{"id":13506,"url":"\/distributions\/13506\/click?bit=1&hash=27fcb5113e18b33c3be66ae079d9d20078d1c30f1b468cdc86ecaeefa18446c2","title":"\u0415\u0441\u0442\u044c \u043b\u0438 \u0442\u0432\u043e\u0440\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e \u0432 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0438? \u0410 \u0435\u0441\u043b\u0438 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0451\u043c?","buttonText":"\u0423\u0436\u0435 \u043d\u0430\u0448\u043b\u0438","imageUuid":"2c16a631-a285-56a4-9535-74c65fc29189","isPaidAndBannersEnabled":false}
IW Group

Новая эра фудтеха

Рынок фудтеха стремительно начал развиваться в период пандемии и не собирается сбавлять обороты. Что нас ждет в ближайшие годы и какие инновации есть уже сейчас расскажет компания IW Group.

IW Group

Очевидно, что любая бизнес-идея связанная с едой имеет потенциал и возможность стать взрывным стартапом. Это именно тот рынок, который всегда будет иметь спрос и никогда не будет упадке, потребители пропадут только если эволюционируют. Еда и процесс ее потребления уже давно перестали быть просто базовой потребностью, а с развитием технологий это перешло на качественно новый уровень.

По данным исследования компании J’son & Partners Consulting к 2025 году объем мирового рынка фудтеха составит порядка 390 миллиардов долларов.

IW Group

Такие прогнозы свидетельствуют о перспективности рынка и его стремительном развитии. Во многом это зависит от скорости внедрения новых технологий, которые появляются каждый день. Данные могут варьироваться в связи с тем, что до сих пор не сформировалось четкой понятие, что под собой подразумевает фудтех.

«FoodTech – это некое слово, которое изобрели для того, чтобы описывать какие-то вещи, которые происходят на самом деле на огромном рынке. FoodTech находится между ритейлом, агротехом, рынком логистики, рынком упаковки».

Сергей Дашков

И все-таки, фудтех (foodtech) - это все что связано с едой в рамках производства, приготовления, и ее доставки с использованием различных IT-решений, например, мобильных приложений.

Эксперты выделяют три перспективные технологии, которые окажут наибольшее влияние на всю сферу:

  • биотехнологии;
  • искусственный интеллект;
  • анализ больших данных.

Данные технологии помогают в реализации и развитии множества уже сформированных и только зарождающихся трендах.

Контроль качества

Технологии предоставляют возможность реализовать D2C-модель бизнеса (прямые продажи без посредников) в рамках отрасли фудтеха. Производить контроль на всем пути до попадания продукта к потребителю, осуществлять сбор данных об особенностях в предпочтениях клиентов и в конечном итоге формировать на их основе персонализованные предложения. На данный момент мобильного приложения с таким функционалом еще нет, но это как раз тот случай, когда стоит ожидать его реализацию в самое ближайшее время. Однако, в качестве примера можно привести российский проект R&G (ранее Rate&Goods). Это многофункциональное мобильное приложение, которое помогает проверить качество продуктов. В базе данных приложения на данный момент более 28 млн. товаров. Существует возможность сканировать qr-код на чеках, чтобы вести учет расходов, а также хранить скидочные карты в приложении, чтобы не носить множество карт с собой.

Персонализация

Ни для кого не новость, что последние годы существует четко сформированный тренд на экологичность и ЗОЖ. Поэтому персонализация в фудтехе существует на стыке питания и медицины. Например, это могут быть рекомендации о корректировке диеты, интегрированные в сервисы доставки наборов питания, или устройства, отслеживающие гидратацию и напоминающие о приеме воды. Ярким представителем является простой и лаконичный сервис с русскоязычным интерфейсом DietGram, созданный белорусскими разработчиками. Он содержит сканер штрихкодов, встроенные калькуляторы BMI и BMR, позволяющие рассчитать оптимальное количество потребляемых калорий, способствующих улучшению физического здоровья и формированию желаемой фигуры.

SuperApp

Так называемые супераппы как раз и создаются благодаря персонализации, так как объединяют в себе несколько сервисов. Разница в том, что при персонализации идет добавление каких-либо функция, а суперапп - это различные сервисы, которые могут быть вообще не связаны между собой с функциональной точки зрения. Для бизнеса - это масштабирование и захват новых ниш на рынке, для клиентов - удобство, поскольку все, что необходимо реализовано в одном приложении.

Рынок мобильных приложений в России развивается несколько в другом направлении, у нас существуют экосистемы, которые объединяют множество различных сервисов под одним брендом. Однако, лидером в этой направлении является Яндекс, аккумулируя под собой все больше и больше различных сервисов. На данный момент уже создан суперап, который в приложении «Яндекс.Go» собрал «Такси», «Лавку», «Еду», «Драйв» и другие до этого отдельные сервисы компании.На пятки наступает Сбер, поскольку последний уже зарегистрировал товарный знак “Super App” и имеет в своей экосистеме явно не меньше сервисов, чем Яндекс.

Блокчейн

Благодаря технологии блокчейна (возможность идентифицировать участников сделки и подтвердить ее законность в сжатые сроки и без нарушения конфиденциальности сторон) и развитию искусственного интеллекта, бизнес может устранять незаконные, вредные для окружающей среды или неэтичные по происхождению продукты из цепочек поставок, а потребители проверять, откуда были получены ингредиенты и прослеживать всю цепочку поставок.

Уже сейчас IBM с ее центрами больших данных и искусственного интеллекта, университет Цинхуа (китайский центр разработки технологии блокчейн) и Walmart с его глубоким знанием продовольственного рынка работают над тем, чтобы обеспечить прозрачность посредством глобального прослеживания баз блокчейн. Однако еще до этого британская Co-operative Group объявила о своей основанной на технологии блокчейн программе Provenance, которая создает записи о транзакциях по мере того, как продукты питания перемещаются от производителей в 3,5 тыс. магазинов Великобритании. В России пока нет примеров реализации данной технологии, но уверены, что будущее доберется и до нас.

«Нейронные сети или компьютерное зрение придумывают не для FoodTech, но именно они позволяют по-другому решать ту задачу, над которой бьются крупные FoodTech-корпорации».

Александра Лысковского

Фермерский фудтех

В области фермерского хозяйства фудтех использует современные технологии в первую очередь для автоматизации производства, здесь на помощь приходит искусственный интеллект, помогающий планировать посев, полив и сбор урожая, а также системы блокчейна и дроны, которые в ближайшем будущем в перспективе будут способны заменить человеческий труд. Также существует уже работающий российский маркетплейс, который был создан для фермеров. Задумка была в том, чтобы предоставить дополнительный канал сбыта для малого бизнеса,а для потребителей это возможность купить фермерскую натуральную продукцию у проверенного продавца. На данный момент логистикой занимаются сами продавцы, однако уже прорабатывается система для решения этой проблемы и расширения рынка сбыта. Создатели приложения отмечают, что “Фермеры получают заказы и учатся их обрабатывать, а мы думаем, как сделать платформу комфортнее для пользователей.”

Снижение издержек

Одним из главных и очевидных изменений является сокращение количества посредников, сейчас с их ролью прекрасно справляются онлайн-платформы. Такая схема в значительной степени помогает сократить издержки на логистику и маркетинговые коммуникации.

Также снижение издержек можно осуществлять за счет вертикальных ферм. Они представляют собой модульные конструкции с полками на которых непосредственно в самом магазине можно выращивать различные растения. Весь процесс роста в такой ферме происходит за счет подключения ПО и дистанционного отслеживания специалистами.

IW Group

По словам создателей одной фермы iFarm: “Вертикальная ферма заменяет 250 м2 классических полей, при этом она требует на 95% меньше воды, на 75% меньше удобрений и не нуждается в пестицидах.”

Такие модули можно устанавливать непосредственно в магазина, ресторанах и складских помещениях. Данная технология в значительной мере сократит издержки на транспортировку и исключит порчу продуктов из пункта А до конечного покупателя.

Снизить издержки можно также за счет Click&Collect (сети пунктов выдачи заказов и постаматов, где все основано на технологии Scan&Go, то есть без продавца). Одним из наиболее успешных фудтех-проектов такого формата является реализация в московских и петербургских магазинах “Азбука вкуса”. Так за счет внедрения такой системы и ее работы с помощью мобильного приложения удалось сократить скорость покупки в три раза и за три месяца с момента реализации увеличить выручку на 15%.

За счет похожей технологии в жилых домах появляются микромаркеты и магазины take and go. Они работают через приложение, к которому привязана карта. Когда покупатель выбирает понравившийся товар, он просто сканирует штрих-код камерой смартфона,а деньги автоматически списываются с карты. В данном случае защиту от грабежа обеспечивает нейросеть в системе видеонаблюдения.

Децентрализация

Быстрорастущий рынком доставки продуктов диктует новые правила игры. Крупные игроки находят новые пути развития, один из таких вариантов - привлечение локальных партнеров.

Так, Ozon Express разрабатывает программу для франчайзи, а «Яндекс.Лавка» уже тестирует формат, планируя запуск проекта в нескольких городах до конца текущего года. «Яндекс.Лавка» сейчас занимается поиском партнером для выход на рынок регионов, а крупные города все же оставит за собой. Такое направление развития подразумевает под собой открытие партнерских dark store и соответственно сотрудничество с локальными партнерами

ИТОГИ

Подводя итог стоит подкрепить его актуальными данными. Так, согласно опросам, две трети населения России без особого энтузиазма занимаются готовкой после рабочего дня, более того, даже то что уже было куплено часто, а именно в 25% случаев, может оказаться в мусорном ведре. Как следствие, это дает стабильный спрос на сервисы доставки еды, следовательно, постоянно растущий рынок и после пандемии эта ситуация навряд ли изменится. Также по оценке Pitchbook сервисы и технологии «вокруг еды» привлекают инвестиции свыше 1 миллиарда долларов ежегодно. Российский фудтех растет на 20-30% ежегодно. Объем этого рынка уже составляет $1,4 млрд, и нет никаких предпосылок к тому, чтобы рост остановился.

Исходя из представленных данных можно с уверенностью сказать, что фудтех - не мимолетный тренд на период пандемии, а то что будет развиваться и только набирать обороты в ближайшие годы. За это время инновации, которые представлены в крупных российских городах, будут распространяться по регионам, а это отличная возможность занять пока еще свободную нишу.

У вас давно есть идея для стартапа в сфере фудтеха - мы с радость поможем с его реализацией технологических решений!

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null