{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Футбольная дата-аналитика: опыт реформ в России и Европе

31 августа состоялось общее собрание Российской Премьер-лиги (РПЛ), в повестку которого, помимо других тем, было включено обсуждение доклада Российского футбольного союза и нидерландской консалтинговой компании Hypercube, широко известной своими реформами европейского футбола на основе анализа данных. По его итогам клубы приняли решение поддержать комплексную реформу отечественного футбола, однако отметили необходимость доработки существующих предложений. К обсуждению планируют вернуться в течение ближайшего месяца.

Как готовилась реформа РПЛ

В апреле 2021 года Российский футбольный союз подписал соглашение с нидерландской консалтинговой компанией Hypercube. К середине июля предложения по изменению формата РПЛ были подготовлены и вынесены на обсуждение.

Метод и данные

Основой исследования Hypercube стал огромный массив данных, включающий выдержки из документации по лицензированию клубов за пять лет, а также данные об экономическом состоянии регионов, где располагаются российские профессиональные футбольные клубы. Специалисты нидерландской консалтинговой компании провели более 70 онлайн-консультаций с менеджерами клубов и лиг, тренерами и журналистами, а также изучили мнение более 5000 болельщиков методом анкетирования. Для прогнозирования аудиторных и экономических показателей при изменении формата РПЛ была создана модель на основе данных ТВ-рейтингов, посещаемости и спонсорских договоров. Помимо прочих аспектов, специалисты Hypercube в рамках своего исследования оценили влияние на состояние российского футбола наличия лимита на легионеров.

Проект реформы

По результатам проведённого анализа специалисты Hypercube предложили внедрить в Российскую Премьер-лигу швейцарскую систему, синхронизировать календарь соревнований с Европой. На первом этапе количество туров уменьшится до 24. На втором отделяются топ-6 команд и проводят 10 туров, остальные клубы – 9 туров. В рамках первого дивизиона планируется проводить два отдельных чемпионата – весной и осенью. Дополнительно будут созданы две новые лиги – А и Б, которые займут промежуточное положение между первым и вторым дивизионом.

Планируется, что начиная с сезона 2022/23 Российская Премьер-лига на 90% будет стартовать в новом формате. По прогнозу Hypercube, реформа должна привести к следующим результатам:

  • добавление 26 топовых матчей;
  • рост средней посещаемости лиги с 15 300 до 17 600 человек;
  • рост доходов клубов с 80 до 102 млрд рублей.

Кроме того, специалисты нидерландской консалтинговой компании предложили отменить существующий в российском футболе лимит на легионеров. Hypercube сделал вывод, что отечественные клубы переплачивают своим игрокам. Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, необходимо обеспечить конкуренцию между футболистами, претендующими на место в составе. Стимулом для изменения кадровой политики клубов может стать «налог на роскошь»: за иностранцев нужно будет платить взнос в специальный фонд, средства которого в конце сезона будут распределены между командами с отечественными игроками в возрасте до 23 лет с учётом количества игровых минут, проведённых ими на поле.

«Опыт работы Hypercube – это яркий пример того, как методы data science можно использовать на благо футбола: повышать привлекательность лиг, увеличивать прибыльность. В основе проектов нидерландской компании лежит скрупулёзный сбор данных, агрегация их в единое хранилище с последующим обучением моделей поиску корреляций и взаимосвязей. По сути это классический пайплайн data science, что свидетельствует об универсальности принятых в сфере анализа данных подходов, которые при помощи умелых рук могут быть имплементированы даже в такую узкоспециализированную отрасль как футбол. Уверен, что инициативы, предложенные компанией Hypercube по переформатированию РПЛ, являются обоснованными и, вероятнее всего, приведут к положительным изменениям в отечественном футболе».

Владимир Герингер, автор блога «Футбол в цифрах»

Говорим «дизайн европейского футбола», подразумеваем «Hypercube»

Приглашая нидерландскую консалтинговую компанию к сотрудничеству, Российский футбольный союз принимал во внимание её двадцатилетний опыт участия в реформах европейского футбола. С начала 2000-х годов, заботясь об оптимизации соотношения между доходами и расходами, а также о вовлеченности аудитории болельщиков (посещаемости матчей, просмотрах телетрансляций), руководители европейских спортивных ассоциаций, таких как Королевский футбольный союз Нидерландов и УЕФА, стали взаимодействовать с Hypercube. Специализация компании – анализ данных с применением математических и эконометрических методов. Такое партнёрство помогло осуществить все заметные реформы европейского футбола, связанные со сменой формата как первенств отдельных стран (Нидерландов, Бельгии, Дании, Болгарии, Австрии), так и международных турниров (Лиги чемпионов, Кубка УЕФА/Лиги Европы и Евро).

Метод и данные

Оценку качества организационной структуры футбольных соревнований высшего дивизиона консалтинговая компания Hypercube начинает с создания компьютерной модели. В её основе используются все доступные данные, включая посещаемость матчей, телерейтинги, соревновательный баланс, силу команд по рейтингу Euro Club Index (ECI), спонсорские и матчдей-доходы.

Так, в 2006 году Hypercube приступил к разработке проекта преобразования Кубка УЕФА в Лигу Европы. Специалисты нидерландской консалтинговой компании проанализировали накопленный за время существования турнира массив данных по отборочным группам с нечётным количеством команд (такой формат был характерен для данного соревнования с момента его создания в 1971 году).

Для оценки потенциала команд высшего дивизиона, принимающих участие в европейских соревнованиях, Hypercube использует свою собственную разработку – рейтинг ECI. Анализ статистики матчей позволяет оценить возможный рост аудитории болельщиков, а также доходов футбольных клубов и ассоциаций. Например, чтобы спрогнозировать посещаемость матчей, используются данные о численности населения в регионе, а также оценивается время, необходимое на дорогу до стадиона.

Проекты реформ

Первым проектом Hypercube стала реформа Эредивизи – высшей лиги Нидерландов, родной для данной консалтинговой компании страны. По приглашению Королевского футбольного союза была проанализирована организационная структура проводимых турниров, после чего было решено сменить существующий формат, введя плей-офф за еврокубки.

В 2006 году специалисты Hypercube предложили доработать систему отбора на Кубок УЕФА и перейти к чётному количеству участников в группах. Ещё одно планируемое нововведение было связано с организацией единого календаря соревнований: чемпионаты и еврокубки было решено проводить с августа по апрель, а матчи сборных – в мае и июне. Также было предложено осуществлять ежегодную ротацию клубов между дивизионами.

По результатам экономического исследования системы квалификаций на крупные турниры, проведённого для УЕФА, специалистам Hypercube удалось выяснить, что национальные футбольные ассоциации при продаже прав на просмотр матчей теряли 50% прибыли на оплате услуг агентства-посредника Sportfive (с 2006 года вошёл в состав французского медиагиганта Lagardère). Спрогнозировав рост доходов до 0,9-1 млрд евро за 4-летний цикл 2014–2018 годов, нидерландская консалтинговая компания обосновала необходимость перехода к централизованной продаже прав на трансляции через УЕФА.

Также Hypercube участвовал в разработке реформы, связанной с расширением состава участников Евро с 16 до 24 команд. Причина преобразований – желание привлечь внимание болельщиков к турниру, увеличить аудиторию телетрансляций и посещаемость матчей, что должно было в конечном итоге положительно отразиться на объёме доходов европейского футбола. Проект был реализован в 2016 году.

Результаты проведённых реформ

Первый же проект нидерландской консалтинговой компании Hypercube в сфере футбольной аналитики – реформа Эредивизи – завершился успехом.

«В течение двух лет после реформы суммарная посещаемость лиги увеличилась на 1 миллион человек – на том же рынке, с теми же командами, просто за счёт смены формата (ввели плей-офф за еврокубки), при том что у нас ещё не было значимых футбольных знаний – мы просто применили законы математики и эконометрики из банковского сектора в футболе».

Питер Нювенхейс, основатель Hypercube

Успешны были и последующие проекты компании:

  • преобразование Кубка УЕФА в Лигу Европы в 2009 году за первый 4-летний цикл проведения данного турнира в новом формате привело к росту его рейтингов на 10% и аудитории на 20%;
  • после перехода к централизованной продаже прав на трансляции матчей через УЕФА за цикл 2014–2018 годов европейский футбол дополнительно заработал 952 млн евро;
  • положительно сказалось на уровне вовлеченности болельщиков расширение состава участников Евро. Так, зрителями Евро-2016 во Франции стало 10% населения страны, а средняя посещаемость матчей превысила 95%.

Как европейский опыт Hypercube будет использован для реформирования российского футбола и какие результаты это принесёт, покажет время. А пока нам остаётся лишь следить за дальнейшими решениями РПЛ.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда