{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Что делать с проблемными субабонентами

До реформ в электроэнергетике было не принципиально, кто и в каком количестве запитан от сетей предприятия. Во многих случаях, формировался целый пул абонентов, которые заключали договор поставки электроэнергии непосредственно с самим предприятием, к сетям которого были подключены, а не с энергосбытом. Такие потребители получили название субабонентов.

Сейчас такая практика постепенно уходит, поскольку субабоненты порой доставляют предприятию немало головной боли. Чего стоит только отсутствие платежной дисциплины, когда по тем или иным причинам субабонент не оплачивает счета за электроэнергию. При этом предприятие должно рассчитаться с гарантирующим поставщиком в полном объеме. Соответственно приходиться платить и за себя, и за “наподключившихся”.

Самое важное, что и оказать сколь-либо существенное влияние на субабонентов предприятие не может, особенно если те являются «неотключаемыми» потребителями. Как можно ограничить потребление электроэнергии, например, водоканалу? Проблем не оберешься. Более того, даже если потребитель не относится к категории “неотключаемых”, отключить его тоже нельзя, поскольку в соответствии с правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии предприятие не может препятствовать перетоку через свои сети. Получается, что отключить субабонента можно только в одном случае — если сам субабонент на это согласен. Вот такой получается замкнутый круг.

Стоит ли говорить, что по логике, предприятие могло бы претендовать на денежную компенсацию за обслуживание субабонентов. Как минимум, необходимы средства для поддержки электрической сети в надлежащем состоянии. Кроме того, пока энергия поступает в сети абонентов, естественно происходят ее потери, за которые платит опять же предприятие. Однако, Закон здесь не на стороне последнего. Получать деньги за переток через свои сети можно только, если у предприятия есть статус сетевой организации.

Получить статус сетевой организации и решить проблему?

Казалось бы, ну получи статус сетевой, и все встанет на место. Обо этом уже говорили в нашем блоге. Все хорошо, но совсем не просто. Есть определенные критерии, при которых владельцы объектов электросетевого хозяйства могут относиться к числу территориальных сетевых организаций. Самые трудновыполнимые из них:

1. Владение трансформаторными или иными подстанциями суммой номинальных мощностей не менее 10 МВА.

2. Владение линиями электропередач, непосредственно подключенным к подстанциям, суммой протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 уровней напряжения.

Конечно, далеко не каждое предприятие с субабонентами соответствует таким критериям. Тем более, что рассматривается законодательная инициатива по еще большему ужесточению критериев.

В 2019 году было принято решение, что необходимо установить некий правовой механизм компенсации расходов собственникам объектов электросетевого хозяйства. Компенсацию ввели, но особо ничего не изменилось, поскольку она распространяется только на потери в сетях, тогда как основные расходы — это их содержание.

Более того, чтобы получать компенсацию, предприятию необходимо выполнить следующие требования:

1. в настоящий момент не оказывать услуги по передаче электроэнергии;

2. иметь статус территориальной сетевой организации ранее;

3. функционируя в качестве ТСО, подключать потребителей только через процедуру техприсоединения и в рамках его правил.

Кроме того, подключенные электроустановки не должны являться генерирующими и располагаться внутри зданий с напряжением ниже 1 кВ.

Эти требования для предприятия, желающего компенсировать затраты на обслуживание субабонентов, очень трудно считать выполнимыми.

Что же делать с субабонентами?

Несмотря на перечисленные препятствия, ситуация с субабонентами не является безвыходной. Есть, как минимум, три варианта решения этой проблемы.

Вариант 1. Аренда подстанции, на которую запитаны субабоненты

Если у организации есть собственная питающая подстанция, от которой запитываются субабоненты, собственник может передать ее в аренду сетевой организации. В каждом регионе России помимо основной электросетевой организации, работают до нескольких десятков электросетевых организаций, которые в этом прямо заинтересованы. Важно только, чтобы потребители не были подключены, что называется, "по низу".

Такая схема выгодна собственнику организации по нескольким причинам:

1. Субабоненты теперь не подключены к сетям предприятия.

2. Не нужно тратиться на обслуживание подстанции и за потери электроэнергии.

3. Получение средств по договору аренды.

Это лучший выход, который увы возможен не всегда.

Вариант 2. Создание своей энергосбытовой организации.

Это наиболее распространенный вариант, впрочем, несущий определенные правовые риски. Но, если субабоненты подключены от распределительных сетей организации «по низу», первый вариант невыполним.

Зачастую владелец предприятия мыслит так: “Отключить субабонента нельзя, также как и заключить с ним договор обслуживания электросетей. Так что же мешает заключить договор энергоснабжения, тарифы в котором выше цены приобретения электроэнергии у гарантирующего поставщика?”

Многие предприятия просто выставляют на субабонентов электроэнергию по цене, по которой приобретают сами. Но есть хозяйства, которые на перепродаже электроэнергии создали свой энергосбытовой бизнес. Нередко для этого регистрируют отдельное юрлицо – энергосбытовую организацию.

К цене приобретенной электроэнергии они добавляют надбавку, которая нередко скрыта от субабонента и составляет разницу в тарифах на услуги по передаче электроэнергии по разным уровням напряжения. Поскольку субабонент опосредовано подключен к сетям сетевой организации через электроустановки предприятия, он должен оплачивать услуги по передаче по тому же уровню напряжения, что и само предприятие. При этом, поскольку субабонент подключен к предприятию по меньшему напряжению, то и отчетные документы он получает именно по этому уровню. А разница в тарифах по разным уровням напряжения – это сотни рублей за МВтч.

Организация при этом не нарушает закон, поскольку не является гарантирующим поставщиком, а значит может продавать электроэнергию по нерегулируемым ценам.

Но с другой стороны, субабонент может перейти на электроснабжение к гарантирующему поставщику, в зоне деятельности которого находится. При этом последний обязан принять его на электроснабжение и выставить конечную стоимость электроснабжения. Некоторые субабоненты, понимающие, что могли бы платить меньше, обращаются в суд за компенсацией затрат в размере разницы уровней напряжения.

Поскольку основная деятельность предприятия – это выпуск продукции, а не энергосбытовая деятельность, оно не является квалифицированным участником рынка электроэнергетики. Это приводит к тому, что в ряде случаев ему приходится компенсировать субабоненту разницу в уровнях напряжения за последние 3 года. Кроме того, не исключено, что в 2021 году все таки будет введено лицензирование энергосбытовой деятельности, которое планировалось с 1 июля 2020.

Таким образом, такая схема возможна, но чтобы избежать правовых рисков, требует от персонала предприятия соответствующих компетенций.

Вариант 3. “Избавляемся” от субабонентов.

Если предприятие не хочет или не может работать по предыдущим схемам, то решить с проблемными субабонентами можно еще одним путем. Отключить их нельзя, а вот перевести в транзитные потребителя вполне возможно. Транзитные потребители — это те “подключившиеся”, что не имеют договорных отношений с предприятием, хотя и запитаны на его сети.

Предприятие вправе расторгнуть с субабонентами договор на поставку электроэнергии без их согласия. Кроме того, договор можно просто не пролонгировать по истечению его срока. В этом случае субабоненту придется обратиться к гарантирующему поставщику, в зоне деятельности которого находится.

Таким образом, предприятие перестает оплачивать расходы электроэнергии проблемного субабонента, которым теперь занимается гарантирующий поставщик, хотя потери в сетях и их обслуживание, все равно, остаются на балансе предприятия.

Но и здесь есть свои проблемы.

Проблема 1

Субабонент не торопится заключать договор с гарантирующим поставщиком, поскольку уже привык не платить. Особенно актуально, если речь идет о “неотключаемых” потребителях.

Это решается сравнительно просто. Если абонент не заключит этот договор, то для него наступают обстоятельства бездоговорного потребления. Его просто или отключат от внешней электросети, или будут рассчитывать потребление по токовой нагрузке вводного кабеля. Если это донести до субабонента, то обычно он не затягивает с заключением нового договора с гарантирующим поставщиком.

Если же, субабонент не желает идти на компромисс, то придется уведомить сетевую организации о бездоговорном потреблении и, возможно, отключить его от внешней электрической сети.

Проблема 2.

В Акте об осуществлении технологического присоединения или Акте разграничения балансовой принадлежности отсутствуют данные о величине максимальной мощности, или субабонент вовсе не имеет одного из этих документов. В этом случае потребитель юридически вообще не подключен к внешним сетям через предприятие, хотя по факту, активно энергию потребляет. В этой ситуации,естественно, технологическое присоединение следует узаконить, для чего сейчас чаще всего используется соглашение о перераспределении максимальной мощности.

До расторжения договора с субабонентами, они обычно не представляют никакого интереса ни для гарантирующего поставщика, ни для сетевой организации, к сетям которой подключено предприятие. Если последнее приобретает электроэнергию в пределах максимальной мощности, указанной в документах о техприсоединении, квалифицированным участникам рынка нет дела, на что она расходуется.

Но вот, необходимо узаконить технологическое присоединение, а для этого нужно указать его максимальную мощность. Можно уменьшить максимальную мощность организации, и на этот объем увеличить максимальную мощность субабонента. В этом случае можно заключить Соглашение о перераспределении максимальной мощности. Сетевая организация, к сетям которой подключено предприятие, оформляет Акты об осуществлении технологического присоединения для предприятия (уменьшает объем его максимальной мощности) и для субабонента.

Все хорошо, но здесь есть подводные камни. Такое соглашение нельзя заключить, если техприсоединение предприятия было выполнено после 1 января 2009 года. Более того, отдавать мощность для перераспределения не могут:

- физлица с максимальной мощностью до 15 кВт;

- юрлица и ИП, с максимальной мощностью до 150 кВт и третью категорию надежности;

- потребители, техприсоединение которых выполнено по временной схеме электроснабжения;

- лица, энергопринимающие устройства которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, соответствующим критериям отнесения объектов к единой национальной (общероссийской) электрической сети;

- лица, не внесшие плату за техприсоединение, либо сделавшие это не в полном объеме.

Таким образом, этот выход возможен не всегда.

Если же у организации не получается узаконить подключение субабонента, и при этом оно откажется от договора с ним, то субабонент не сможет заключить договорные отношения с гарантирующим поставщиком, поскольку для последнего юридически и не существует. Договор по определению невозможен, если у субабонента нет документа о техприсоединении или в них не указана величина максимальной мощности. В подобных ситуациях действия предприятия могут расценить как злоупотребление доминирующим положением.

Что же из этого следует

Самым лучшим решением в ситуации с проблемными субабонентами будет передача в аренду питающей подстанции. При этом предприятие получит снижение своего потребления в объеме потерь в подстанции и перестанет ее обслуживать. Теперь субабонент — не его головная боль.

Если субабоненты подключены к сетям «по низу», можно либо создать энергосбытовую организацию,что несет определенный риск, либо расторгнуть договор с субабонентом.

Если у предприятия субабонентов нет, но поступает предложение о техприсоединении к его сетям, то надо хорошо подумать. Отключить его уже не получиться, и останется лишь минимизировать потери, если что-то пойдет не так.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда