Neutronix

Почему большим компаниям нельзя использовать бесплатный софт

Курс на импортозамещение в нашей стране взят в 2014 году. До недавних событий процесс происходил очень медленно и причин тому несколько. Во-первых, отечественный рынок не мог предложить полнофункциональных аналогов западным решениям, во-вторых, иностранные продукты крупных производителей закрыли потребности крупных заказчиков в подавляющем большинстве отраслей, в-третьих, стоимость замены одних информационных систем на другие порой превышает стоимость проекта внедрения. Современные реалии добавили еще одну сложность. В связи с уходом с рынка зарубежных вендоров деятельность в области импортозамещения пришлось ускорить. О сложностях, с которыми сталкивается бизнес, рассказывает основатель группы компаний «Нейтроникс» Григорий Иванов.

До конца февраля обозначенные объективные причины замедляли процесс импортозамещения и усложняли его. Как следствие, бюджетирование происходило по остаточному принципу. Сегодняшний форс-мажор обязывает компании оперативно выбирать альтернативные системы и изыскивать средства на замену западных. Необходимо «тушить пожары». Понимая панику и срочность, многие отечественные производители стали предлагать бесплатные лицензии на использование собственных систем. Такую ситуацию мы наблюдаем и в сегменте решений видеоконференцсвязи.

С одной стороны, инициатива прекрасная – спасти, подхватить, помочь. С другой, – есть подводные камни.

Для малого бизнеса такие предложения – отличная возможность остаться на плаву. Он не так зависим от автоматизации, как крупный, поэтому может быстро переходить с одного софта на другой.

Для крупного же бизнеса использование бесплатных лицензий может привести к крупным потерям. Во-первых, число пользователей информационных систем здесь многократно больше. Во-вторых, на их обслуживание требуется опять же больше специалистов. Так каждая замена предполагает не только экспертов для внедрения и миграции, но и обучение пользователей. На ИТ-департамент ложиться большая ответственность.

Кроме этих нюансов, заказчику необходимо понять дорожную карту проекта. Хотя бы в общих чертах. Важно создать целевую модель, определиться с пунктом назначения, в который нужно попасть. В этом контексте использование бесплатных лицензий может сыграть злую шутку. Погнавшись за экономической выгодой, клиент может не получить подходящего решения, которое бесшовно встроится в ИТ-ландшафт компании, и придется вновь на сверхскоростях искать замену.

Опыт взаимодействия с заказчиками в марте-апреле показал, что надо фокусироваться на поэтапном прохождении трех стадий: 1) оперативно отреагировать на уход зарубежного поставщика, например, уйти с облачной почты; 2) получить дополнительную ценность для бизнеса; 3) понять, что еще компания получит, инициировав проект по импортозамещению (кроме ответа на политическую обстановку). Какие преимущества он откроет для инфраструктуры?

Только, пройдя первые два этапа, на третьем, мы можем заменить один к одному то, решение, которое может работать в существующем ландшафте, а далее менять уже оставшиеся компоненты.

Однако, повторюсь, для понимания масштабов изменений и их эффективности, необходима дорожная карта. Она даст видение общей функциональности, информационной безопасности, отказоустойчивости. Заказчик будет понимать, как осуществлять внедрение, как обучать пользователей, какой уровень SLA и т.д. Лишь потом, имея понимание о системах, которые на горизонте 8-10 лет будут обеспечить потребности бизнеса, необходимо разработать финансовую модель.

Конечно, когда появляется предложение использовать бесплатную лицензию, любой ИТ-директор может соблазниться тем, что отпадает необходимость обосновывать новые расходы. Однако идти на поводу у такого предложения – равно отложить принятие глубокого стратегически важного решения, отказаться от ответственности за задачи. Это обесценивает всю проделанную ранее работу.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null