Почему облачному провайдеру не нужны собственные дата-центры

Рассказываем, что такое дата-центры и почему все больше облачных провайдеров предпочитают иметь партнерскую сеть геораспределенных ЦОД, чем строить и содержать собственные.

Существует миф, что если у облачного провайдера есть собственный дата-центр, то он надежный и предоставляет качественные сервисы. На самом деле ЦОД может быть построен с нарушениями мировых стандартов, не иметь необходимых сертификатов соответствия и эксплуатировать low-end оборудование. В итоге размещение на такой площадке может обернуться для компании регулярными сбоями и финансовыми потерями.

Что представляют из себя дата-центры

Источник: also.com
Источник: also.com

Корпоративные центры обработки данных (ЦОД) или дата-центры — это отдельные здания, которое предназначены для размещения и эксплуатации вычислительного оборудования, обработки, хранения и распространения данных. Чтобы железо работало бесперебойно, специалисты в ЦОД создают необходимый микроклимат с помощью кондиционирования и вентиляции, подключают здание к электросети по независимым вводам, используют выделенные каналы для интернета. В дата-центрах пристально следят за безопасностью: устанавливают контроль доступа, видеонаблюдение, системы экстренного пожаротушения. Поэтому данные защищена от утечек, аварий и катастроф. Подробнее об устройстве ЦОД мы рассказали в статье.Стоимость нового ЦОД может доходить до сотен миллионов долларов, поэтому не каждый облачный провайдер или даже зарубежный лидер рынка могут себе позволить построить свою собственную площадку.

В чем отличие партнерских ЦОД от собственных

Если у облачного провайдера есть дата-центры в собственности, это означает, что он их спроектировал, построил или купил уже готовый, и сейчас полностью занимается его обслуживанием. То есть помимо облачный сервисов, он предоставляет клиентам напрямую услуги своего ЦОД. Партнерские дата-центры — это дата-центры, с которыми провайдер заключил соглашения. Статус партнера позволяет ему размещать там свое оборудование, арендовать серверы, разворачивать облака и предоставлять различные сервисы своим клиентам.

Может показаться, что для заказчика не принципиально, с какими дата-центрами работает провайдер. Но это мнение ошибочное, ведь собственные ЦОД по ряду параметров уступают партнерским, и это стоит учесть при выборе поставщика услуг.

Чем партнерские дата-центры лучше собственных

  • Высокая экспертиза

Построить с нуля дата-центр дорого и сложно, нужно потратить много денег и времени на проектирование, оснащение, безопасность и найм специалистов. Без высокой экспертизы и опыта создать ЦОД, который будет отвечать мировым требованиям по безопасности и отказоустойчивости, невозможно. Поэтому чаще всего облачные провайдеры строят посредственные дата-центры, которые в будущем становятся невостребованными на рынке и остаются лежать на балансе организации мертвым грузом.

Облачный провайдер может избежать лишних трат и рисков с помощью партнерского соглашения с сертифицированным ЦОД. В этом случае каждый поставщик услуг занимается делом, в котором он эксперт: специалисты дата-центров проектируют и строят надежные площадки, а провайдеры предлагают клиентам облачные сервисы. Такое сотрудничество выгодно всем: провайдеры экономят на оборудовании и строительстве ЦОД, дата-центры не простаивают и окупают свои затраты, а заказчики пользуются надежной инфраструктурой.

  • Дата-центры по всему миру

Если у российского облачного провайдера есть дата-центры в собственности, то их обычно немного — одна-две площадки. Чаще всего они расположены в России, поэтому у клиентов мало выбора. При открытии зарубежных филиалов, складов и офисов им приходится искать других поставщиков услуг за границей, заключать с ними контракты, заново выстраивать работу и управлять вычислительными ресурсами через разные консоли. С партнерскими ЦОД все иначе. Облачный провайдер может заключать соглашения с лучшими дата-центрами по всему миру. Например, у ITGLOBAL.COM есть семь партнерских ЦОД: два в Москве и по одному в Казахстане, Беларуси, США, Нидерландах и Канаде. Это позволяет клиентам разворачивать облака в разных странах и ЦОД в зависимости от потребностей и нужной геолокации. А также управлять сервисами во всех странах присутствия через единую панель.

Источник: UNSPLASH
Источник: UNSPLASH
  • Сертификация по мировым стандартам

Чтобы построить дата-центр необходимо соблюсти мировые стандарты, пройти сложные согласования на каждом этапе и сертификацию. Например, Tier, PCI DSS, PCI DSS и другие. Если у ЦОД не будет подтверждающих документов, то, возможно, при строительстве и вводе в эксплуатацию были допущены ошибки, которые могут повлиять на надежность и отказоустойчивость ЦОД, поэтому размещать инфраструктуру в таком дата-центре небезопасно.

При арендной модели облачный провайдер может самостоятельно выбрать самые надежные дата-центры, заранее проверить наличие у них сертификатов, почитать отзывы клиентов и убедиться, что ЦОД находится в безопасной и удобной локации. Например, в Москве ITGLOBAL.COM сотрудничает с дата-центром DataSpace. Это единственный ЦОД в России, у которого есть три сертификата Tier III на проектирование, дизайн и эксплуатацию.

  • High-end оборудование

Чтобы клиенты могли построить enterprise-инфраструктуру, в дата-центрах мирового уровня устанавливают мощные многопроцессорные серверы от иностранных лидеров рынка. Такое оборудование дорого стоит, его цена в сумме может доходить до нескольких миллионов долларов. Для облачных провайдеров с собственными ЦОД — это колоссальные деньги, учитывая, что это не основное направление их деятельности. Поэтому у поставщика услуг может появиться соблазн сэкономить и установить серверы классом ниже, чем требуется.

Партнерские ЦОД, напротив, строят большие корпорации, для которых это основной вид деятельности. Поэтому их капитальные затраты на high-end оборудование зарубежных вендоров быстро окупаются из-за большого спроса на их услуги. Например, ITGLOBAL.COM разворачивает облака своих клиентов на серверах Cisco v200, v480 и all-flash-СХД NetApp, которое установлены в партнерских дата-центрах. Так бизнес работает в облаке без сбоев, а облачный провайдер уверен в услугах, которые предоставляет.

  • Большой сервисный портфель

Работа сразу по нескольким направлениям не приводит ни к чему хорошему, потому что сложно заниматься одновременно строительством дата-центров и развитием сервисов. Это отнимает много финансовых и кадровых ресурсов, поэтому часто в результате облачный провайдер получает ненадежный собственный ЦОД, напоминающий большую серверную, и сервисный портфель, которые не расширяется годами.

Вместо долгосрочных и рискованных инвестиций в дата-центры облачный провайдер может активнее инвестировать в развитие облачных сервисов, быстрее выходить на новые рынки и заключать партнерские соглашения с ЦОДами по всему миру. Например, ITGLOBAL.COM в 2023 планирует открыть новые партнерские облачные площадки в Турции, Арабских Эмиратах, Гонконге, Мексике и Бразилии.

Вывод: выбирайте облачного провайдера с партнерской сетью дата-центров

Факт наличия ЦОД у облачного провайдера еще ни о чем не говорит. В собственности может быть только здание дата-центра, а не земля на которой он стоит. Дата-центр может оказаться в лизинге или в залоге под кредит. Это просто юридический статус здания, который сам по себе не гарантирует надежность, отказоустойчивость и высокую производительность.

При выборе облачного провайдера стоит обращать внимание на характеристики дата-центров, на базе которых он разворачивает облака и предоставляет сервисы. Например, наличие всех трех сертификатов Tier III, SLA 99,98%, резервирование элементов, геолокация и так далее. Обычно этим параметрам соответствуют партнерские дата-центры, потому что их строят с соблюдением мировых требований, устанавливают оборудования высшего класса и привлекают к работе экспертов со всего мира.

4 комментария

Как же это все сложно устроено

1
Ответить

Собственный дата-центр тоже неплохо иметь. Навыки собственных инженеров ЦОДа, опыт их взаимодействия с клиентами – важная составляющая бизнеса. В противном случае придется оказывать "голый" хостинговый сервис и быть в некоторой степени посредником. Пропадет восприятие реалий, ощущений, как говорится на кончиках пальцев.

С другой стороны, если провайдер позиционирует себя именно так и не скрывает, что он дилер, а также честно говорит, что большие дата-центры не будут заниматься мелочевкой и поюнитовой продажей стоек, то почему бы и нет.

Ответить

Идея в том, чтобы каждый занимался своим делом. Нельзя однаково хорошо и качественно заниматься и облаками и дата-центрами, т.к. оба направления требуют высокой степени концентрации над своим продуктом. Гораздо рациональнее выбрать топовый дата-центр, работать с ним, вести долгосрочные отношения и пользоваться их глубокими компетенциями.

Ответить

А кто знает, гиганты типа вконтакта, госуслуг или подобных крупняков на чём работают? На собственных серверах?

Ответить