Валентин Кишкун

Десять больных вопросов начинающего журналиста

Вы закончили университет или ещё учитесь. Подворачивается возможность поработать корреспондентом в местном информационном агентстве. Вас обучили отписывать пресс-релизы, находить инфоповоды, отрабатывать прямые эфиры. Всё получается и вам вполне комфортно на этой вершине айсберга. Но чем дальше в лес, тем больше дров. Сегодня мы разберёмся с основными проблемами начинающих журналистов. Некоторые из этих проблем не уйдут с опытом, но опыт научит принимать правильные и взвешенные решения. Так, чтобы выдавать качественный материал и не портить отношений с ньюсмейкерами.

1. Что если я задам неуместный вопрос?

Главред решил, что хватит с вас пресс-релизов и аккредитовал на пресс-конференцию местного чиновника, поручив спросить у него «что-нибудь интересное». Вы нашли и перечитали старые новости, узнали, какие темы курирует этот чиновник и накидали список вопросов.

И вот вы в пресс-центре слушаете спикера, который уже мельком прошёлся по нескольким вашим вопросам. Начинаются сомнения: «А что если я упустил что-то и ответ на этот вопрос уже известен». Чтобы такого не было, список вопросов нужно обсудить с более опытными коллегами или главредом. Причём лучше поговорить с несколькими коллегами. Даже если корреспондент ведёт другую тему, он всё равно невольно знакомится со всеми новостями хотя бы потому, что десятки раз за день просматривает новостную ленту.

Часть вопросов отсеется, некоторые вопросы изменятся, может даже появятся новые. Обсуждение вопросов даст вам уверенность в том, что ваши коллеги, вероятнее всего, на вашем месте задали бы те же самые вопросы.

По мере погружения в повестку вам не придётся придумывать вопросы, они будут приходить сами.

2. Стоит ли задавать эксперту вопрос, который может показаться глупым?

Однозначно стоит. Журналист – проводник между экспертами в своей области и простыми людьми. Его задача изложить сложный канцелярский или научный спич понятным языком и без лишней воды. Журналист, чтобы выдать доступный непосвящённому читателю материал, должен задать вопрос с позиции этого читателя.

3. Можно ли звонить ньюсмейкерам в нерабочее время?

Можно. Особенно, если дело касается чрезвычайной ситуации и нужно получить комментарии экстренных и оперативных служб. Если столкнётесь с резкой реакцией на том конце провода, не стоит огорчаться и принимать это на свой счёт. Даже ночью в случае крупного ЧП вы не будете единственным, кто начнёт их обзванивать. Это рабочие моменты, а работа некоторых пресс-служб тоже нервная. Нередко приходится и несколько раз звонить, напоминать о себе в мессенджерах, чтобы успеть получить комментарий первее конкурентов.

Большую роль играет масштаб и специфика происшествия. Если это ДТП предположительно с несколькими трупами, взрыв газа в квартире, внезапное массовое отключение электричества, то звонить нужно непременно. Во время ЧП пресс-секретари МЧС, МВД, Следственного комитета часто выезжают вместе с основной группой, поэтому ночью вряд ли именно вы их разбудите.

4. А стоит ли вообще реагировать на задачи, которые поступают в нерабочее время?

Вечер, все разошлись по домам, но в рабочий чат прилетает сообщение из разряда «СРОЧНО». Вы можете сделать вид, что не заметили в надежде, что кто-то другой возьмёт. Но если с этим увлечься, то надо быть готовым, что на ваши просьбы об отгулах будут реагировать точно так же.

Если есть возможность просмотреть и отработать тему, надо это сделать. Не исключено, что в этот момент подключатся коллеги и помогут. Оперативная отработка новостей положительно влияет на репутацию агентства и метрики сайта. От метрик зависит рекламный ценник агентства, а от него в дальней перспективе – и ваша зарплата.

5. Как поступить, если ньюсмейкер не даёт точной информации?

Вы решили получить комментарий и звоните ньюсмейкеру. Но он отвечает либо односложно, либо размыто, давая понять, что ему нечего сказать. В этом случае полезно уметь читать между строк. Рассмотрим на примере.

– В соцсетях сообщают о пожаре в центре города...
– Ничего пока неизвестно, на месте специалисты работают, позже позвоните.

Ничего не известно, писать нечего. Но ведь собеседник не отрицал, что что-то произошло. Подать это можно так «МЧС подтвердило данные о возгорании в центре города». А в сообщении написать и о работающих специалистах, и о постах в соцсетях, и о том, что подробности выясняются.

Избегайте абстрактных вопросов. Спрашивайте так, будто вам уже что-то известно. В случае ЧП любой ответ на конкретный вопрос может стать новостью.

6. Насколько настойчиво надо спрашивать спикера, если он увиливает от ответа и «льёт воду»?

Бывают достаточно «щекотные» темы, которых ньюсмейкеры стараются избегать, опасаясь, что «эти журналисты опять вырвут всё из контекста и перепутают», а он совсем не то имел в виду. Рассмотрим на примере наиболее частых ответов.

  • «Есть пресс-служба, им звоните». Как и в прошлом вопросе, дайте собеседнику понять, что вы уже располагаете достаточной информацией, чтобы выдать сообщение и что вы даёте ньюсмейкеру шанс озвучить свою позицию. Доведите до него, что либо он даёт комментарий, либо вы даёте сообщение без его комментария. Блеф и манипуляция, но это часто срабатывает.
  • «Мы не можем ответить, это не наша зона ответственности». Ответ: «Так расскажите нам о зоне вашей ответственности в этом деле». Заявите, что другие ведомства уже рассказали вам о своей роли в этом деле и что для них это пиар их деятельности.
  • «Это скользкая тема, она может навредить репутации уважаемого человека и посеять неразбериху». Значит, другие СМИ уже писали об этом что-то неприятное, отвечайте соответственно: «Репутация этого человека уже подпорчена, но нельзя же оставлять всё как есть». Пусть собеседник поймёт, что его слова помогут внести ясность в ситуацию.

Избегайте отрицаний. Озвучивая контраргумент, согласитесь с позицией ньюсмейкера. Соблюдайте баланс между напором и вежливостью. Но даже если вас пошлют, это максимум, что может с вами случиться, и вы это переживёте.

7. Как быть, если мне дали комментарий с неточностями, которые могут выйти боком?

Не следует стесняться звонить снова, чтобы уточнить, спросить ещё раз или попросить раскрыть тезис. Это лучше, чем исправлять опубликованное сообщение, портя при этом отношения с ньюсмейкером. Перед цитатой идёт лид и заголовок, где вы изложите суть цитаты так, как вы её поняли. Поэтому важно понять всё именно так, как это понимает собеседник. Неточности бывают даже с пресс-релизами.

«Запущено движение грузовых составов по транспортному переходу через Керченский пролив. По Крымскому мосту за год проследовало свыше 4 000 000 единиц транспорта. Всего услугами транспорта воспользовалось 13 700 000».

Ввиду контекста возникает вопрос: а 4 миллиона единиц транспорта – это с поездами или без? А 13,7 миллионов – это что? Без уточнения такое давать нельзя, потому что задача журналиста сделать текст понятным для людей, а не просто сослаться на нелепую цитату и снять с себя ответственность. Лучше упустить новость, чем ударить по репутации агентства.

8. Стоит ли делиться информацией и контактами с коллегами из других ИА?

Вопрос профессиональной этики журналиста. Устроившись в ИА, вы получите доступ к базе контактов. Если номера пресс-секретарей есть у всех, то личные номера других ньюсмейкеров – это достижение сотрудников агентства. Они служат источником эксклюзивов. Делиться этими контактами со знакомыми из СМИ-конкурента не стоит. Это очередной рабочий момент, ничего личного.

Такие ситуации встречаются достаточно редко, поскольку многие понимают, что вряд ли ответят взаимностью, когда их попросят о том же. Впрочем, здесь возможны и другие варианты взаимодействия.

9. Что если, моё агентство необъективно?

Работая в СМИ, практически невозможно писать объективно, хотя бы потому, что у людей разные мнения и убеждения. Даже вы, когда пишете, накладываете оттенок своего взгляда на проблему.

США хотят поучить россиян «американской демократии» и «свободе СМИ»

Госдеп выделит $500 тыс на образовательную программу для россиян

В зависимости от того, кто и как оценивает ситуацию, «называя вещи своими именами», заголовки сразу выдают позицию автора или СМИ.

У любого СМИ есть своя идеологическая принадлежность, и неважно насколько ярко она афишируется. Вам нужно принять эту принадлежность в работе. Ещё один сугубо рабочий момент, который не стоит проецировать на размышления о том, кто прав, а кто виноват. Это личное, а личному место в авторских блогах и колонках.

10. Стоит ли мне поработать над внешним видом?

Если взглянуть на журналистов, которые собираются на пресс-конференциях и иных публичных мероприятиях, можно понять, что строгого дресс-кода в этом вопросе нет. Это остаётся личным делом каждого, но нужно понимать, что ваш вид должен соответствовать обстановке. Одно дело, если вы собираетесь весь день провести в редакции, но совершенно другое – если вам предстоит поход в горадминистрацию или местный парламент.

Журналисты на ежегодной пресс-конференции Владимира Путина

То же самое касается встреч и интервью с крупными ньюсмейкерами. Деловой вид располагает к деловому разговору. Имеет место общеизвестное правило: как себя поставишь, так к тебе и отнесутся.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null