Alexey Komarov
317

Мы продали 30 онлайн-бизнесов на 123 млн.₽. Подскажите, что делать дальше?

Всем привет! Я — Алексей Комаров, управляющий партнер ITBB. Наша команда продает IT-бизнесы. Хочу рассказать, как нам удается закрывать многомиллионные сделки, и дать пару советов продавцам и покупателям. А еще послушать ваши рекомендации — что вы думаете о дальнейших перспективах и куда нам лучше двигаться.

В закладки

Чтобы было проще, расскажу все по порядку.

Какие бизнесы продаем

Берем в продажу интернет-магазины, онлайн-сервисы, маркетплейсы и агрегаторы, мобильные приложения и информационные сайты, действующие в рунете. Главное требование — доходность проекта.

Оцениваем бизнесы по собственной системе. Базовые требования такие:

  • бизнес действует и генерирует чистую прибыль более 30000₽ в месяц или выручку более 500000₽ в месяц;
  • возраст бизнеса более 12 месяцев;
  • к основному сайту подключена «Яндекс.Метрика» или Google Analytics.

Дополнительно мы контролируем реальность доходов и расходов, накрутки трафика, наличие поисковых фильтров, историю домена, репутацию продавца и еще несколько десятков критериев. Это — внутренняя процедура, по результатам которой мы принимаем решение, стоит ли брать бизнес в продажу.

Независимо от результатов нашей проверки просим покупателей лично проверять бизнес перед покупкой

Такой анализ помогает нам отсеивать мошенников и не браться за заведомо убыточные компании. Да, мы теряем много потенциальных клиентов, зато сохраняем качество. С момента запуска к нам обратилось 1 078 продавцов, а в каталог попало намного меньше — сейчас там 29 актуальных предложений.

Кто клиенты и как мы им помогаем

Мы знакомим продавцов с покупателями и занимаемся организацией сделки. Но не просто оформляем документы, а делаем так, чтобы выгода была у обеих сторон. Давайте приведу пример, чтобы было наглядно.

К нам обратился владелец интернет-магазина Lemonprint. Это онлайн-конструктор визиток, стикеров, бирок, листовок, флаеров и другой печатной продукции. На тот момент компания работала больше как посредник: производство передавали типографиям, доставку — курьерским службам. При такой бизнес-модели заработка почти не было, вся прибыль уходила партнерам.

Мы нашли покупателя — владельца классической типографии с собственными станками и курьерской службой. После сделки он просто переключил обороты на себя — теперь продукцию печатают в своей типографии и доставляют своими силами. Благодаря этому прибыль выросла в 10 раз. Выгода появилась у всех:

  • продавец получил деньги и избавился от бизнеса, который почти не приносил доход;
  • покупатель успешно расширил бизнес и начал получать прибыл, вложив намного меньше, чем если бы делал это с нуля.

И так мы стараемся работать по каждому бизнесу.

На чем зарабатываем

У нас есть три источника дохода:

Комиссия от сделок

Мы занимаемся продажей бизнесов «под ключ»: размещаем в каталоге, рекламируем, находим покупателей, ведем переговоры и оформляем документы. Размер нашей комиссии зависит от суммы сделки.

Комиссия ITBB в зависимости от размера сделки itbb.ru

Инвестиционная подготовка

Эта услуга для средних и крупных бизнесов, включающая в себя подготовку инвестиционной презентации, инвестиционного тизера и финансовой модели. Они нужны, чтобы подготовить компанию к продаже или привлечению инвестиций — показать потенциальным покупателям, что вложения будут выгодными. Подготовка делает компанию прозрачной, и вероятность успешной продажи повышается. Стоимость услуги — от 250000₽.

Мы делали такое для агрегатора курьерской доставки Shiptor в 2019 году. После этого его выкупил «Сбербанк»

Онлайн-курс

На нем мы учим всему, что узнали сами — как покупать бизнес так, чтобы было выгодно. Рассказываем об оценке, переговорах, проверках, возврате инвестиций. Подробнее о программе можно почитать на странице курса. Цена зависит от тарифа: стандартный стоит 34000₽, индивидуальный — 84000₽.

Еще есть платное размещение бизнеса в нашем каталоге. Оно стоит 9900₽, но мы не зарабатываем с этого. Эти деньги идут на стандартную предпродажную проверку бизнеса, а еще — на продвижение постов. Мы настраиваем таргетированную рекламу специально под конкретный бизнес, чтобы привлечь покупателей.

Чего и как мы добились: важные нюансы

Недавно мы закрыли нашу 30-ю сделку и достигли общего оборота в 123 млн ₽. Самый дорогой бизнес стоил 24 млн ₽, а самый дешевый — 500000₽. Самая быстрая сделка состоялась через 10 дней после обращения продавца, а самая долгая длилась 11 месяцев.

За все время работы мы поняли три вещи:

Доверие решает всё. И мы стараемся нарабатывать его — записываем подкаст, в котором беседуем с предпринимателями, имеющими опыт купли-продажи бизнесов и задаем им разные вопросы. Уже вышло 48 выпусков, в каждом из которых есть ценная для бизнесменов информация. Подкаст уже прослушали больше 30 000 человек, и часть клиентов пришли именно оттуда.

Важны рекомендации. Надо работать так, чтобы вас советовали друзьям, коллегам и знакомым. Мы глубоко погружаемся в каждую сделку, и поэтому нас рекомендуют и продавцы, и покупатели.

Подход «не работать со всеми» правильный. Мы часто отказываем продавцам и бывает, что отказываем покупателям — тем, которые не знают, чего хотят, или пытаются выбить скидку любой ценой. Именно поэтому сделки у нас выгодны обеим сторонам.

Что можем порекомендовать продавцам и покупателям

Если вам интересно, могу рассказать об особенностях ниши: как подготовить IT-бизнес к продаже, какие бизнесы продаются быстрее, почему вообще могут продавать прибыльное дело. Пишите в комментариях, о чем еще будет интересно почитать. А пока — то, что мы рекомендуем клиентам уже сейчас:

Покупателям — не тянуть кота за причинное место, когда предлагают хороший бизнес. Мы часто наблюдали ситуации, когда из-за долгих раздумий предприниматель оставался ни с чем, а потом жалел, что продавец нашел другого клиента. Самые успешные сделки в нашей практике, когда бизнес стремительно рос после покупки — те, в которых покупатели не думали долго.

А еще людям надо доверять. Проверять бизнес обязательно, но не становитесь в позицию «меня хотят обмануть». Научитесь быстро принимать решения и доверять своей интуиции и людям.

Продавцам — смотреть на сделку с точки зрения покупателя. Ему неважно, сколько времени и денег вы вложили в компанию. Бизнес оценивается не по тому, сколько в него вложено, а по тому, сколько он приносит.

Именно потенциальная прибыль очень важна предпринимателю. Научитесь презентовать бизнес с этой точки зрения и думать о выгодах покупателя, и тогда быстро найдете клиента.

Подскажите, как развиваться дальше

Мы продолжаем работу с покупателями и продавцами, не бросаем подкаст, постепенно расширяем штат и делаем новый сайт — он будет готов через две недели. А что делать дальше? Расскажите в комментариях, что важно для вас, если вы собираетесь покупать или продавать IT-бизнес. Или просто поделитесь мыслями о том, какие еще точки роста мы можем найти.

{ "author_name": "Alexey Komarov", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 2, "likes": 7, "favorites": 4, "is_advertisement": false, "subsite_label": "unknown", "id": 128716, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Thu, 21 May 2020 13:41:53 +0300", "is_special": false }
Альфа-Капитал
«Альфа-Капитал» трансформировалась в цифровую компанию
О том, как это было, рассказывает первый заместитель генерального директора УК «Альфа-Капитал» Юрий Григорьян.
Объявление на vc.ru
0
2 комментария
Популярные
По порядку
2

Сам лично обращался к Алексею за советом, при продаже своего бизнеса!
Был приятно удивлен открытости и готовности помочь, проконсультировали по всем вопросам, хотя, знали, что мой бизнес не подходит под их критерии, но, это не было поводом мне отказать! А, наоборот, они помогли мне во всех аспектах!

Прежде всего, хочу поблагодарить, Вас за Ващу работу и отношение! 👍🏽

Может, дальше есть смысл создавать свой инвест фонд?

Ответить
1

Николай, спасибо! Инвест-фонд чуть попозже)

Ответить

Прямой эфир