{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

8 марта: исторические предпосылки

Мне нравится искать предпосылки того или иного события в истории и мыслить от частного к общему, потому что история это всегда отдельно взятые люди. С другой стороны людские судьбы зачастую продиктованы текущим положением вещей, на многих - отпечатались знаковые события. Поэтому история - это также нечто глобальное, от нас не зависящее. Такой вот фатализм да. Но давайте оставим на время философию и поговорим про сегодняшний праздник.

20 век - это век сильных духом людей, которые основываясь на учении Маркса, им вдохновившись решили строить новый мир. У руля даты 8 марта стоят немецкая коммунистка, реформатор Цеткин, полячка Люксембург - экономист и теоретик марксизма и российская революционерка Коллонтай, генеральская дочь, которая получала доходы от поместья и не думала о хлебе насущном.

Вряд ли бы это смогли сделать изнеженные представительницы высшего сословия, или неграмотные женщины-рабочие. Суфражисток и проституток Европы, работниц текстильной промышленности Америки, и голодных женщин военной России под социал-демократическими лозунгами объединили более чем образованные женщины, влекомые большой идеей.

Но подспудные процессы в обществе уже происходили. Если отбросить политическую шелуху, то в сухом остатке мы имеем факт - женщина заявила о себе как о полноправном члене гражданского общества, а общемировое начало женского движения обрело свой символ - дату 8 марта.

Во второй половине 19 века умы Европы будоражил “женский вопрос”. В литературе и статьях того времени много размышляли о браке: должен ли он оставаться патриархальным институтом, вынуждающим женщину обменивать независимость на реальную или мифическую защиту. Наследницы крупного состояния или владелицы солидного приданого из высшего класса выходили замуж без какого либо права распоряжаться своим имуществом.

Сколько мы знаем историй из классической литературы как муж прокутил все состояние и семья мал мала меньше укрылась под крылом богатого дядюшки? Очевидно, что женщинам это надоело. Поэтому закон 1874 года принятый в Швеции стал первым звоночком.

Термин “новая женщина” - образованная, независимая, которая пренебрегает традиционными ценностями - появился в Великобритании и далее распространился по всей Европе. Идеал самоотверженной супруги и матери стал трещать по швам, а в выгодном браке теперь видели пережиток прошлого, а именно - древнюю практику покупки невесты, которая продает себя самому богатому мужчине.

А что же рабочий класс? Фабричная система, которая пришла на смену кустарному производству, где деньги были в рамках одной семьи, принесла женщинам новые возможности заработка и средства к существованию. А значит независимость от мужчины: отныне можно было не довольствоваться ранним браком, а жить в гражданском. Фабричная работница сама создавала собственное экономическое положение, а ее свобода выбора была предметом зависти у высшего сословия.

В России за свои права боролись представительницы разночинной интеллигенции, деловых кругов, аристократии и работницы. Требования звучали все те же - высшее образование, охрана материнства, социальное страхование. В 1878 году были открыты Высшие Бестужевские курсы и уже к 1912 году на них обучались более 25 000 слушательниц, благодаря чему женщины получили доступ к профессиональной занятости наравне с мужчинами - по количеству женщин-медиков мы были на втором месте в Европе, а учителей женского пола в Российской империи насчитывалось 60 000.

Поэтому 8 марта - это совсем не про слабую женщину,, а как раз-таки про феминизм в самом его здоровом проявлении. Ну и про политику разумеется, куда уж без нее.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда