Ночной дозор АНТОРа или изнанка тестового расчета маршрутов доставки

Переговоры с клиентом велись еще с 2018 года. На встречах все казалось понятно: вот программа, вот очевидная польза для отдела логистики и выгода для бизнеса в целом, вот цена и план-график внедрения. Но именно ожидаемая выгода не давала руководству покоя. Все понятно, кроме главного: как перевести абстрактную экономию в виде сокращения количества рейсов на бумаге в реальные деньги?

К несчастью для поставщиков, такими вопросами задается примерно каждый первый клиент, принимая решение о закупке сложного специализированного ПО. К счастью для клиентов, многие поставщики логистического софта (в частности, маршрутизации) относятся к этому спокойно и имеют конкретный заготовленный ответ: тестовый расчет.

***

За 18 лет мы провели десятки тысяч симуляций построения маршрутов доставки для тысяч компаний, и застать врасплох «старожилов» АНТОР довольно трудно. Поэтому, когда на этот раз клиент поинтересовался, возьмемся ли мы за расчет в «боевых» условиях, ему пришлось пару раз недоверчиво уточнять: «Наши логисты занимаются этим ночью». Дело понятное. Мы что, сами не люди, что ли?

Первый тестовый расчет, проведенный несколькими неделями раньше, логистам понравился. За одной оговоркой: разве можно сократить 72 рейса до 48 и развезти все заказы вовремя? Маршруты красивые, правдоподобные, но где-то программа точно врет. Не бывает так.

Из-за этого на решающей стадии переговоров возникла пауза, и менеджер АНТОР предложил Заказчику пойти на довольно радикальный шаг. Обычно тест делается на «вчера», т.е. берется выборка фактических рейсов заказчика, составляется альтернативный расчет и проводится сравнение. В этот раз нам предстояло в реальном времени рассчитать план доставки на предстоящий день и проехать по нему.

Для проведения «операции» с нашей стороны были выделены 5 человек: один на ночной расчет вместе с логистом, а четверо должны были поехать по самым сомнительным маршрутам с водителями доставки.

День Д

02:08 МСК

Получен файл с заказами для импорта в программу. Автопарк уже загружен заранее.

В течение 10-12 минут специалист преобразует файл в нужный формат и корректирует для всех адресов временные окна доставки по согласованию с клиентом. Производится загрузка адресов в систему. Геокодер автоматически фильтрует и привязывает практически все адреса за 2 минуты, остается всего 10 «неопознанных» точек. Еще через 2 минуты это удается исправить вручную.

После короткой проверки корректности привязки наш «инженер-маршрутизатор» запускает автоматическое планирование с помощью заранее настроенного сценария. Он остался в комплекте программы со времени первого тестового расчета и был утвержден клиентом на основании его же требований.

С учетом небольшой настройки параметров при запуске, а также общей проверки логики алгоритма специалистом, сценарий завершает «прогон» за 4 минуты. Оператор проверяет результат – получились рейсы с хорошей компактностью, без нарушений грузоподъемности и времени прибытия. Время еще есть – можно «поиграться» со стартовыми параметрами, например, поставить понижающий коэффициент на скорость движения по дорогам. Количество маршрутов уменьшилось настолько, что не грех на время забыть об экономии и позаботиться о безопасности – создать запас времени по прибытию на каждый адрес.

Еще один «прогон» – и перед нами 42 рейса с отличными показателями эффективности, не требующие корректировки. Наш специалист с помощью стандартных инструментов присваивает им дополнительные параметры и выгружает для отправки в удобном клиенту виде.

Все отлично, отправляем.

02:54 МСК

Все необходимо переделывать!

Да, ранее договорились, что начало временных окон можно немного «подвинуть». Теперь это не так. Клиенты из сегмента HoReCa очень требовательны, разгружаться надо быстро, согласовывать с ними новые интервалы доставки некогда. Необходимо соблюдать текущие регламенты: в некоторых случаях водителю нужно успеть попасть в окно разгрузки длительностью всего 30 минут. Надо – значит, попадем.

После очередной корректировки стартовых параметров сценарий отрабатывает на 54 маршрута. Сравнивая с предыдущим результатом хочется воскликнуть: «Насколько можно сократить расходы, всего лишь договорившись с клиентами об интервалах поставки не менее 1 часа!» Но все равно – это не 76 исходных рейсов клиента. Экономия по-прежнему кажется слишком «сказочной».

Те самые 54 маршрута на карте.

В 03:18 по Москве новый расчет передан Заказчику. Получено подтверждение. Для теста выбираются 4 маршрута и «встраиваются» в план доставки, который параллельно составляет логист.

Отправляем нашего ночного героя спать и переходим к следующему этапу.

06:30 МСК

Склад Клиента

Бодрые водители грузовиков снуют по территории склада, как у себя дома. Перекинувшись парой слов с логистом, большинство из них забирает распечатки своих маршрутных листов и начинает «прикидывать» для себя – соглашаться с предложенным планом на день или делать по-своему. Да, человеческий фактор в логистике силен на всех этапах: и при принятии стратегических решений, и при тактическом планировании, и на операционном уровне.

На фоне привычных, ведущих себя по-хозяйски водителей белыми воронами кажутся четверо заспанных молодых людей, нерешительно окруживших логиста.

«Сами по своим маршрутам поедете, посмотрите, как в жизни доставка делается» – напутствует их логист и знакомит каждого со своим экипажем на сегодняшний день.

Один из водителей отходит со своим новоиспеченным напарником в сторону и, смерив его и листок бумаги неодобрительным взглядом, не церемонясь, вручает маршрутник менеджеру из АНТОРа: «Ерунда это, потеря времени. Мы не то что к часу дня, до пяти вечера не управимся».

К 7 утра экипажи должны быть погружены и занять места в машинах. Впереди ждут утренние московские улицы. Мало кто горит энтузиазмом по поводу своей сегодняшней поездки: «нерабочие дни» слабо повлияли на ситуацию с пробками, а вторая декада июня – довольно жаркое время.

09:33 МСК

Офис АНТОР

У каждого из «экспедиторов на день» при себе есть телефон с мобильным приложением TeamMaster, где отмечается факт разгрузки, точное время и детали выполнения задачи. Уже спустя 2 часа поступают первые комментарии в духе: «Можно жить».

Несмотря на то, что 2 рейса задержали на погрузке, довольно быстро все 4 водителя наверстали и даже начали опережать график движения по маршруту.

Не обошлось без казуса. Поскольку полученные ночью от АНТОР маршруты проверялись логистом вручную и вводились в корпоративную учетную систему для печати документов, в одном из них адрес клиента на Дубнинской улице (район Восточное Дегунино) оказался изменен на Дубининскую (район Замоскворечье). Оба заказа существовали на самом деле – однако из-за этой ошибки машину пришлось прямо на полпути разворачивать с севера Москвы в противоположную часть города. Петля получилась совершенно «нелогистичная», но даже с ней рейс оказался выполнен с удовлетворительным отклонением от общего планового времени.

В программе допустить подобный «косяк» было бы крайне сложно, имея перед глазами наглядное отображение маршрута на карте.

12:50 МСК

Остальные 3 рейса были пройдены с тем самым «запасом» и завершены даже раньше, чем предполагали опытные водители. Те, кто еще в начале дня относился к результатам маршрутизации в АНТОР, мягко говоря, скептически, к обеду были готовы охотно признать, что маршруты эффективны, проходятся легко и помогают сэкономить время даже при задержке отправления со склада.

Несмотря на долгую погрузку на складе (2 ч 40 мин), этот маршрут был выполнен с опережением графика благодаря своей компактности.

***

Сколько сэкономит компания на 22 рейсах в день? Конечно, ответ зависит от характеристик автопарка, привлечения наемных водителей и других факторов, связанных с грузом и клиентами. Но речь однозначно идет о миллионах рублей в год.

В данном случае расчет показал, что окупаемость проекта автоматизации может наступить всего за 1 – 2 месяца после внедрения. Мы в АНТОР не просто доверяем своей программе – верим в нее. Конечно, редко удается добиться таких впечатляющих показателей экономии, однако какими бы они ни были – мы всегда способны обосновать полученный результат и не боимся доводить предпроектную работу до такой «глубокой» стадии.

У этой истории есть продолжение, и мы обязательно о нем напишем.

1 комментарий

А чего интерфейс такой убогий? На дельфях чтоли написано 20 лет тому назад?

Ответить