{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Лев Липович – хабаровский летчик, прошедший четыре войны

Лев Липович родился 12 апреля 1917 г. в Крыму, в небольшом селе недалеко от Евпатории. Отец работал машинистом, мать воспитывала пятерых детей. После седьмого класса отец отвез его в школу-интернат г. Керчи. И с детских лет его притягивало небо, где, словно птицы, летали самолеты. А когда стал студентом Керченского горно-металлургического техникума, то стал осуществлять свою мечту. Он после учебы, приходил в местный аэроклуб. Сначала освоил планер, а затем был допущен к полетам на легкомоторных самолетах. Мечта стать лётчиком привела Льва Липовича в местный аэроклуб при керченском ДОСААФ. Уже в 15 лет он начал летать на беспилотном планере, в 16 лет - на одномоторном тренировочном истребителе УТИ-2.

Затем была учеба в Днепропетровском горно-металлургическом институте, где он продолжал учиться летать. А получив диплом инженера-металлурга, в 20 лет был призван в ряды Красной Армии. И сразу же заявил о своем желании стать военным летчиком. Просьбу Льва Липовича удовлетворили: направили на учебу в Ейское военно-морское авиационное училище имени И.В. Сталина. Выполнил более ста прыжков с парашютом. Училище окончил досрочно в 1939 г. Вскоре летчику-наблюдателю с правом полета на истребителе Ил-16.

Немного довелось ему летать в мирном небе. Он стал участником непродолжительной войны с Финляндией, которая длилась в зимний период с конца 1939 года по начало 1940. Десять боевых вылетов и два сбитых самолета - таков итог первой в его лётной биографии войны. Вернувшись с фронта, продолжил осваивать новую технику, скоростные и дальние бомбардировщики.

Затем грянула Великая Отечественная война. В первый день войны с гитлеровской Германией немцы двумя заходами своих бомбардировщиков уничтожили все самолеты авиабазы. Летал на разведывательном самолёте Р-5 в составе ВВС Черноморского флота, осваивал новые виды бомбардировщиков, транспортных военных самолетов; но с особенной теплотой он вспоминает Пе-2, грозный ночной пикирующий бомбардировщик с тремя пушками и семью пулеметами. Большую часть войны он был членом экипажа этой маневренной, грозной для врага машины. А на войне, как на войне: всякое случалось. И в то же время отдельные эпизоды тех лет врезались в память основательно… Воинская часть, в которой служил Лев Борисович, нередко направляла свои самолеты в тыл врага, на партизанскую территорию, доставляя народным мстителям Белоруссии оружие и продовольствие…

«Однажды, возвращаясь из вражеского расположения, где бомбили тылы противника, мы летели над зоной, контролируемой партизанами, и заметили внизу костры, зажженные в определенном порядке, как было условлено, для приема самолета с Большой земли. Хотя такая встреча не была предусмотрена, да и самолеты были не предназначены для рейда к партизанам».

Принимал участие в боях на Курской дуге, за что получил орден Красной Звезды из рук маршала Г. К. Жукова. Находясь в составе одного из подразделений авиации Северного флота, сопровождал караваны транспортных судов, идущие из Великобритании на Балтику с грузами для защитников Ленинграда. Участвовал в воздушном сопровождении английских транспортов Либерти в Мурманск, защищая их от немецких подводных лодок. Перегонял американские морские бомбардировщики «Каталина» из Канады на Дальний Восток. Сделал три рейса над водами Тихого океана. День Победы встретил в Севастополе. Далее штурман полка капитан Л. Б. Липович отправился на свою третью войну, на Дальний Восток. После этого довелось ему воевать в Северной Корее, помогали войскам освобождать захваченные территории. За участие в освобождении корейского побережья получил второй орден Красной Звезды.

Налетал Лев Борисович на разных типах самолетов 36523 часа. Все это вместилось в 47 лет его летной биографии. Военная биография ветерана началась с пилотирования Р-5, самолета разведчика. Основной же военной профессией было штурманское дело. Летал он на бомбардировщиках, транспортных военных самолетах, но с особенной теплотой он вспоминает Пе-2, грозный ночной пикировщик. Большую часть войны он был членом экипажа этой маневренной, грозной для врага машины.

Лев Борисович совершил в годы Великой Отечественной войны 135 боевых вылетов летчиком и штурманом. В октябре 1948 года майор Лев Липович был отправлен в отставку. Собирался вернуться на родину, в Крым. Но по приказу Сталина был направлен в гражданский воздушный флот, который тогда еще оставался военизированной организацией, как и железная дорога. Так и остался он в Хабаровске - приземлился на Дальнем Востоке - работал в Аэрофлоте на различных должностях, в том числе и штурманом группы.

Ему довелось осваивать новые дальневосточные трассы, учить летать молодых пилотов в гражданской авиации, где он прослужил еще 30 лет. И только в 1979 году, в возрасте 62 лет Лев Борисович Липович оставил летную работу. Его доблестный труд - был по достоинству оценён, как боевыми, так и трудовыми наградами. 28 апреля 2008 года он был признан Почетным гражданином города Хабаровска.

Работал в Совете ветеранов Центрального района г. Хабаровска, возглавлял в нём одну из комиссий. Охотно встречался со школьниками, студентами, курсантами, отвечал на их вопросы, и не уставал повторять, как важны для человека общение, патриотизм, здоровый образ жизни и спорт, на своем примере демонстрируя их положительное влияние.

«Каждое утро по полчаса занимаюсь усиленной физзарядкой - с отжиманиями, гантелями и холодным душем. Это для тела. Главное правило для души: жить для народа и общаться с народом. Общение с людьми - это и есть жизнь».

Таково было жизненное кредо Льва Борисовича Липовича. Легендарный летчик Лев Липович скончался на 101 году жизни (18 декабря 2017 года).

«Весь его жизненный путь является примером стойкости и героизма, любви к Родине. Он был и остается достойным примером для молодежи, всех тех, кто посвятил свою жизнь небу. Дальневосточные летчики всегда добрым словом вспоминают Льва Борисовича, который несмотря на свой преклонный возраст, был полон энергии и бодрости духа. Он любил жизнь также, как любил небо. Мы его знали, как доброго, отзывчивого и мужественного человека» (Вячеслав Шпорт).

В тексте частично использованы материалы А. Зачеса (СН)

Подпишись, не ленись на мою «живопись»! Материал собрал и оформил: Олег Островский (Хабаровск)

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда