{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Дмитрий Завалишин: долгий путь к трем китам

В конце 2020 года пятнадцатый день рождения отметила группа компаний DZ Systems – один из значимых игроков в сфере ИТ. Ее основатель и генеральный директор Дмитрий Завалишин рассказал о том, что предшествовало созданию холдинга, и почему подразделением, объединяющим входящие в DZ Systems фирмы, стал единый проектный офис.

- Давайте начнем с самого начала. Как программист Дмитрий Завалишин стал руководителем целого холдинга? С чего все началось?

- Сложно сказать. Можно начать с того, как в возрасте 12 лет сидели с Ильей Положинцевым на даче под березой и проектировали вычислительную систему на базе микросхем 155-й серии, имея на руках справочник по микросхемам. Но, думаю, лучше – с девяностых. В общем-то большинство наших нынешних мощных компаний родом именно из того времени. Это был крайне тяжёлый и мутный период истории, когда все кругом разваливалось, никто толком не представлял себе никаких перспектив, а все российское ИТ можно было, по-хорошему, скупить за пару миллионов долларов, да еще осталось бы на кофе с пирожками. При этом высокотехнологичные проекты периодически осуществлялись на средства людей, абсолютно не понимающих, во что они вкладываются, причем об источнике этих денег лучше было не думать. Вот, собственно, с предложения одного бизнесмена инвестировать в ИТ-проект и можно начинать отсчет этой истории.

- И в какой проект были готовы вкладывать в 1990-е?

- Ко мне пришли люди, сказали: «Ты что-то понимаешь в программировании, давай что-нибудь замутим, и инвесторам продадим». Я говорю: «Давайте, конечно. А что замутим?» «E-commerce очень хорошо идет, но электронный магазин – уже пошло, надо e-commerce, но не магазин». Я вышел из этого разговора загруженный вопросом, что же это может быть - e-commerce, но не электронный магазин? И в итоге пришел к выводу, что работать надо не с самим процессом покупки, а с моментом выбора товара. Нужно сделать инструмент, который помогает человеку обеспечить навигацию по набору товаров. И это, естественно, должно облегчить процесс онлайн продаж. Иными словами, речь шла об экспертной системе. А, надо сказать, что лет за десять до того, я помогал одному моему другу писать экспертную систему для его институтской курсовой работы, так что представлял себе примерно структуру, - как это можно сделать. И тогда я позвонил моему старому другу Илюше Положинцеву и сказал: «Приезжай, есть задача, которая, кажется, требует твоего интеллекта». Он очень быстро предложил мне несколько шорткатов, которые сильно упростили задуманную мной модель, и мы начали ее проектировать. Но вот когда она уже практически сложилась, выяснилось, что человек, который обещал нам инвестиции, в общем, что-то там у него не склеилось, и он нам честно сказал: «Ребята, ничего не получается, все впустую».

- Пришлось останавливать работу?

- Что вы! Мы уже были с головой в этом проекте, - паровоз уже несется, дым из трубы! Тут было просто не остановиться. А в это же время примерно, получился разговор с Аркадием Воложем, - мы тогда довольно плотно общались. Он как раз тогда решил выделить проект «Яндекс» из своей компании CompTek в отдельную фирму с собственными проектами. «Мы решили, - говорит, - что «Яндекс» будет отдельной компанией, и нам там нужны проекты. Задача по e-commerce там тоже есть. Хочешь сделать это там?» В этот момент я осознал, что мы, в общем, правда придумали хорошую идею, и это, кажется, тот момент, когда надо все бросить, и заниматься только ей. Думаю, это был чуть ли не первый российский ИТ-проект, который случился во всей полноте, стал коммерчески успешным, и не имел западного прототипа. В общем, мы согласились.

- То есть проект плавно перерос в Яндекс-Маркет?

- Тогда это называлось «Яндекс-Гуру». И я отлично помню день, когда «Гуру» заработал. Мы очень четко понимали, что нужно запуститься обязательно не с одной категорией товаров, а, как минимум, с тремя, причем довольно разными, чтобы на рынке нас не восприняли как инструмент именно по этой одной категории, чтобы мы сразу показали какую-то широту. Одной из категорий были цифровые фотоаппараты. Я в то время по ним очень фанател, я ими занимался, очень их любил, думал, что я знаю все. Мы заполнили каталог моделей фотоаппаратов, построили первый искусственный интеллект, который задавал вопросы и давал рекомендации, и впервые его запустили. Я начал его тестировать как пользователь, - отвечать на вопросы, по-честному, для себя. Был уверен, что я знаю, что он мне порекомендует, – у меня же был аппарат, я его сознательно выбирал, я знаю весь рынок. И тут «Гуру» мне посоветовал совершенно другой, неизвестный мне аппарат. Я посмотрел на экран, и подумал: железка, что ж ты делаешь-то, я же тебя создал, как ты смеешь? А потом взглянул на предложенное, и понял, что это, по крайней мере, действительно очень интересный аппарат, который я почему-то не рассмотрел. Это был для меня, конечно, момент истины. Потрясающее удовольствие, когда ты понимаешь: ты сделал, в общем, при всей его примитивности и несложности, искусственный интеллект, и он действительно мне, своему “папе”, рассказал что-то, что он вывел из того, что я знаю, но что я сам вывести не смог. Это был абсолютно фантастический момент. Пожалуй, с этого момента для меня этот проект – самое, наверное, мое нежно любимое дитя, которое я не забуду никогда в жизни, и оно для меня важно в любой день с тех пор.

- А что было после запуска?

- После запуска у нас появилось немного времени, чтобы осмотреться вокруг, и мы увидели, что другие проекты «Яндекса», если не считать поисковой истории, движутся не так здорово, как могли бы. Я пришел к Воложу, - мне кажется, это была моя инициатива, - и сказал: «Слушай, думаю, мне надо забрать под себя все непоисковые проекты компании». Там действительно был разброд и шатание, которые могли привести к тому, что компания попросту развалилась бы. Вплоть до того, что звучал вопрос, нужен ли разным сервисам «Яндекса» единый способ входа пользователя в систему, и должен ли логин пользователя быть одинаковым на всех сервисах? И мы начали срочно заниматься склейкой. Наверное, где-то после этого чуть ли не год я занимался другими сервисами. «Яндекс.-Гуру» и «Яндекс.-Товары» как-то работали, а мы решали другие задачи, которые прилетали постоянно. Были среди них и откровенно фантастические, как, скажем, проект «Яндекс.-Пиво». При этом я понимал, что мы должны делать два-три шага по конкретному сервису, и хотя бы полшага по инфраструктуре и по тому, как это дело собирается. Мы строили ту модель взаимодействия компонентов, с которой можно было как из конструктора собирать сервисы. Тогда же запустили общую шину, через которую компоненты взаимодействовали. Это было очень круто, позже я узнал, что очень много компаний пытались это сделать, но не смогли, по крайней мере в тот момент. А мы это смогли сделать очень рано, очень быстро, наверное, потому, что у нас было сочетание правильной стратегии и понимания своей цели

- А когда «Товары» и «Гуру» превратились в «Маркет»?

- Примерно через год. Хорошо помню день, когда пришел Волож и сказал: «Так, «Товары» и «Гуру» – это хорошо, но я хочу интегральный сервис e-commerce, сделайте мне его, пожалуйста». Я был тогда здорово злился и был почти несчастлив, ощущал эту ситуацию, как давление извне. Ну, представьте себе: ты сделал отличный проект, а тут тебя заставляют переделывать! Все-таки я тогда был в большей степени программистом, а он, как бизнесмен, понимал, что нужно консолидировать сервисы, потому что единый портал с большим объемом трафика – это очень ценно. Но в итоге Маркет был успешно запущен.

- Но все-таки вы покинули «Яндекс». Почему?

- Эта ситуация с «Маркетом» стала одним из драйверов моего ухода. На ее примере я понял, насколько непрофессионально мы строим управление проектами. Архитектурно, как программисты и как архитекторы, мы были большие молодцы, мы сделали все правильно, но как руководители проектов мы были катастрофически неумелыми. Я понял, что мне нужно этому учиться. Ведь мы же не первые в мире, кто взялся руководить проектом по разработке ПО?! Значит, есть люди, которые это уже делали, и мне нужен их опыт. Это был 2003 год. Я ушел из «Яндекса» в российскую компанию, которая делает на заказ софтвер, потом - в аналогичную американскую, посмотрел все процессы с точки зрения разработчика, заказчика, подрядчика. Нужно было научиться управлять проектами и делать предсказуемым качество и сроки проектов. У нас тогда это умели буквально единицы – самородки и самоучки.

- То есть компания выросла из этого личного опыта?

- Из той школы, за которую я благодарен всем этим компаниям, и из осознания важности правильного руководства проектами, которое я вынес из работы в «Яндексе». Кстати, по-моему, первый проект мы сделали с Яндексом же. Запускался очередной сервис, и очень не хватало тестирования. Позвонили мне, я довольно быстро собрал команду, которая быстро и качественно его оттестировала. Мы поняли, что, кажется, созрели для создания собственной компании, и запустились. Digital Zone была сразу задумана как компания, которая занимается заказной разработкой. Мы это называем «энтерпрайз-проекты». Мы тогда это сформулировали как «сложные софтверные проекты с веб-интерфейсом». До какого-то места она была именно такой.

- А сейчас, пятнадцать лет спустя?

- Сейчас у нас в холдинг входит пять компаний разного размера, разной направленности. Основные три – это Digital Zone, которая занимается крупными энтерпрайзными системами, это компания e-Legion, которая занимается строго мобильной разработкой - один из лидеров в стране по этой тематике, и компания «Апрентис», которая специализирующаяся на бэкофисных системах – ERP, CRM, HR, - управленческих, которые смотрят внутрь компании, а не наружу. Есть еще две компании, они поменьше, занимаются аутстаффом и тоже заказными разработками. Но эти три – это такой костяк - три кита, на которых держится все, что мы делаем. А структура, которая их объединяет, - это проектный офис, один на всех. Он позволяет реализовывать проекты точно в срок и идеально по качеству. В том, что без него работать никак, я за двадцать лет убедился на личном опыте.

DigitalZone, #ИТ, #завалишин, #дмитрийзавалишин

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда