{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Взыскали с заказчика по 44-ФЗ неосновательное обогащение

Делимся практическим опытом.

Юристами нашей компании в пользу клиента, обратившегося за юридической помощью, взыскано с заказчика сумма неосновательного обогащения в размере 4,5 млн. рублей. Практика без преувеличения уникальная. Более детальное описание дела со ссылками на номера арбитражных дел читайте здесь.

Что произошло и почему возникло неосновательное обогащение у заказчика по 44-ФЗ?

Организация-подрядчик заключила муниципальный контракт. Обязательства организации-подрядчика (нашего клиента) по исполнению муниципального контракта были обеспечены банковской гарантией ПАО «Московский кредитный банк» на сумму 27,4 млн. руб.

В ходе исполнения контракта Заказчик посчитал, что Подрядчиком допущены нарушения порядка выполнения работ и потребовал уплатить пени и штрафы на общую сумму 4,5 млн. рублей. Клиент с требованиями заказчика не согласился. Ситуация развернулась в суде, об этом чуть позже.

Получив отказ подрядчика Заказчик обратился в банк за выплатами в рамках банковской гарантии. Банк выплатил сумму заказчику. Банк, в свою очередь, предъявил подрядчику регрессные требования о возврате 4,5 млн. руб., уплаченных банком в пользу заказчика. Подрядчик обратился за юридической помощью.

Развитие ситуации.

1.

Важно понимать, что для получения гарантийной суммы Заказчику достаточно лишь продекларировать, что Подрядчиком нарушен такой-то пункт контракта и указать ссылку на этот пункт в письменном требовании в банк. Судебное подтверждение нарушения не требуется.

Часто простой механизм раскрытия банковской гарантии становится механизмом злоупотребления правом в руках Заказчиков.

По закону банк, выдавший гарантию, не должен проверять было ли со стороны Подрядчика нарушение контракта в реальности.

Отметим, что регрессное обязательство принципала (подрядчика) по возврату банку уплаченной в пользу бенефициара гарантийной суммы всегда «осложнено» дополнительным обязательством по уплате процентов за пользование денежными средствами банка.

По этой причине, юристами было предложено клиенту как можно раньше с момента получения регрессных требований банка добровольно погасить их, чтобы остановить рост «кредитных» процентов и неустойки. Клиент рекомендацией не воспользовался - пошло начисление процентов.

2.

В мае 2021 года банк обратился в Арбитражный суд Московской области с иском о взыскании с Подрядчика суммы основной задолженности по регрессу, кредитных процентов и пеней.

Суд присудил взыскать с нашего клиента в пользу банка:

- основной долг (4,5 млн. руб.),

- кредитные проценты, начисленные на дату подачи иска (233,9 тыс. руб.),

- и неустойку (1,1 млн. руб.) с продолжением ее начисления по день фактической уплаты основного долга.

Клиенту было разъяснено, что (ввиду отсутствия каких-либо нарушений закона со стороны банка) заведомо бесперспективная попытка отменить в апелляции решение Арбитражного суда Московской области лишь приведет к увеличению периода времени, в течение которого будет расти сумма пеней.

Тем не менее, клиент настаивал на апелляционном пересмотре решения суда первой инстанции. Юристы подготовили и подали апелляционную жалобу и предложил клиенту заключить с банком мировое соглашение, в котором обе стороны, не дожидаясь постановления апелляционного суда.

Клиент с предложенными юристами доводами согласился.

Мировое соглашение было утверждено судом.

3.

Через несколько месяцев клиент полностью погасил свою задолженность перед банком, выполнив условия мирового соглашения, а именно – выплатив банку основной долг (4,5 млн. рублей) + суммы процентов и пеней в размере на дату вынесения решения суда первой инстанции.

Настало время оспаривать само основание для раскрытия банковской гарантии - якобы нарушение контракта со стороны нашего клиента.

В 2022 году юристы выиграли спор по иску подрядчика к заказчику, в котором было доказано:

1) отсутствие нарушений исполнения контракта со стороны Подрядчика и как следствие...

2) неправомерность всей схемы с банковской гарантией, инициированной Заказчиком столь поспешно.

Далее юристами был подан иск в Арбитражный суд о взыскании с Заказчика суммы неосновательного обогащения в размере 4,5 млн. руб. Суд вынес решение в пользу Подрядчика и взыскал с Заказчика 4,5 млн. руб., но отказал в возмещении расходов, связанных с оплатой кредитных процентов и пеней, обосновав это тем, что Заказчик не является стороной договора о выпуске банковской гарантии.

Это логичный вывод. Клиенту для минимизации начисления неустоек, необходимо было прислушаться к совету юристов и заплатить сумму раскрытой банковской гарантии сразу.

Но не смотря на это, результат привлечения юристов можно считать очень приличным.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда