Как выбрать подрядчика для внедрения CRM?
Какой бы масштаб у компании не был — начинающий ИП (назовем его Валера), или крупный холдинг (назовем его Трест) — при внедрении CRM все сталкиваются с 3мя основными проблемами.
- Не понятно, какой в итоге должна быть правильная CRM.
- На рынке с десяток тысяч подрядчиков (Интеграторов) с предложениями своих услуг от 30 000 ₽ и до «много миллионов» ₽. Кого выбрать?
- Скольков итоге будет стоить CRM, и когда в ней можно будет полноценно работать?
Частый итог первого внедрения CRM
У Валеры
Он уверен, что если у Интегратора есть сертификат официального партнера, то он внедрит CRM точно также, как и все остальные партнеры. Просто у всех разные аппетиты.
Чаще всего Валера выбирает тех Интеграторов (обычно 1 фрилансер), кто настраивает CRM с чеком 30-100 тыс. руб. или даже бесплатно за покупку через них лицензий CRM-системы.
Что в итоге получает?
- логин и пароль для входа в CRM;
- несколько простых настроек, которые Интегратор делает по просьбе Заказчика (4-5 часов);
- 2-3 часа обучения.
Потому что
- Валера не знает как правильно внедрять CRM и что требовать;
- а Фрилансер не может тратить много времени - ведь партнерский % с лицензий не такой большой.
CRM у Валеры не выполняет свои основные функции, и он ее гарантированно забрасывает в первый же месяц. А деньги, оплаченные за лицензии CRM по закону не подлежат возврату.
У Треста
Трест выбирает Интегратора с самым большим штатом и самым дорогим чеком — ведь так надежнее.
Что в итоге получает?
1. Сначала 1-2 месяца проходят собрания всех со всеми:
- живые визиты специалистов Интегратора;
- сбор пожеланий с каждого сотрудника.
! А по факту — нужно общаться только с руководителем и ведущим сотрудником каждого Департамента, которые будут работать в CRM.
При этом Zoom или Skype многократно эффективнее и быстрее живых встреч — потому что все вовлечены в процесс и не отвлекаются.
_____
2. Затем Интегратор изучает все программы, которые используют сотрудники — ведь Клиент попросил, чтобы можно было работать только в одной CRM.
! А по факту — у каждой программы есть свое назначение. И нужно исходить из того, а принесет ли ее интеграция с CRM - N % к прибыли / ускорению цикла обработки заказов / снижению брака?
_____
3. И наконец, заплатив крупный чек и прождав пару месяцев, Трест наконец узнает, сколько будет стоить само внедрение CRM.
! А по факту — +/- прогноз по цене можно дать уже после 1-2 первичных аудитов, на основании опыта работы с похожими проектами, подобной структурой продаж.
_____
4. Далее уже следует основная работа: аудит и консалтинг, составление ТЗ, настройка CRM, интеграции, обучение, сопровождение.
_____
5. После сдачи проекта рекомендуются ежемесячные дополнительные услуги, над которыми навеян ореол магии и таинственности, по цене сопоставимые со стоимостью внедрения CRM.
! А по факту — Интегратор может
- подготовить регламенты и чек-листы, как контролировать работу в CRM и показатели бизнеса;
- записать видео-курс для обучения новых сотрудников;
- помочь в найме / обучении сотрудника Клиента, который далее будет сопровождать CRM.
CRM у Треста скорее всего будет внедрена правильно, сотрудники обучены. Но за излишне завышенные срок и цену, порой превышающую полученный результат.
5 основных правил выбора Интегратора CRM
Опытный подрядчик прямо во время демонстрации в течение 30 минут "снимет" потребности и задачи, и покажет те инструменты CRM, с помощью которых уже решались аналогичные задачи.
В противном случае Вы рискуете получить кота в мешке!
После быстрой настройки CRM:
В лучшем случае - Заказчик будет искать нового Интегратора и начинать внедрение с нуля.
В худшем случае - убедит себя, что CRM - бесполезный инструмент, и продолжит работать в Excel, в то время как его конкуренты будут расти благодаря CRM.
Настройка CRM - это лишь один из семи этапов.
Просто настройку доверяют малоквалифицированному специалисту, часто на удаленке. Т.к. это простая механическая работа, занимающая
- от начинающего интегратора, настраивающего за комиссию от лицензий - 4-5 часов;
- от опытной команды - 4-5 дней (настраиваются все важные инструменты).
Какие этапы обязательны при внедрении CRM
1. Аудит и консалтинг
Цель:
- выявить "узкие места" и точки роста;
- определиться, какую информацию вести в CRM, какие инструменты контроля и напоминаний необходимы.
Как проводится: Zoom-конференции с руководителем и ведущим сотрудником каждого Департамента (начиная с отдела продаж) и ответственным за CRM внутри компании Заказчика.
_____
2. Составление Технического задания
Цель: детально расписать архитектуру будущей CRM.
Как проводится: составляются отдельные документы с описанием настроек и принципов работы CRM и каждого подключаемого сервиса / интеграции.
_____
3. Настройка CRM
Цель: чтобы каждый отдел (начиная с отдела продаж) мог контролировать все стадии заказов.
Как проводится: настраиваются встроенные инструменты CRM-системы.
_____
4. Интеграция CRM с разиличными сервисами и виджетами
Цель:
- не терять заявки и контролировать все общение сотрудников с Клиентами;
- расширить функционал CRM-системы и вести основную работу только в ней, не дублируя в других программах.
Как проводится: подключаются к CRM сайт, соц. сети, мессенджеры, телефония, сквозная аналитика, интернет-банк, 1С, виджеты для формирования документов / загрузки файлов / создания базы знаний и пр.
_____
5. Разработка системы отчетов
Цель: контролировать показатели бизнеса и эффективности сотрудников.
Как проводится:
- настраиваются отчеты встроенными инструментами CRM - показатели за конкретный период времени;
- CRM интегрируется с Google таблицами или Power BI - показатели в динамике и на графиках.
_____
6. Обучение и ввод регламентов
Цель: чтобы каждый сотрудник работал в CRM правильно и с удовольствием.
Как проводится Обучение: мы рекомендуем обучение в 6 этапов.
- 1 этап. Просмотр обучающих видео Интегратора.
- 2 этап. Онлайн-тестирование до проходного балла.
- 3 этап. Выполнение практических заданий.
- 4 этап. Онлайн сдача экзамена специалисту Интегратора.
- 5 этап. Обучение ведению заказов в CRM, подключенным сервисам и виджетам, настроенной автоматизации.
- 6 этап. Обучение работе с разработанными отчетами и встроенной аналитикой.
Как вводятся Регламенты: мы рекомендуем
- загрузить все обучающие материалы в базу знаний и при необходимости выводить инструкции для каждого этапа работы прямо в CRM.
Если Вы внедряете amoCRM, то в этом помогут, например, виджеты:
1. База знаний
2. Подсказки на этапах
Также рекомендуем ТОП-20 (по нашему мнению) важных виджетов для amoCRM: смотреть видео-описание виджетов.
- разработать чек-листы и еженедельно проводить по ним оценку эффетивности работы сотрудников.
_____
7. Тех. поддержка и сопровождение
Цель: чтобы CRM и все интеграции работали как часы, а показатели бизнеса росли.
Как проводится Тех. поддержка:
- Интегратор отслеживает работоспособность и решает любые проблемы с CRM и подключенными сервисами / виджетами в случае возникновения ошибок или изменения API.
Как проводится Сопровождение: Интегратор закрывает все вопросы по
- контролю и обучению всех сотрудников;
- отслеживает показатели бизнеса по отчетам из CRM и стремится их улучшить;
- предлагает новые решения для достижения N % к прибыли / ускорению цикла обработки заказов / снижению брака.
По опыту - внедрение CRM занимает минимум 2 месяца.
Нужны минимум - 3 специалиста: бизнес-консультант, настройщик-обучальщик, программист.
После внедрения необходимо сопровождение минимум 1 месяц.
Итого: 3 специалиста на 3 месяца.
Опытный бизнес-консультант
Основной залог успешного внедрения CRM!
Именно он проводит аудит и консалтинг и формирует будущую архитектуру CRM.
И бизнес-консультант должен быть не просто отличным "продаваном", а в идеале знаком с основными процессами разных департаментов (продажи, маркетинг, HR, бухгалтерия, производство, снабжение, сбыт, ОТК, логистика) - например, бывший или текущий коммерческий или исполнительный директор.
По опыту перешедших к нам Клиентов, у всех даже воронка продаж была выстроена неправильно. В результате заявки застревали и терялись, не было аналитики и контроля за менеджерами — в CRM не получалось работать.
И простое исправление этой воронки, например, в франчайзинговой кофейной компании - тут же позволило им масштабировать отдел продаж с 5 менеджеров (которые терялись в "зацикленных" заявках) до 40+ менеджеров.
Программисты
Как только Вы получите первые результаты от базового комплексного внедрения CRM — Вы будете стараться автоматизировать каждый шаг, если это сможет принести заветные N % прибыли.
А для этого нужны программисты; и технари, которые составляют ТЗ по автоматизации и контролируют работу программистов.
Если эти сотрудники у Интегратора свои, а не привлекаются подрядчики со стороны, то автоматизация в CRM обойдется Заказчику кратно дешевле, и все интеграции будут работать стабильнее.
Потому что
- нет переплаты за работы с субподрядчиками;
- все доработки делаются на единой платформе = нет платных переделок из-за конфликтов с доработками от разных субподрядчиков;
- если программированием занимается сам Интегратор, то для экономии раб. времени им закладываются дополнительные «защиты» = Клиент не переплачивает за многие ошибки даже от сторонних подключенных сервисов.
Не должно быть!
- услуги по настройке CRM и подключение виджетов и сервисов Интегратора, N месяцев.
А должно быть
четкое описание всех услуг за конкретный период, например:
- консультации, минимум N раз по Y часов с руководителями Z подразделений;
- ТЗ составляет Интегратор + что входит в ТЗ;
- какие интеграции и сервисы подключаются;
- этапы обучения, N раз по Y часов для Z сотрудников;
- бесплатная техническая поддержка, N недель;
- бесплатная гарантия, N недель;
- и т.д.
Помните — Вы платите за результат, а не за многие месяцы плодотворного сотрудничества!
Почему так?
1. Деньги в компанию приносят покупки Клиентов. Поэтому и самый важный актив - клиентская база!
Даже если у Вас завод, или ведете долгосрочные проекты, или осуществляете сервисное обслуживание и т.д. и т.п. - именно контроль, увеличение и защита клиентской базы от кражи и потери - дает максимальный рост прибыли.
Самый первый эффект, который отмечают Клиенты через 1-2 месяца от внедрения CRM - что заявок стало на 20-30 % больше. Дело в том, что:
- если потенциальный Клиент не купил у менеджера здесь и сейчас - то его даже не занесут в базу и не перезвонят;
- благодаря CRM появляются инструменты для "подогрева" думающих, "реанимации" отказников и повторного "касания" ранее купивших Клиентов.
2. Остальные подразделения подключаются к CRM не ранее, чем через 1 месяц после отладки всех процессов в отделе продаж.
Потому что в случае необходимости правок (когда после тестирования переходят к активной работе в CRM) - дешевле и быстрее довести до идеала CRM для одного подразделения, чем изменять всю структуру взаимосязанных подразделений.
Подытожим
Желаем Вам мощных продаж!
ГУД технологии
- топ-30 интегратор из 10 000+ в России, №1 в Татарстане;
- 120+ Клиентов (от 3 до 160 сотрудников) в России и мире;
- кейсы в 20 направлениях бизнеса.
Перейти на Сайт
Посмотреть Кейсы - рост продаж до 250 % за 2 года:
Посмотреть полезные виджеты для amoCRM
Любопытная статья )
Очень четко описаны все шаги внедрения CRM. Отдельное спасибо дельные советы 👍🏻👍🏻👍🏻
Спасибо, Раиля!
Будем рады если статья поможет Вам в выборе подрядчика.
Также можете оставить заявку на нашем сайте gt4u.pro и мы проведем Вам демо настроенной CRM.