Практики осознанности в бизнес-среде: реалистичность, границы применимости, как и что внедрять, чтобы работало
Для начала я хочу задать контекст, из которого я говорю. Я занимаюсь совершенствованием систем управления организаций, созданием работающих стратегий, повышением вовлеченности сотрудников в деятельность организации больше 15 лет. Параллельно с этим я получаю личный опыт многочисленных ретритов навыков осознанности.
Возникла идея соединить мой опыт как бизнес-архитектора, ментора компаний с моим личным опытом медитации и пути в осознанности, чтобы дать чуть более реалистичный взгляд "изнутри" обоих реальностей.
Почему сейчас осознанность такая популярная штука?
Мы наблюдаем драматические разрывы и тренды которые влияют на все организации в мире без исключения.
Первый разрыв: разрыв человека и природы. Мы потребляем 1,8 планеты в год.
Второй разрыв: экономический. Восемь человек на планете обладают таким же благосостоянием, как беднейшая половина человечества.
Третий разрыв: разрыв человека с самим собой. Одним из многих симптомов этого разрыва является включение эмоционального выгорания в МКБ 10. По данным Всемирной организации здравоохранения, около 300 000 000 человек в год страдают от депрессии. По количеству жертв, это три Мировых войны, разворачивающихся в головах людей.
На контекст, в котором работает сейчас организации, также влияет скорость мира: в 2022-м году скорость удвоения знаний, доступных человечеству составляет раз в 12 часов. По прогнозам футурологов, в 2035-м году знание, доступное человечеству, будет удваиваться раз в 75 минут.
Мы получаем мир, в котором для нас становится критичными навыки совместного решения задач, коммуникации с другими людьми, и поддержания себя в ресурсном состоянии в боевых условиях.
Для меня именно эти факторы делают медитацию и другие практики осознанности настолько актуальными ценными сейчас.
Однако, вопрос, которым я задаюсь как архитектор бизнес систем, звучит так: может ли медитация реально исцелить организацию? Могут ли практики осознанности принести в организационную среду новую продуктивность? Ведь когда в организации уже внедрены все современные и новые технологии управления ресурсами процесса ресурсами, процессами, коммуникациями, организации закономерно задаются вопросом: где ещё нам взять продуктивности?
И одним из ответов на этот вопрос является тезис о том, что деньги деньги организации в головах сотрудников.
Новый Передний край эффективности – это территория отношений человека с собой, с его окружением, и с другими людьми.
Компании в моем окружении и во всём западном мире организаций, ищут ответы на эти вопросы. Восточные традиционные духовные практики становятся технологиями, которые многочисленные мастера и инструкторы адаптируют для использования в западных организациях.
Кейс: когда медитация — это подорожник на метастазы
Ко мне обратился федеральный известный ритейлер с просьбой помочь им как-то изменить ситуацию с их персоналом в магазинах. Текучка около 2000 человек определённой позиции в магазинах составляет 40% в год. У этих сотрудников нет физического пространства и времени для отдыха, саморегуляция, выполнение кабинетных задач, требующих высокой концентрации внимания.
Компания задала мне вопрос: вот вы такой практик медитации, вы много знаете о том, как управлять и повышать вовлеченность сотрудников. Что вы можете предложить нам?
И будучи честным с собой и с клиентом, я отказался от этого проекта.
Почему я отказался?
С точки зрения этики: компания очевидно делать что-то не так со своими сотрудниками. Системным решением для этой компании было бы глубоко переработать роль, рабочие места, должностные обязанности, систему поддержки этих сотрудников. Однако, компания к этому не была готова.
Моя стратегия была как раз не дать клиенту то, что он попросил. Если бы мы поли в проект, то у руководства было бы ощущение, что они что-то делают для своих сотрудников, и ответственность за разрушительные условия труда была бы уже не их, им как бы уже не надо было бы что-либо менять. А так у организации есть шанс заметить, что они творят со своими сотрудниками, и начать менять там, где корень проблемы.
— У нас всё хорошо организационно. В чём проблема нам всем офисом начать медитировать?
Во-первых, практики осознанности имеют корни в духовных традициях. Это буквально означает, что они предназначены для продвижения человека по духовному пути. Эти практики могут сделать человека крайне неудобным: он начинает задаваться вопросами о смысле его деятельности.
Он начинает замечать из каких мотивов действует организация. А экономический разрыв и природный разрыв, который мы обсуждали выше, созданные ясным намерение бизнеса извлекать прибыль, не всегда учитывая при этом интересы местного сообщества природных ресурсов, на которых опирается ценность, создаваемые компании, и благополучие их собственных сотрудников.
Если практики осознанности и в частности медитацию использовать по прямому назначению, организациям они будут скорее вредны, и подойдут далеко не всем сотрудникам.
Во-вторых, выплескивая из практик заряд этичного отношение к себе, к людям, к миру, мы получаем пустую форму. Если говорить конкретно о созерцательной медитации, мы получим умеренно эффективный инструмент относительно ежедневных бизнес-задач. Для саморегуляция гораздо эффективнее подойдут телесные практики и дыхательные практики.
В-третьих, в моем опыте работы с десятками организаций, я наблюдаю, что источниками выгорания и эмоциональный отстраненности от своей работы являются два: дизайн самой организационной системы, то есть то, как устроена организация изнутри. И второе, это коммуникация между людьми.
Отвечая на вопрос, какие инструменты будут реалистично полезны организациям сейчас,
я предлагаю использовать такой набор действий:
- Переосмысление организации как актора позитивных изменений в мире, добавление в деятельность организации смыслов, которые включают организацию в глобальную повестку. Это даёт "перевключение" сотрудников в деятельность организации, результатом которой является естественный отбор людей, которым искренне интересно поддержать и поучаствовать в том, что делает организация для сообщества-страны- мира.
- Психологическая переподготовка сотрудников, чтобы улучшить качество их коммуникаций. Именно там мы тратим большую часть энергии, и там же больно ранимся друг об друга. Там же — новый виток продуктивности.
- Личные навыки под запрос сотрудников. Если в первых двух допустимо инициировать процесс "сверху вниз", то здесь инициатива должна идти изнутри, от сотрудников. Организация может помочь, дав сотрудникам "пробник" практик и конкретного инструктора.
Как выбрать инструктора
Просто проверьте два момента:
— что инструктор, давая светские практики, всё-таки опирается на какую-либо духовную традицию. Это важно потому, что тогда он с большей вероятностью сможет вести группу, давая опору на своё собственное напрактикованное состояние.
— что инструктор уважительно относится к организационным задачам и понимает, каким образом он может помочь организации их решить, поддерживая сотрудников. Буквально может простроить логический мостик между годовой стратегической целью и практиками осознанности.