{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Одесский порт как градообразующее предприятие

Павел Лисицин

Строительство Одесского порта началось в 1794 году. Пятью годами ранее Российская империя завоевала турецкий порт и замок Хаджибей. По одной из версий именно императрица Екатерина II дала название городу на побережье Черного моря - Одесса, изменив оригинальное название поселения - Одессос. В Российской империи он был вторым по грузообороту, уступая лишь Петербургскому порту. Сегодня порт может похвастаться большим количеством гаваней: Каботажная, Карантинная, Арбузная, Угольная, Новая, Нефтяная и другие.

Суммарная площадь порта составляет 141 гектар и насчитывает 54 причала. Длина самой причальной линии достигает 9000 метров. С такими характеристиками Одесский порт способен принимать судна самых разных размеров. Максимальный размер суден для обслуживания составляет 330 метров в длину, 40 метров в ширину с осадкой 13 м. Павел Лисицин считает, что этого вполне достаточно для того, чтобы обслуживать большой город и транспортный узел в ХХI веке.

«Порт здешний есть само существование Одессы»

— Граф А.Ф.Ланжерон

В прошлом Одесса носила статус “моногорода” - города при градообразующем предприятии (порту и купеческой гавани). В связи со спецификой расположения Одессы, разрастался город у моря вдвое быстрее, чем другие моногорода. На процветание влиял не только порт, но и торговля.

«Улицы Одессы - коктейль черноморских культур» - Лисицин Павел Владимирович.

Для работников гавани и пристаней строились дома и квартиры на Деволановской улице. В период Советского Союза также был профком - портовый комитет флота, действующий и в наши дни. В некоторой части города до сих пор сохранились названия улиц, созданных под нужды порта - Складская улица, Товарный, Вокзальный и Грузовой переулки.

Сфера торговли также ускоряла рост населения и развития города. Численные доходные дома, построенные купцами, славятся своей отличительной архитектурой. Парки и скверы создавались влиятельными людьми. Привоз стал частью торговой оси города - место сбыта привезенных товаров. Александровский проспект, созданный по прототипу Елисеевских полей, напрямую связан с одесским портом Военным спуском. Годами ранее торговая ось располагала Старым и Греческим рынками, не сохранившимися до наших дней. Павел Владимирович Лисицин считает, что рынки - это культурное сердце портового города и стоит в будущем сделать на месте старых торговых площадей зоны отдыха и развлечений, чтобы гости и жители города помнили о тех местах, которые давали некогда городу его особую атмосферу.

Торговля в городе набирала стремительные темпы и вышла за архитектурный план Одессы. В начале ХХ века появился Пассаж. Дом на пересечении двух центральных улиц - Преображенской и Дерибасовской - стал универсальным магазинам. “В Пассаже можно было купить все: от валенок, до шелков и граммофона” - сообщает дореволюционный справочник 1910 г. Это стало возможным благодаря удачному расположению города и тридцатилетнему порто-франко в Одессе.

Иностранные товары, доставленные в порт, заполонили город и сделали когда-то почти что безымянный турецкий поселок известным на весь мир.

Все дороги в Одессе действительно ведут в порт, потому что он - сердце города.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда