{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Дизайнер Сергей Шляхов о том, как выиграть премию Red Dot в третий раз подряд

Для многих подводить итоги года – устоявшаяся традиция. Вдвойне приятно, когда работа говорит за тебя. В этом году проект, над которым я работал получил престижную награду Red Dot. Для меня это был третий Red Dot подряд. В 2018-м жюри отметили два моих проекта: дизайн смарт-терминала АТОЛ Sigma 10 и POS-терминала АТОЛ Optima, а в этом году Red Dot получил мобильный терминал сбора данных АТОЛ Smart.Lite. Расскажу, как шла работа над проектом, что нужно сделать дизайнеру, чтобы получить Red Dot, и как награды влияют на поиск новых заказчиков.

Наличие необычного или уникального дизайна не является необходимым для продукта, если вы хотите получить Red Dot Product Design. Хоть эта награда и считается дизайнерской, жюри конкурса, в первую очередь, оценивает совокупность нескольких качеств: реальная польза продукта, удобство использования, рациональное использование технологий, внешний вид. Внешний вид не зря поставлен на последнее место, так как, это лишь обертка для удачных компоновочных и эргономических решений. Именно поэтому среди продуктов, получивших Red Dot, вы иногда можете встретить довольно странные штуки.

​Например, это домик для домашнего питомца, который получил награду в 2018 году

В случае же c терминалом Smart.Lite передо мной стояла задача разработать дизайн корпуса, который будет отвечать трем главным требованиям:

- терминал должен быть удобен в использовании;

- при этом вместить в себя габаритные аккумулятор, сканирующий модуль, экран и клавиатуру;

- и должен быть недорогим в производстве.

«В первую очередь мы разрабатывали удобный и недорогой девайс и только во вторую - хотели сделать его красивым или оригинальным. Поэтому получить Red Dot в этом году я даже не рассчитывал».

Как я работаю над дизайном

Обсуждаю его с заказчиком

Работа над любым проектом начинается со встречи с командой заказчика. Я считаю, что на этом этапе нужно обсуждать проекты именно лично, а не в переписке или по скайпу, чтобы точно быть на одной волне со всеми.

Обычно в обсуждении дизайна принимают участие менеджеры проекта, инженер и менеджер по продукту. Они рассказывают дизайнеру об устройстве, главных задачах, которые оно решает. Мы все вместе обсуждаем, что можно с этим сделать, как оптимально расположить его внутренности, вместе рисуем первые эскизы.

«Нужно понимать отличия дизайна пользовательских устройств от устройств для коммерческого использования. Пользовательские устройства люди покупают для себя: смартфоны, телевизоры, игровые приставки. Профессиональные же продукты покупают компании, а работают с ними другие люди. Для таких устройств внешний вид имеет гораздо меньшее значение, чем для пользовательских».

На начальном этапе техническое задание еще не сформировано – есть только четкое понимание, как будут выполняться основные функции. Терминал Smart.Lite предназначался для сбора данных, схема простая: он сканирует штрихкод и синхронизирует полученную информацию с базой данных. Преимущественно это устройство для товарного учета, с которым человеку должно быть удобно работать в торговом зале или на складе. Еще его могут использовать курьеры или контроллеры в аэропортах, на вокзалах или в общественном транспорте.

Для меня как дизайнера это значит следующее: в Smart.Lite самое главное – чтобы рука не уставала при длительной работе с ним, здесь условный айфон не нужен. При этом в устройство нужно вместить два стандартных емкий аккумулятора формата 18650, клавиатуру и экран – они задавали габариты терминала. Также от корпуса требовалось быть прочным, чтобы внутренние компоненты терминала не повредились, если он упадет.

«На порядок важнее внешней красоты устройства его удобство, надежность и стоимость».

Расставляю внутренности

По результатам первой встречи команда заказчика начинает прорабатывать техническое задание. Параллельно я начинаю делать первые эргономические макеты и предлагать компоновочные решения.

В случае со Smart.Lite первый макет я сделал из пластилина. В первую очередь нужно было понять, какой формы должна быть нижняя часть корпуса, в которой располагается аккумулятор, чтобы держать терминал было максимально удобно, а большой палец легко дотягивался до клавиатуры и основной кнопки сканирования – пластилин подходил для этой задачи наилучшим образом. Когда примерно определился с формой, я сделал эскизную 3D-модель и напечатал ее из пластика.

«Выяснилось, что напечатанная из пластика модель, в отличие от пластилиновой, выскальзывает из руки. Пластилин более липкий, и хорошо держится в руке. Пришлось доработать профиль батарейного отсека, чтобы решить эту проблему».

В итоге я разработал несколько вариантов, предложил их команде. Мы их обсудили, утвердили компоновку внутренних элементов и выбрали основное направление разработки дизайна.

Придумываю внешний дизайн

Дальше я приступаю к работе над внешним дизайном. Вокруг правильно расположенных внутренних компонентов с учетом эргономики создается пластиковый корпус. На этом этапе тоже много нюансов: при разработке дизайна нужно учитывать технологию производства деталей, порядок сборки, требования к прочности и защите компонентов. Обычно я разрабатываю два-три варианта дизайна, печатаю 3D-модели, делаю рендеры и презентую их заказчику. Затем заказчик выбирает один из вариантов, который я дорабатываю.

​На этапе разработки я предложил команде три варианта дизайна терминала - мы с командой единогласно проголосовали за тот, что посередине.

После утверждения одного варианта дизайна, мы, вместе с инженером-конструктором, садимся и детально инспектируем все элементы и составляем список необходимых доработок. Так как на этапе концептуального дизайна были учтены все самые важные требования, то сейчас нужно пройтись по деталям: правильно расставить бобышки, уточнить литьевые уклоны, толщины и расположение разъемов. После доработки концептуальной 3D-модели могут немного измениться некоторые элементы и размеры устройства, но, в целом, дизайн уже остается без изменений.

В процессе доработки дизайна выяснилось, что мы можем себе позволить экран большей диагонали. Так как его ширина была практически идентична ширине изначального экрана, то в дизайне больший экран повлиял только на длину устройства. При этом экран большей диагонали позволил использовать в интерфейсе шрифты большего размера, что было важно, так как пользователями продукта в том числе являются люди с неидеальным зрением. Так же ребята из АТОЛа нашли сканирующий модуль меньшего размера, что позволило уменьшить выступ на корпусе под него, что, в свою очередь, сделало более комфортным ношение сканера в кармане.

Далее 3D-модель внешних поверхностей передается инженеру-конструктору, и он начинает проработку внутренних конструктивных элементов. На этом этапе так же могут потребоваться незначительные доработки внешнего дизайна. После завершения разработки конструкции, мы напечатали корпус на высокоточном 3D-принтере, чтобы проверить собираемость и прочность корпуса перед отправкой на производство.

Я доволен получившимся результатом. Терминал АТОЛ Smart.Lite удобно держать в руке, он весит всего 320 грамм, поэтому с ним будет комфортно работать целую смену и мужчине, и женщине. Благодаря идеальному балансу веса он надежно фиксируется в руке. Основная кнопка сканирования лежит прямо под большим пальцем, это тоже влияет на удобство и скорость работы. Диагональ сенсорного экрана – 4 дюйма, он достаточно большой, чтобы на нем было комфортно работать с номенклатурой. При этом устройство прочное – оно выдержит падение на бетонный пол с высоты человеческого роста и защищено от пыли и влаги. То есть вполне готово для работы в естественных условиях.

«На мой взгляд, чтобы создать оригинальный дизайн, важно копить и анализировать опыт работы с разными объектами в обычной жизни, которые вообще никак не связаны с проектом. Например, в работе над Smart.Lite я вдохновлялся контроллерами для виртуальной реальности. Их дизайн повлиял на понимание, каким должен быть терминал АТОЛ, поскольку там эргономика тоже гораздо важнее внешней красоты».

Я считаю, что дизайн продукта должен создавать дополнительную ценность для заказчика или того, для кого он предназначается. В случае с терминалом, несмотря на то, что его внешний вид имел гораздо меньшую важность, чем остальные параметры, я старался сделать его внешне привлекательным. И вовсе не из-за стремления к прекрасному. Дело в том, что закупкой подобных продуктов в компаниях занимается менеджер по закупкам – для него может быть важным, как выглядит устройство. И пусть даже ему не подойдут условия поставки или стоимость продукта, сохранится положительная эмоция – дизайн служит своего рода инструментом маркетинга, который повышает лояльность клиента. Пользоваться же устройством будет устройством совершенно другой человек – работник склада или магазина. Ему тоже важен дизайн, так как он будет видеть это устройство каждый день, но в процессе длительного использования он выявит все недостатки продукта, если такие имеются. Если недостатки будут мешать работе, от он сообщит об этом менеджеру, и, в следующий раз, менеджер выберет другого поставщика.

Жюри Red Dot отметили эргономичность, надежность и элегантность дизайна терминала.​

Зачем дизайнерам нужен Red Dot

В системе Red Dot есть две большие категории относящиеся к промышленному дизайну: Product Design (то есть дизайн продуктов, которые будут или уже запущены в производство) и Design Concept (концепты продуктов, которые не будут запускаться в производство).

Product Design считается более солидным, так как в этой категории принимают участие большие бренды. Но участие в этой категории стоит дорого для фрилансера или небольшой дизайн-студии: 300-500 евро за подачу заявки, и, если продукт получает награду, нужно заплатить еще 4000-6000 евро. Такая сумма может быть больше, чем гонорар дизайнера за проект. Поэтому в эту категорию, как правило, подают заявки крупные компании. Мне повезло работать с АТОЛ, так как компания сама была заинтересована в получении награды и подала заявку за меня. Для компании, продукт которой получил Red Dot, премия – инструмент маркетинга. По моим данным получение этой награды увеличивает продажи продукта на 10-15%.

Для фрилансеров и дизайн-студий есть другая категория – Design Concept. В эту категорию отправляют проекты, которые не планируется запускать в серийное производство, или проекты с каким-то оригинальным дизайнерским или функциональным решением. Подача заявки в эту категорию значительно дешевле. К примеру, Early Submission для фрилансера обойдется в 100 евро. Для студии – 200 евро. В случае получения награды ничего дополнительно платить не надо.

Для дизайнера награда Red Dot – не только плюс в карму и красивая строчка в резюме. Например, после победы в прошлом году ко мне чаще стали приходить иностранные заказчики. Однако цены на свои услуги для российских заказчиков поднять не удалось – похоже, пока этот рынок не готов платить за дизайн больше.

Удачи и успехов в Новом Году!

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда