{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Аутентичное лидерство – почему за ним будущее?

Как и любое относительно новое и набирающее популярность явление, аутентичное лидерство вызывает много вопросов: действительно ли это то, к чему стоит стремиться нынешним руководителям любого ранга, или это очередной непонятный термин, о котором никто не вспомнит еще через пять лет? Попробуем разобраться.

В привычной нам системе координат успех или не неуспех определяется цифрами. Мировая экономика измеряет ВВП, отдельные компании – прибыль, расходы и рентабельность, а главная и очевидная цель любого стартапа - быстро окупить вложенные инвестиции и начать зарабатывать.

С начала промышленной революции возможности бизнеса получать прибыль постоянно росли, и к концу 90-х на Западе четко утвердилась философия «жадность – это благо». Промышленные гиганты выходили на все более впечатляющие показатели, а целью стала не просто прибыль, а сверхприбыль. При этом распределение доходов среди сотрудников компании становилось все более неравномерным: если в конце 70-х зарплата топ-менеджмента отличалась от зарплат линейного персонала в десятки раз, то к концу 2010-х – уже в сотни. В России эта философия, хоть и с поправками на сектор экономики (в основном, нефтегазовый и сырьевой, а не промышленный), успешно прижилась.

Неудивительно, что все это время лидеры компаний все больше отдалялись от рядовых сотрудников, не только по уровню доходов, но и по образу мышления, что никак не способствовало их популярности. Акулы бизнеса, беспринципные и жесткие управленцы, которые легко пускают в расход обычных работников и следуют исключительно интересам выгоды – таково представление о лидерах «в народе», и во многом, оно действительно оправдано.

Справедливости ради надо сказать, что лидеры сами являлись заложниками действующей системы координат. Как олицетворение успеха всей компании, они должны были соответствовать требованиям, которые диктовала философия «жадности - это благо», и постоянно играть на повышение. Неважно, какими моральными и личными качествами обладал лидер. Пусть его ненавидел весь коллектив, а семья видела только по праздникам. Главное – он показывал правильный результат, который можно было легко измерить в цифрах.

Однако эта философия с каждым годом работает хуже и хуже. Все больше лидеров понимает, что цена такого успеха чаще всего неоправданно высока: постоянный стресс, эмоциональное выгорание, которое нередко приводит к депрессии, проблемы со здоровьем, в частности – сердечно-сосудистые заболевания, которые ежегодно убивают почти миллион человек только в России (80% из них – мужчины).

Лидерство, успешное с точки зрения общества, требует таких колоссальных усилий во многом потому, что на работе человек не является самим собой, а играет заданную роль. Фактически – выполняет набор функций, которые от него ожидают. Зачастую это идет вразрез с его истинными желаниями и ценностями, которые остаются забытыми еще на начальных этапах карьеры. Амбициозный лидер, нацеленный на успех, с самого начала привыкает брать одну высоту за другой, руководствуется девизом «Быстрее, выше, сильнее», и в конце концов совершенно перестает прислушиваться к внутренним стимулам. В результате он получает признание и статус – то есть, по меркам системы, достигает абсолютного успеха, но при этом зачастую теряет главное – самого себя, а значит, и смысл работы, которая составляет всю его жизнь. Отсюда – эмоциональное выгорание и депрессия, которые случаются, несмотря на отличные квартальные отчеты.

На смену лидерам-«бэбибумерам» (от 45 до 65 лет) приходят новые поколения - «Х» (от 25 до 44 лет) и «Y» (младше 25), которые имеют совсем другие ценности и понимают, что подлинный успех не сводится к сухим цифрам статистики. Достигаторство как синоним успешности уходит в прошлое. Очевидно, что основой успешной карьеры должно быть что-то более серьезное, чем стремление заработать и повысить статус любой ценой.

Новое время буквально заставляет нас развернуться в сторону осознанности, самоанализа и понимания своих эмоций. Поиски себя и своей идентичности, о которых сейчас так много говорят, - это не прихоть, а вопрос выживания в постоянно меняющихся условиях. Просто существовать на тех скоростях, которые диктует технологичная реальность, можно только тогда, когда мы четко понимаем свои истинные ценности, и следуем им, даже если они не находят поддержки у окружающих. Когда мы не можем опираться на внешние авторитеты, которые меняются слишком быстро, нужно искать точку опоры внутри себя.

Верность себе – это и есть основа аутентичности, которая становится главным ориентиром человека в эпоху отсутствия стабильности. И эта эпоха создает запрос на новый, аутентичный тип лидерства.

Термин «аутентичное лидерство» был предложен Биллом Джорджем – экс-президентом компании Medtronic[1]. Джордж сказал: «Нам нужны лидеры, у которых хватит смелости принимать во внимание интересы всех сторон, участвующих в развитии бизнеса (сотрудников, поставщиков, акционеров), и которые понимают необходимость приносить пользу обществу».

Итак, альтернативой сверхприбыли и обогащению любой ценой становится объединение всей команды вокруг общей миссии, не связанной с финансовыми показателями, и вклад, который компания может сделать в общество. Это не значит, что аутентичный лидер не должен думать о прибыли. Скорее, он должен балансировать между материальной реальностью и нематериальными ценностями, быть связующим звеном между ними и вдохновлять команду на следование миссии, которая будет объединять людей гораздо больше, чем желание просто зарабатывать деньги.

Такой тип лидерства возможно реализовать только тогда, когда миссия и видение компании основаны на истинных ценностях лидера, а его команда принимает и разделяет эти ценности.

На практике добиться этого гораздо сложнее, чем просто «быть собой». Легко оставаться верным себе, когда все идет хорошо. В кризисных ситуациях, ощущая на себе внешнее давление и не находя поддержки, лидеру гораздо проще отказаться от своих идей и ценностей, чем продолжать им следовать. Именно поэтому Джордж говорит о смелости как о неотъемлемой черте аутентичного лидера. Его идеи и ценности не должны расходиться со словами, а слова – с действиями. В таком случае команда доверяет лидеру даже в трудные времена и готова следовать за ним и вместе проходить через кризисные ситуации.

О том, как аутентичное лидерство работает на практике, поговорим в следующей статье.

[1] Medtronic - один из крупнейших производителей медицинского оборудования, разрабатывает и производит приборы и методы лечения более 70 хронических заболеваний.

На российском рынке компания представлена с начала 1990-х годов, с 2010 года зарегистрировала в России юридическое лицо ООО «Медтроник»

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда