VR-технологии в корпоративном обучении
Виртуальная реальность (VR) — что-то вроде искусственного мира, в который человек погружается не просто как наблюдатель, но и как участник.
Иллюзия присутствия создается с помощью специальных устройств и программного обеспечения — систем виртуальной реальности.Самые распространенные средства для погружения — шлемы и очки.
Перед глазами пользователя появляется видео в формате 3D. При этом отслеживаются повороты головы и движения человека, чтобы передать данные в вычислительную систему и изменить изображение в зависимости от показаний датчиков.
Считается, что 80% информации человек получает через зрение. Поэтому разработчики VR-систем делают упор именно на устройства, которые формируют изображение. Как правило, их дополняют устройствами стереозвучания, а в последнее время даже ведутся работы над тактильными воздействиями и имитации запахов.
Тенденции рынка
По версии аналитиков ABI Research ожидается, что к 2022 году мировой рынок VR/AR-обучения вырастет до $6,3 млрд. В США к концу 2018 года технологии VR работали в 18% всех образовательных учреждений страны.
Россия тоже старается не отставать: внедрение VR-технологий в образование заложено сразу в нескольких общенациональных программах: проекты «Образование» и «Цифровая экономика», программы «Цифровая школа», «Современная цифровая образовательная среда» и т.д.
Федеральный проект «Цифровая школа» подразумевает внедрение технологии виртуальной реальности в 25% пилотных образовательных учреждений к 2024 году.
VR и обучение персонала
Обучение — направление, в котором виртуальная реальность имеет наиболее эффективное применение.
Например, страховая компания Farmers Insurance из Калифорнии тренирует с помощью такой технологии оценщиков ущерба. С помощью программного обеспечения от Talespin они могут использовать шесть различных планов этажей и 500 разных сценариев повреждений, что позволяет симулировать тысячи нестандартных ситуаций.
Чтобы понять, насколько критична утечка воды и как сильно поврежден пол, стажеру в виртуальной реальности приходится буквально заглядывать под ванну и раковину, чтобы визуально оценивать ущерб.
Тем временем российская компания Уралхим применяет технологию виртуальной реальности для обучения ремонту оборудования. Чаще всего этот процесс происходил в «боевых» условиях, когда оборудование реально выходило из строя, поэтому было решено создать для стажеров VR-курс. Так студенты получили возможность практиковаться в безопасных условиях, не причиняя вреда ни себе, ни имуществу предприятия.
В этом и заключается главная ценность виртуальной реальности: она позволяет воссоздать те ситуации, которые невозможно или очень дорого воспроизводить в реальности с целью обучения. Никому ведь не придет в голову поджигать завод, чтобы четко отрепетировать поведение сотрудников, верно? А тренировочную пожарную тревогу, будем честными, серьезно уже никто не воспринимает. Поэтому информация с таких мероприятий не задерживается в голове.
Плюсы/минусы технологии
Работа со стресс-факторами
Искусственная реальность может влиять на психоэмоциональное состояние человека. Если при той же очной тренировке эвакуации при пожаре сотрудники лениво спускаются по лестнице, а часть, зевая, потопала к лифту, VR технологии могут добавить огонька в прямом смысле слова. Задымление, яркие вспышки пламени, летящий вниз лифт — все, что угодно, чтобы человек смог реально прожить опыт.
Британский стартап Oxford VR, к примеру, используют эти технологии для психотерапии, в частности при работе с фобиями. В качестве первого клинического испытания компания испытывало приложение, которое ставило пациентов со страхом высоты у виртуального подвесного моста.
Исследование компании показало, что в среднем всего за два часа лечения иммерсивная терапия оказалась успешной в снижении страхов пациентов на 68%.
Фокус на контенте + вовлеченность
В виртуальном мире на человека практически не влияют внешние раздражители. Он может полностью концентрироваться на задаче, а значит, лучше усваивать информацию и сразу же отрабатывать ее на практике.
В виртуальной реальности сотрудники могут проводить операции, чинить оборудование, отрабатывать общение с клиентами — все, чтобы позже выполнить задачу в настоящей жизни с минимальной вероятностью ошибок и промахов.
Безопасность
Независимо от сложности сценария пользователь не нанесет вреда себе и другим. Поэтому можно спокойной оттачивать навыки управления транспортом или свободно экспериментировать с уровнем сложности.
С недавнего времени РЖД применяет симуляторы для тренировки сотрудников. Например, в рамках одного из таких тренажеров сотрудник должен оперативно устранить неполадки в работе механизма перевода стрелок.
Проблемы внедрения
Цена и доступность систем VR пока остаются основными препятствиями к повсеместному использованию технологии.
Это отпугивает многих, хотя на деле некоторым школам хватит хотя бы одного VR-шлема. Но даже без него VR-контент можно воспроизводить на смартфонах, компьютерах, планшетах или интерактивных панелях.
Конечно, опасения вызывает и вопрос влияния таких технологий на здоровье пользователей. По данным исследований Modum Lab и Центра НТИ ДВФУ этим вопросом задаются 63% опрошенных.
В общем, VR-технологии в России пока только набирают обороты, хотя крупные предприятия уже начинают их активное внедрение в рамках обучения персонала.
В комментариях делитесь, хотели бы попробовать такое обучение? А если уже пробовали, обязательно расскажите о своем опыте, нам очень интересно!
Будем рады увидеть вас в числе подписчиков нашей email рассылки. Там мы делимся новостями в сфере электронного образования и рассказываем об актуальных предложениях для клиентов LMS-Service. Чтобы оставить свою почту, переходите по ссылке, листайте до конца - справа в нижнем углу.