ГДЕ ДЕНЬГИ, ЗИН ?
У раввина спрашивают:
- «рэбе, что такое Судьба ?»
— ну, например, Вы идете по улице, сверху Вам на голову падает кирпич и убивает насмерть ((
— рэбе, а если кирпич не упадет?
— ну, тогда, значит, не судьба.
Когда/если дела идут хорошо – стоит призадуматься.
Потому что, по науке, мат.ожидание наступления засады — прямо пропорционально периоду пройденного времени.
Ну и, чтобы усугубить, никто еще не отменял Закона Мерфи:
«Если неприятность может случиться – она обязательно случится. Если неприятность не может случиться – она все равно случится».
И, как следствие: «Если Вам кажется, что дела идут хорошо - значит Вы чего-то не заметили».
В Вашей компании денег должно быть с запасом, чтобы Вы могли быть готовы к любым неприятным сюрпризам.
Например, продукт завершен, все готово к началу Биг Сэйлз, и вдруг оказывается, что ничего такого не будет, потому, что у Вас в кассе не хватило каких то 100 тыщ на раскрутку в Яндексе! ((
Разумеется, это гипотетическая ситуация, поскольку Вы все предусмотрели и учли еще при составлении биз-плана.
При всем при том, как бы тщательно Вы все не планировали, есть 2 фундаментальных вопроса, на которые у современной науки до сих пор нет ответа: «Откуда берется пыль, и куда деваются деньги ??».
Да, у Вас в компании наверняка есть бухгалтер, но пока что, вероятнее всего, ее/его задача сводится к подбитию квитанций и своевременной подаче налоговых деклараций.
В любом случае, будучи руководителем своей компании, Вы сами, лично, всегда должны держать руку на финансовом пульсе компании.
Вам стОит учитывать по кр мере 4 параметра:
- Burn-rate – ваши ежемесячные обязательные расходы (зарплаты, аренда, платежи по ссудам, лицензиям и тп),
- Нерегулярные обязательные платежи,
- Кэш-фло,
- Остаток средств на счету.
Зная все это, и произведя элементарные арифметические действия, велик шанс того, что дефицит средств на счету никогда не станет для вас неприятным сюрпризом.
ЖЕЛЕЗНАЯ ЗАСАДА
Данный сабжект касается, в основном, hardware проектов.
В принципе, это больше относится к завершающей стадии проекта, и говорить об этом сейчас, в статье про "Investment Ready", как бы рановато.
Но это следует учесть при составлении бизнес плана, в статье «расходы», поэтому, поговорим про «железную засаду» сейчас.
Итак.
Вы создаете какую нибудь hardware штуковину.
Прототипы и тесты позади, изделие готово к масс-продакшн и, радостное событие – на Вас «упал» большущий заказ!
Самое время призадуматься.
В отличие от 10-20-50 прототипов, массовое производство – очень непростая тема:
Заказ компонентов, изготовление плат, сборка, корпус, разнообразные тесты, маркировка, упаковка, склад, логистика на всех этапах, терки с контрагентами, и прочее, прочее.
Если Вам приходилось что-то производить – Вы и сами все об этом знаете.
Но, как обычно, щаз не об этом.
Поговорим о финансах.
Допустим, вам, по ходу Проекта, пришлось изготовить 50 штук прототипов изделия.
Каждый обошелся «дорого», допустим «аж» по 100 долларов.
Итого Вы потратили на прототипы целых 5 000 долл.
При массовом производстве Ваше изделие обходится «всего» в 50 долларов, включая все.
И вот, вдруг привалило щасте - на вас «упал» заказ на 1000 штук.
Что потребует расходов в 50 долл * 1000 = 50 000 долл.
Это та сумма, которую Вам нужно откуда-то выдернуть и вложить сегодня в производство этой партии.
Цикл производства – от заказа компонентов и комплектущих – до получения готового, работающего и упакованного изделия, может занять несколько месяцев.
Затем изделия пойдут по потребителям.
Начать получать оплату за изделия вы сможете лишь через какое то время, учитывая, что в b2b сегменте приняты оплаты с отсрочкой 30...90 дней.
(И хорошо еще, если покупатели – не ритэйл, которые вообще платят только после реализации) (плюс те же 30..90 дней).
Таким образом, только лишь по производству и поставкам изделия, у Вас происходит кассовый разрыв, хорошо если на 6 месяцев.
Более того, все эти 6 месяцев Вам надо платить зарплату сотрудникам, и скорее всего у Вас имеются и другие регулярные или нерегулярные, но обязательные платежи.
Итого:
Вам следует заранее продумать, как Ваша компания планирует дотянуть до получения прибыли, и заранее запланировать все эти расходы.
А также подумать, как Вы их покроете.
Вы заранее договорились с инвестором (письменно, разумеется), что он выделит на это средства?
У Вас есть возможность взять краткосрочный займ?
Открыть кредитную линию?
Иное?
* по статье "Иное": да, конечно существуют так наз Factoring Loans, предназначенные именно для финансирования изготовления чего-нибудь. Но, учитывая что вы - молодой и никому неизвестный стартап, риск того, что Вам удастся оторвать такую ссуду - минимальный ((
Не пропустите этот важный момент.
*********** продолжение следует *****
в Шестой части мы узнаем, какую кофеварку следует покупать для СЕО