себя определите.

Также и с управленческим учетом: собирая триаду отчетов, вы достигаете поставленных целей разного масштаба.

Предлагаем к вашему размышлению несколько вопросов:

  • Какие из текущих отчетов вы автоматизировали, а какие собираете вручную?
  • Вся ли триада отчетов в единой системе, связана друг с другом, показывает аналитику по всем ЮЛ, ЦФО, проектам?
  • Как часто анализируете отчеты и как быстро получаете?
  • Отчетность оперативно собирается к 5-му числу каждого месяца? Отчетность прозрачна и понятна для пользователей от финансового директора до акционера?
  • Доверяете ли вы своим отчетам?
  • Легко ли проверяете отчеты на достоверность, и есть ли у вас есть дриллдаун до первички, контрагентов или проводок?

Если не все ответы вас устраивают, то мы поможем оценить достоверность отчетов и найти варианты, как исправить ситуацию.

+7 499 943-87-71

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда