Первая амурская флотилия Анатолия Кононова
Кононов Анатолий Алексеевич – казачий адмирал, начальник Водолазной школы в Кронштадте и первый командующий Амурской речной флотилией. Автор «Учебника по водолазному делу» (1890 год, Санкт-Петербург) и один из создателей «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона». Участник Гражданской войны.
Анатолий Алексеевич Кононов родился 26 января 1856 г. в Варшаве, в семье казачьего есаула, впоследствии войскового старшины, Алексея Васильевича Кононова, казака станицы Новочеркасской Черкасского округа Войска Донского.
12 сентября 1873 г.поступил в Морское училище (так в 1867-1891 гг. назывался Морской кадетский корпус), а в 1877 г. стал гардемарином флота.
30 августа 1878 г. получает чин мичмана (первый офицерский чин в Российском флоте) и в 1880 г. входит в состав Каспийского флотского экипажа. Принимал участие в Ахал-Текинской экспедиции.
1881 г. переведен в Балтийский флот. В августе 1885 г. под руководством капитана 2 ранга Н.Г. Леонтьева завершил «курс водолазного искусства» в Водолазной школе (была основана 23 апреля (5 мая) 1882 г. по указу императора Александра III и уже к концу XIX в. имела значительный задел в теории и практике водолазного дела и пользовалась известностью и уважением в мире.)
1890 г. назначен заведующим аппаратами и преподавателем в водолазной школе. Как заведующий аппаратами А.А. Кононов фактически в течение года исполнял обязанности заместителя нового начальника водолазной школы капитана 2 ранга Н.П. Оводова, прежде чем смог полностью отдаться преподавательской работе.
Из-под пера лейтенанта А.А. Кононова выходят:
- - «Практическое пособие для преподавания водолазного дела» (1891 г.),
- - «Заметки водолазного офицера: сведения о водолазах в России» (1892 г.).
1892 г. назначен водолазным офицеромна броненосный крейсер «Генерал-адмирал». Как водолазный офицер и вахтенный начальник крейсера под командованием капитана 1 ранга П.А. Безобразова участвовал в заграничном плавании русской эскадры, направленной в США для участия в 1893 г. в торжествах по случаю открытия Чикагской выставки, приуроченной к 400-летию открытия Америки Х. Колумбом. В этом же году начинается многолетнее сотрудничество Кононова с «Энциклопедическим словарём Брокгауза и Ефрона», в тот год он публикует три подробнейших статьи: «Водолазная школа», «Водолазное дело» и «Водолаз».
1895 г. произведен в капитаны 2-го ранга.
1896 г. высочайшим приказом № 88 от 20 июня назначен начальником Водолазной школы и водолазной партии. Как и в предыдущие годы, обучение ежегодно заканчивалось длительной практикой на учебном судне «Опричник» в Финском заливе. При этом А.А Кононов одновременно являлся ещё и командиром этого судна.
1897 г. при Водолазной школе был открыт Водолазный офицерский класс и началось изучение физиологии водолазного дела врачами, что позволило приступить к подготовке и изданию учебников по спецфизиологии и таблиц, позволяющих добиваться безопасного выхода на поверхность после длительного погружения. Тогда же А.А. Кононов разработал хорошо известный и сегодня бронзовый нагрудный жетон Водолазной школы, утверждённый 15 декабря 1897 г. императором Николаем II. (на фото)
1902 г. – старший офицер(старший помощник) броненосца береговой обороны «Первенец». На русско-японскую войну 1904-1905 гг. А.А. Кононов не попал. Из-за нехватки опытных командиров, значительная часть которых погибла или находилась в плену, его, оставляя начальником Водолазной школы, нередко привлекали к решению других задач. Так, с 8 ноября 1904 г. по 17 мая 1905 г. он командовал на Средиземном море канонерской лодкой «Храбрый», входившей в состав международных сил по поддержанию мира и безопасности на острове Крит. Здесь ему присвоили чин капитана 1 ранга, а к русским наградам добавился греческий орден Спасителя Командорского креста.
Учебники по водолазному делу
1902 г. выходит, последствии переведённый на многие европейские языки, хорошо иллюстрированный «Учебник по водолазному делу» (литографическое издание вышло ещё в 1898 г.). Капитан 2 ранга А.А. Кононов подготовил его совместно с другими преподавателями Водолазной школы: штабс-капитаном И.И. Гречухиным, инженер-механиком Г.Н. Пио-Ульским, водолазным офицером М.К. фон Шульцем и доктором Н.А. Есиповым. Совместно с докторами А.И. Есиповым и М.Н. Храбростиным А.А. Кононов издаёт «Наставление по водолазному делу в медицине». Среди собственных работ можно выделить: «Водолазные работы у крейсера «Россия» (Записки Императорского русского технического общества (1897 г.), «Пособие для изучения водолазного дела» (1891 г., исправленное издание в 1898 г.) и более позднюю работу «Водолазная школа и подводные работы» (1908 г.).
1905 г. – 20 июля капитан 1 рангаА.А. Кононов сдал свои обязанности начальника Водолазной школой старшему лейтенанту М.К. фон Шульцу и на следующий день принял 7-й Балтийский флотский экипаж.
1906 г. – в конце ноября начале декабря «сдал на законном основании» 7-й Флотский экипаж и переведён в Сибирский флотский экипаж, став в итоге, первым командующим Амурской речной флотилии (первоначально называвшейся «Отдельным отрядом судов Сибирской флотилии»).
Японская угроза в водах Амура
Ещё в 1902 году приамурский генерал-губернатор Николай Гродеков поставил перед центральной властью вопрос о постройке для амурских вод специальных боевых кораблей. Впрочем, до Русско-японской войны надёжную защиту амурских берегов обеспечивал Тихоокеанский флот России - могучие броненосцы и крейсера, базировавшиеся тогда во Владивостоке и арендованном у китайцев Порт-Артуре. Всё радикально и пугающе изменилось к весне 1905 года, когда под ударами японцев пала порт-артурская крепость и погибла эскадра, а затем в Цусимском проливе потерпели поражение главные силы нашего флота, спешившие на Дальний Восток через всю планету от берегов Балтики. Японский военный флот стал господствовать у наших дальневосточных берегов. Противник полностью оккупировал остров Сахалин, японский флот высаживал десанты даже на Камчатке и северных берегах Охотского моря. Именно тогда возникла вполне реальная угроза появления вражеских кораблей и в водах Амура.
Устье великой дальневосточной реки оборонялось лишь несколькими устаревшими батареями в Николаевске-на-Амуре, который хотя и считался официально крепостью ещё с XIX века, однако в реальности таковой не был. В ту эпоху ещё не появилось ни боевой авиации, ни бронетехники, даже автотранспорт находился в зачаточном состоянии. Железные и шоссейные дороги у берегов Амура были немногочисленны, быстро перемещать по ним тяжёлую артиллерию было невозможно. И даже несколько небольших кораблей, войдя в Амур, превращались в опасность, которой, в сущности, нечего противопоставить. Такой речной рейд противника мог полностью блокировать сообщение между Хабаровском и Благовещенском, создав нешуточную угрозу этим городам.
Опасность имела бы и стратегические последствия, ведь по Амуру и его южным притокам беззащитные речные пароходы и баржи обеспечивали значительную часть снабжения русской армии, отражавшей наступление японцев в Маньчжурии. Как писал в те дни один из русских военных аналитиков, «овладение неприятелем устьем Амура открывает ему доступ к Хабаровску, и дальше приведёт к лёгкому захвату всего края вверх по течению реки, что прервёт связь театра военных действий с Империей и даст возможность противнику действовать в тыл нашим войскам». Так к лету 1905 года безопасность Амура стала для Российской империи важнейшим и экстренным вопросом.
Одновременно с постройкой новых кораблей шло формирование отдельной флотилии для Амура. Изначально речные суда с боевым оружием считались «отдельным отрядом» Сибирской военной флотилии. Осенью 1906 года первым командующим «отдельным отрядом» назначили капитана 1-го ранга Анатолия Алексеевича Кононова. Он был однокашником по морскому училищу Всеволода Руднева, капитана знаменитого крейсера «Варяг». Сам Кононов на Русско-японскую войну не попал, однако по праву считался одним из самых технически подготовленных командиров флота - долгое время он возглавлял в Кронштадте «водолазную школу», став, по сути, основоположником подводных работ в России. Например, под его началом в «водолазной школе» создали один из первых в мире фотоаппаратов для подводной съёмки. Так что капитан Кононов стал удачной кандидатурой на должность командующего новой флотилией на Амуре. Впрочем, в Петербурге многие адмиралы легкомысленно считали речной флот по сравнению с океанским чем-то лёгким и несерьёзным. Анатолий Кононов вспоминал, как сам морской министр Российской империи, старый адмирал Бирилёв, отправляя его на Амур, весело приговаривал: «Воображаю, какое у вас там плавание будет - сплошной пикник!».
В оперативном отношении новая флотилия подчинялась командующему войсками Приамурского военного округа.Главной базой флотилии стал Осиповский затон под Хабаровском, но корабли также базировались у Благовещенска и в забайкальском Сретенске на Шилке. Окончательно Амурская флотилия была сформирована к лету 1910 года. Её личный состав насчитывал 19 офицеров, 2 инженера-механика, 10 врачей, 4 чиновника и 1585 матросов. Показательно, что командиры амурских мониторов получали звание капитана 1-го ранга, то есть приравнивались к командирам самых крупных океанских кораблей. Помимо восьми тяжёлых мониторов и десяти канонерских лодок в состав флотилии на Амуре вошли три парохода, плавучий док и десять «особых посыльных судов» — эти были артиллерийские бронекатера, каждый вооружён 76-мм пушкой и пулемётом. Амурские бронекатера с характерными именами «Пуля», «Штык», «Палаш», «Сабля», «Копьё», «Рапира», «Пистолет», «Пика», «Кинжал» и «Шашка» могли действовать не только на Амуре, но и на самых мелких его притоках. В итоге Амурская военная флотилия стала внушительной силой, серьёзным фактором защиты Приамурья от любого потенциального противника. При этом флотилия внесла свой вклад не только в оборону, но и в изучение края.
1911 г. – 2 мая, после 35 лет службы на флоте, высочайшим приказом 53-летний А.А. Кононов был произведён в контр-адмиралы, с увольнением от службы. С выходом в отставку Кононов с женой поселились в С.-Петербурге, в доме № 8 по улице Гороховой (угол Малой Морской).
С осени 1917 г. А.А. Кононов контр-адмирал «Всевеликого Войска Донского», под командованием атамана А.М. Каледина.
В ноябре 1918 г. ─ по распоряжению атамана П.Н. Краснова организовывает экспедицию из г. Старочеркасска в г. Ростов-на-Дону для захвата оставленных на мели вооружённых барж и яхты Колхида», которые стали первыми судами военной флотилии Донского казачьего войска.
С 1920 г. в эмиграции. Сначала жил в своем имении в Волынской губернии (Польша).
В 1939 г. вместе с женой уезжает в Вильно (Литва) и в том же году - в Белград (Югославия»), а с началом Второй мировой войны – во Францию.
8 июля 1944 г. умер в возрасте 88 лет в Курвилье (Франция), где и похоронен.
Семья:
- - жена: Кононова Вера Ивановна (в девичестве Чекмарева). Умерла 20 июля 1941 года в Белграде, Югославия;
- - старший сын: Кононов Иван Анатольевич, контр-адмирал. Умер в Париже в 1959 году;
- - младший сын: Кононов Алексей Анатольевич, старший лейтенант флота. Умер в г. Брус (Франция) в 1975 году;
- - внучка, дочь сына: Кононова Татьяна Алексеевна. Умерла в г. Брус в 2006 году.
- - правнук: Дмитрий Дмитриевич Нелидов, 1931 г.р.
Награды:
Светло-бронзовая медаль «За взятие штурмом Геок-Тепе 12 января 1881 года» (1881 г.); орден Святого Станислава 3-й степени (1883 г.); орден Святой Анны 3-й степени (1892 г.); орден Святого Станислава 2-й степени (1896 г.); орден Святой Анны 2-й степени; орден Святого Владимира 4-й степени; греческий орден Спасителя Командорского креста (1905 г.).
На фото: Амурская Канонерская лодка «Зырянин», 1917 год, бронзовый нагрудный жетон Водолазной школы, утверждённый 15 декабря 1897 г. императором Николаем II и Анатолий Алексеевич Кононов.
Для своих подписчиков и читателей нашел и рекомендую прочитать книгу Кононова А.А. «Учебник по водолазному делу»
Описание: Пересмотрев, дополнив и изменив многое в этом издании, с полным желанием принести посильную пользу как ученикам водолазам, так и успешности обучения их, смею рассчитывать, что эта книга будет не только учебником для Водолазной Школы, но и с пользою прочтется и во время службы — водолазам, который пожелают почерпнуть нужные ему указания, проверить свои соображения, пли припомнить то, что преподавалось ему в Школе. Дополняя свое обучение дальнейшими подробностями, которые не могли войти в программу преподавания, почему они отпечатаны здесь более мелким шрифтом. Могу еще добавить, что подобного руководства водолазам и сборника, вполне самостоятельно выработанных нашею Школою, правил по водолазному делу— нет и в иностранной литературе.
В тексте частично использованы материалы Алексея Волынец (Двланд) и Википедия
Подпишись! За Веру, и Отечество! Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была и у отцов. (Шарль Монтескье). Материал собрал и оформил: Олег Островский (Хабаровск)
Охраняем давно и надежно – "Частная охранная организация "Агентство СКАТ"