Когда бизнесу сто́ит задуматься о смене облачного провайдера

Когда бизнесу сто́ит задуматься о смене облачного провайдера

Работать годами с одним облачным провайдером удобно: уже знакомый менеджер, отлаженные процессы, пролонгируемый договор. Иногда реакция на инциденты страдает и нет сервисов, которые уже активно предоставляют конкуренты, но уходить к другому поставщику услуг как-то нехорошо. В этом материале мы рассказали про ситуации, когда бизнесу пора подумать о смене облачного провайдера.

Несоблюдение SLA

SLA — это соглашение об уровне обслуживания. В нем прописывают стоимость, количественные и качественные характеристики услуги. Например, гарантированная доступность услуги, конфигурация, время реакции на обращения и инциденты клиента, ограничения предоставляемого обслуживания и так далее.

Стороны подписывают SLA, чтобы договоренности заказчика и исполнителя были прозрачными для обеих сторон. Бизнес получает определенный уровень сервиса за заранее установленную стоимость, а провайдер защищает себя от необоснованных претензий, если он предоставляет услуги в соответствии с договором и SLA.

Несоблюдение SLA может привести к простоям, потере дохода от упущенных продаж и снижению доверия клиентов. Например, крупный интернет-магазин размещает свою ИТ-инфраструктуру в облаке. Если во время распродажи ВМ, где располагается сайт, перестанет работать — сбой приведет к простоям во время пиковых продаж и огромной упущенной выгоде у клиента.

Нарушение договоренностей не всегда приводит к серьезным последствиям, но если техническая служба поддержки провайдера систематически реагирует на инциденты с высоким приоритетом два часа вместо одного и не предупреждает о плановых работах заранее, то это повод рассмотреть другие предложения на рынке.

Отсутствие необходимых лицензий и сертификатов

Чтобы заключить договор, облачные провайдеры могут показывать клиентам множество лицензий и сертификатов. Однако большинство из них имеют значение только для определенной отрасли, а часть можно приобрести на «черном» рынке бумаг. Поэтому важно понимать, какие документы нужно обязательно проверить у своего поставщика услуг.

Вот основные лицензии, которые должны быть у большинства облачных провайдеров, работающих на российском рынке:

  • аттестат соответствия ФЗ-152. Отвечает за юридическую составляющую защиты персональных данных;
  • партнерские статусы. Зарубежные вендоры ушли с рынка РФ, но многие провайдеры еще предоставляют услуги, например, на базе VMware. Поэтому важно выбирать провайдера, у которого есть партнерские статусы за рубежом и он готов поддержать стабильную работу иностранных продуктов. Либо выбирать провайдера, который предоставляет услуги на базе российского ПО, имеет партнерский статус и необходимые сертификаты от вендора из РФ.
  • сертификация Tier III у дата-центров. Надежность облака зависит еще и от уровня дата-центра, где он размещается оборудование. ЦОД гарантированно надежен, если он получил все три сертификата от Uptime Institute: дизайна, соответствия проекту и операционной устойчивости. Например, у DataSpace, партнерского дата-центра ITGLOBAL.COM, есть все три сертификата Tier III от Uptime Institute.
  • лицензия ФСТЭК на техническую защиту конфиденциальной информации. Позволяет хранить ПД клиентов, устанавливать и настраивать аппаратное и программное обеспечение, необходимое для их защиты;
  • лицензию ФСБ РФ на криптографию и шифрование. Дает право разрабатывать, производить и распространять криптографические средства и ИТ-системы, защищенные с использованием этих средств;
  • лицензии ФСБ на государственную тайну. Позволяет хранить сведения о государственной тайне и разрабатывать средства для их защиты;

Отсутствие у облачного провайдера необходимых сертификатов означает, что компания, при необходимости, не сможет размещать персональные данные в облаке или создавать защищенные каналы связи с использованием шифрования, организовать документооборот с применением электронных подписей и подключиться к системам межведомственного электронного взаимодействия.

Небольшая сеть облачных площадок

Если компания работает только с российскими клиентами и у нее только один офис в западной части России, то она может работать с провайдером, у которого только одна облачная площадка в Москве.

Совсем другая ситуация, если компания планирует выходить на международный рынок и открывать подразделения и склады в других странах. В таком случае, бизнесу необходимо выбрать провайдера с геораспределенной сетью дата-центров, которая позволяет:

  • исключить задержки передачи данных. Чем ближе дата-центр находится к офису и клиентам компании, тем быстрее работают сервисы;
  • управлять ресурсами и мигрировать на другие площадки одного облачного провайдера;
  • соблюдать нормативно-правовые акты других стран присутствия компании;
  • минимизировать геополитические риски и сохранить доступ к данным в любой ситуации;
  • работать с ПО вендоров, которые ушли с рынка РФ. Например, ITGLOBAL.COM возобновил предоставление Microsoft Exchange (SaaS) и других покинувших рынок РФ продуктов, на базе зарубежных облачных площадок.

В 2023 году команда ITGLOBAL.COM открыла три новых облачных площадки, сейчас клиенты могут развернуть свои ВМ на базе десяти дата-центров, которые находятся в девяти странах мира: Россия (два в Москве) и по одному в Казахстане, Беларуси, Нидерландах, Канаде, США, Турции, ОАЭ и Бразилии.

Ограничения по услугам

Компании, которые быстро растут, могут столкнуться с ограниченным масштабированием вычислительных ресурсов или отсутствием определенных сервисов у облачного провайдера. Например, организация работает с 3D-моделированием и ей требуются облачные серверы с графическими ускорителями (GPU).

GPU Cloud позволяет эффективно решать задачи благодаря параллельным вычислениям. Если провайдер не предоставляет такую услугу, то бизнесу придется либо тратить много времени на решение своих задач, либо искать другого провайдера, который сможет предоставить услугу.

Постоянный мониторинг позволяет найти более привлекательные предложения на рынке

Компании боятся мигрировать из облака одного облачного провайдера в облако другого, потому что думают, что это сложно и долго. На самом деле перенести ВМ просто, благодаря специальным инструментам, таким как VMware Cloud Director Availability. Поэтому, если поставщик услуг перестал удовлетворять требованиям бизнеса по масштабированию, стоимости или перестал соблюдать SLA, стоит провести тщательный мониторинг рынка, оценить предложения конкурентов и выбрать нового подрядчика.

Начать дискуссию