Искусство управления стоимостью
Еще недавно никто не задумывался о стоимости - ни инвесторы, ни советы директоров, ни топ-менеджеры.
За последние 10-15 лет ситуация изменилась, и сегодня мы постоянно слышим: самые быстрорастущие акции, прирост рыночных индексов, самые дорогие компании в мире, рост стоимости инвестиций.
Почему так важна стоимость?
1. Cделки и инвестиционные решения основаны на стоимости. Покупка и продажа активов, дополнительная эмиссия и выкуп акций, размещение акций на бирже, привлечение финансирования, реализация инвестиционного проекта, управление бизнесом – решения принимаются на основе стоимости.
2. Предпочтения инвесторов меняются, а возможности для инвестирования безграничны.
В мире и в России изменилось отношение к сбережениям и инвестициям. Вместо банковских вкладов - инвестиции в активы, капитал и акции. Деньги сегодня достигли беспрецедентного уровня мобильности: куда хочешь – туда и вкладывай. Не выходя из дома. Теперь нет ограничений для движения капитала, и он будет двигаться туда, где его больше ценят. Где он заработает бóльшую доходность, в том числе, за счет прироста стоимости. Так, согласно статистике ЦБ РФ, российские инвесторы сидя дома на изоляции, в 2020 году вложили в акции зарубежных компаний 415 млрд рублей, в облигации - 223 млрд руб.
3. Доходность инвестиций зависит от стоимости.
У актива два источника доходности. Первый - текущая доходность, например, для акций – дивиденды, для облигаций – купон. Второй - прирост стоимости. Инвестор, вкладывая деньги сегодня, ожидает прироста стоимости инвестиций в будущем.Современные инвесторы ориентированы на рост стоимости инвестиций. Некоторые из самых дорогих компаний мира не платят дивиденды, при этом инвесторы довольны, а акции высоколиквидные. Почему? Стоимость акций растет, и компания может не выплачивать дивиденды, а использовать чистую прибыль для финансирования инвестиций. Рост стоимости становится задачей бизнеса.
Сложной задачей.
Одно дело - оправдывать прогнозы аналитиков в отношении чистой прибыли, платить дивиденды, дарить сиюминутную радость инвесторам и краткосрочно влиять на цены акций. Другая задача – создавать долгосрочный прирост стоимости, не за квартал, не за год, а годами.
4. Капитал покупается на рынке. За деньги. За него надо платить.
Для развития бизнеса и финансирования инвестиционного проекта нужен капитал. Сегодня компании конкурируют не только на рынках товаров и услуг за покупателей и клиентов, но и на рынках капитала за деньги инвесторов, для которых важна стоимость и ее рост. Капитал не вынимается из кармана или бюджета, а покупается на рынке.
Затраты на привлечение капитала – это:
- Доходность, которую хотят инвесторы.
- Затраты - такие же, как и операционные издержки.
- Фактор стоимости. Ниже затраты – выше стоимость. Бизнес должен быть конкурентоспособен не только с точки зрения доходности и операционных издержек, но и с точки зрения финансовых издержек – затрат на привлечение капитала. Если при сопоставимой доходности затраты на капитал выше, чем у конкурентов (теперь вспомните тех, кто растет в стоимости и поэтому не платит дивиденды, соответственно, снижает затраты на капитал), проблема решается либо повышением доходности или сокращением этих затрат, либо поглощением бизнеса более сильным игроком, либо банкротством.
5. Стоимость – интегральный критерий эффективности и стратегическая цель. Ни чистая прибыль, ни доля рынка, ни темпы роста, ни размер активов сами по себе не достаточны для оценки результатов деятельности. Стоимость – интегральный критерий эффективности, который включает влияние всех показателей компании.
Сегодня управление бизнесом основано на стоимости: большинство открытых компаний заботятся о благосостоянии акционеров. На самом деле, стоимость - отражение долгосрочных интересов всех участников бизнеса, не только акционеров. В очереди требований к компании акционеры - в самом конце. Их интересы оплачиваются последними. И если довольны акционеры, значит, все кто в этой очереди впереди – покупатели, сотрудники, менеджмент, поставщики, государство - тоже довольны.