Дизайнер Сергей Шляхов о том, как выиграть премию Red Dot в третий раз подряд
Для многих подводить итоги года – устоявшаяся традиция. Вдвойне приятно, когда работа говорит за тебя. В этом году проект, над которым я работал получил престижную награду Red Dot. Для меня это был третий Red Dot подряд. В 2018-м жюри отметили два моих проекта: дизайн смарт-терминала АТОЛ Sigma 10 и POS-терминала АТОЛ Optima, а в этом году Red Dot получил мобильный терминал сбора данных АТОЛ Smart.Lite. Расскажу, как шла работа над проектом, что нужно сделать дизайнеру, чтобы получить Red Dot, и как награды влияют на поиск новых заказчиков.
Наличие необычного или уникального дизайна не является необходимым для продукта, если вы хотите получить Red Dot Product Design. Хоть эта награда и считается дизайнерской, жюри конкурса, в первую очередь, оценивает совокупность нескольких качеств: реальная польза продукта, удобство использования, рациональное использование технологий, внешний вид. Внешний вид не зря поставлен на последнее место, так как, это лишь обертка для удачных компоновочных и эргономических решений. Именно поэтому среди продуктов, получивших Red Dot, вы иногда можете встретить довольно странные штуки.
В случае же c терминалом Smart.Lite передо мной стояла задача разработать дизайн корпуса, который будет отвечать трем главным требованиям:
- терминал должен быть удобен в использовании;
- при этом вместить в себя габаритные аккумулятор, сканирующий модуль, экран и клавиатуру;
- и должен быть недорогим в производстве.
Как я работаю над дизайном
Обсуждаю его с заказчиком
Работа над любым проектом начинается со встречи с командой заказчика. Я считаю, что на этом этапе нужно обсуждать проекты именно лично, а не в переписке или по скайпу, чтобы точно быть на одной волне со всеми.
Обычно в обсуждении дизайна принимают участие менеджеры проекта, инженер и менеджер по продукту. Они рассказывают дизайнеру об устройстве, главных задачах, которые оно решает. Мы все вместе обсуждаем, что можно с этим сделать, как оптимально расположить его внутренности, вместе рисуем первые эскизы.
На начальном этапе техническое задание еще не сформировано – есть только четкое понимание, как будут выполняться основные функции. Терминал Smart.Lite предназначался для сбора данных, схема простая: он сканирует штрихкод и синхронизирует полученную информацию с базой данных. Преимущественно это устройство для товарного учета, с которым человеку должно быть удобно работать в торговом зале или на складе. Еще его могут использовать курьеры или контроллеры в аэропортах, на вокзалах или в общественном транспорте.
Для меня как дизайнера это значит следующее: в Smart.Lite самое главное – чтобы рука не уставала при длительной работе с ним, здесь условный айфон не нужен. При этом в устройство нужно вместить два стандартных емкий аккумулятора формата 18650, клавиатуру и экран – они задавали габариты терминала. Также от корпуса требовалось быть прочным, чтобы внутренние компоненты терминала не повредились, если он упадет.
Расставляю внутренности
По результатам первой встречи команда заказчика начинает прорабатывать техническое задание. Параллельно я начинаю делать первые эргономические макеты и предлагать компоновочные решения.
В случае со Smart.Lite первый макет я сделал из пластилина. В первую очередь нужно было понять, какой формы должна быть нижняя часть корпуса, в которой располагается аккумулятор, чтобы держать терминал было максимально удобно, а большой палец легко дотягивался до клавиатуры и основной кнопки сканирования – пластилин подходил для этой задачи наилучшим образом. Когда примерно определился с формой, я сделал эскизную 3D-модель и напечатал ее из пластика.
В итоге я разработал несколько вариантов, предложил их команде. Мы их обсудили, утвердили компоновку внутренних элементов и выбрали основное направление разработки дизайна.
Придумываю внешний дизайн
Дальше я приступаю к работе над внешним дизайном. Вокруг правильно расположенных внутренних компонентов с учетом эргономики создается пластиковый корпус. На этом этапе тоже много нюансов: при разработке дизайна нужно учитывать технологию производства деталей, порядок сборки, требования к прочности и защите компонентов. Обычно я разрабатываю два-три варианта дизайна, печатаю 3D-модели, делаю рендеры и презентую их заказчику. Затем заказчик выбирает один из вариантов, который я дорабатываю.
После утверждения одного варианта дизайна, мы, вместе с инженером-конструктором, садимся и детально инспектируем все элементы и составляем список необходимых доработок. Так как на этапе концептуального дизайна были учтены все самые важные требования, то сейчас нужно пройтись по деталям: правильно расставить бобышки, уточнить литьевые уклоны, толщины и расположение разъемов. После доработки концептуальной 3D-модели могут немного измениться некоторые элементы и размеры устройства, но, в целом, дизайн уже остается без изменений.
В процессе доработки дизайна выяснилось, что мы можем себе позволить экран большей диагонали. Так как его ширина была практически идентична ширине изначального экрана, то в дизайне больший экран повлиял только на длину устройства. При этом экран большей диагонали позволил использовать в интерфейсе шрифты большего размера, что было важно, так как пользователями продукта в том числе являются люди с неидеальным зрением. Так же ребята из АТОЛа нашли сканирующий модуль меньшего размера, что позволило уменьшить выступ на корпусе под него, что, в свою очередь, сделало более комфортным ношение сканера в кармане.
Далее 3D-модель внешних поверхностей передается инженеру-конструктору, и он начинает проработку внутренних конструктивных элементов. На этом этапе так же могут потребоваться незначительные доработки внешнего дизайна. После завершения разработки конструкции, мы напечатали корпус на высокоточном 3D-принтере, чтобы проверить собираемость и прочность корпуса перед отправкой на производство.
Я доволен получившимся результатом. Терминал АТОЛ Smart.Lite удобно держать в руке, он весит всего 320 грамм, поэтому с ним будет комфортно работать целую смену и мужчине, и женщине. Благодаря идеальному балансу веса он надежно фиксируется в руке. Основная кнопка сканирования лежит прямо под большим пальцем, это тоже влияет на удобство и скорость работы. Диагональ сенсорного экрана – 4 дюйма, он достаточно большой, чтобы на нем было комфортно работать с номенклатурой. При этом устройство прочное – оно выдержит падение на бетонный пол с высоты человеческого роста и защищено от пыли и влаги. То есть вполне готово для работы в естественных условиях.
Я считаю, что дизайн продукта должен создавать дополнительную ценность для заказчика или того, для кого он предназначается. В случае с терминалом, несмотря на то, что его внешний вид имел гораздо меньшую важность, чем остальные параметры, я старался сделать его внешне привлекательным. И вовсе не из-за стремления к прекрасному. Дело в том, что закупкой подобных продуктов в компаниях занимается менеджер по закупкам – для него может быть важным, как выглядит устройство. И пусть даже ему не подойдут условия поставки или стоимость продукта, сохранится положительная эмоция – дизайн служит своего рода инструментом маркетинга, который повышает лояльность клиента. Пользоваться же устройством будет устройством совершенно другой человек – работник склада или магазина. Ему тоже важен дизайн, так как он будет видеть это устройство каждый день, но в процессе длительного использования он выявит все недостатки продукта, если такие имеются. Если недостатки будут мешать работе, от он сообщит об этом менеджеру, и, в следующий раз, менеджер выберет другого поставщика.
Зачем дизайнерам нужен Red Dot
В системе Red Dot есть две большие категории относящиеся к промышленному дизайну: Product Design (то есть дизайн продуктов, которые будут или уже запущены в производство) и Design Concept (концепты продуктов, которые не будут запускаться в производство).
Product Design считается более солидным, так как в этой категории принимают участие большие бренды. Но участие в этой категории стоит дорого для фрилансера или небольшой дизайн-студии: 300-500 евро за подачу заявки, и, если продукт получает награду, нужно заплатить еще 4000-6000 евро. Такая сумма может быть больше, чем гонорар дизайнера за проект. Поэтому в эту категорию, как правило, подают заявки крупные компании. Мне повезло работать с АТОЛ, так как компания сама была заинтересована в получении награды и подала заявку за меня. Для компании, продукт которой получил Red Dot, премия – инструмент маркетинга. По моим данным получение этой награды увеличивает продажи продукта на 10-15%.
Для фрилансеров и дизайн-студий есть другая категория – Design Concept. В эту категорию отправляют проекты, которые не планируется запускать в серийное производство, или проекты с каким-то оригинальным дизайнерским или функциональным решением. Подача заявки в эту категорию значительно дешевле. К примеру, Early Submission для фрилансера обойдется в 100 евро. Для студии – 200 евро. В случае получения награды ничего дополнительно платить не надо.
Для дизайнера награда Red Dot – не только плюс в карму и красивая строчка в резюме. Например, после победы в прошлом году ко мне чаще стали приходить иностранные заказчики. Однако цены на свои услуги для российских заказчиков поднять не удалось – похоже, пока этот рынок не готов платить за дизайн больше.
Удачи и успехов в Новом Году!