Лёд тронулся! Обзор первых изменений в нестационарной торговле
НТО (они же – нестационарные торговые объекты) – термин, знакомый каждому бизнесмену, который хоть раз имел дело с открытием торговых павильонов, летних кафе или торговых точек. К нестационарным торговым объектам относят также и фудтраки – «рестораны» на колесах. И хотя в России их число медленно, но уверенно растет год за годом, на законодательном уровне наблюдается еще немало упущений в вопросе правового регулирования их статуса.
К счастью, с недавнего времени ситуация начала меняться в лучшую сторону. 30 января 2021 года Председатель правительства Михаил Мишустин подписал распоряжение о неотложных мерах по поддержке малых и средних предпринимателей в сфере торговли. Мы поговорили с ведущим юрисконсультом Управляющей компании ПиццаФабрика, Денисом Смирновым, и выяснили, какие перспективы для НТО (и для фудтраков в частности) открываются с выходом этого распоряжения.
О старых проблемах и новых перспективах – читайте в нашем сегодняшнем интервью.
- Предлагаю для начала обратиться к ретроспективе. Какие законы регулируют статус НТО, и с какими проблемами на законодательном уровне сталкивались предприниматели ранее?
- Статус НТО регулирует закон №381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ». А основная проблематика просматривается в части как раз-таки размещения нестационарных торговых объектов на муниципальных (городских) землях. Зачастую в муниципалитетах не предусмотрены площадки для размещения НТО в нужном объеме и не продумана организация их работы.
Что это значит. Нередка ситуация, когда органы местного самоуправления утверждают места постановки НТО и абсолютно не учитывают интересы предпринимателей. Например, размещают места для постановки нестационарных торговых объектов рядом с местом нахождения крупных сетевых компаний или торговых центров – такие места, естественно, не подходят для скорейшего развития бизнеса с помощью НТО, так как именно там создается нездоровая конкуренция.
- Как можно понять из вышесказанного, основная проблема, связанная с НТО – это ограниченное количество мест их для размещения. Как эта проблема решалась ранее и решалась ли она вообще?
- Проблемы с размещением решались, но, к сожалению, не в полном объеме и исключительно после обращения предпринимателей в местные органы власти. Однако, стоит отметить – если нужные места размещения и вносились в схему, то это был определенный успех. Наибольшего прогресса в этом деле, как ни странно, достигли большие города – Москва и Санкт-Петербург. А вот в городах со средней и малой численностью населения данный вопрос так и остается практически нерешенным. Точек для размещения по-прежнему мало, а внести новые, целевые места все так же сложно. Поэтому предпринимателям приходилось идти на хитрость и искать земли частной собственности, которые подходили бы для совершения их деятельности – в нашем случае, речь идет об общепите.
- Со старыми проблемами мы разобрались. Перейдем от ретроспективы к нашему времени и проведем краткий обзор нового распоряжения.
- Стоит пояснить, что данное Распоряжение было выпущено как раз-таки с учетом многократных обращений предпринимателей в органы государственной и муниципальной власти, а также с учетом сложившейся ситуации с распространением COVID-19, ведь именно сейчас малый и средний бизнес как никогда нуждается во всесторонней поддержке со стороны государства.
Новое распоряжение должно выступить серьезной содействующей мерой в вопросе получения целевых мест для размещения НТО и увеличения их количества. Если говорить простым языком – власть на местах должна прислушаться к предпринимателям, и размещать нестационарные торговые объекты в удобных для них местах, так как именно этот аспект является основным, когда речь идет о дальнейшем развитии малого торгового и производственного бизнеса.
-Какие перспективы для нестационарных торговых объектов открываются теперь?
- Как уже ясно из вышесказанного, в перспективе предпринимателем будет легче выстраивать диалог с властью, когда дело будет касаться размещения нестационарных торговых объектов на нужных местах.
Срок реализации нового распоряжения – 2 месяца. Распоряжение, как мы понимаем, носит рекомендательно-принудительный характер для органов власти, а значит, уже в скором времени власти предоставят отчет о принятых мерах по поддержанию бизнеса в указанной в Распоряжении части, а нам остается только наблюдать за развитием событий. В любом случае, мы являемся свидетелями зарождения положительной тенденции, и это не может не радовать.