Jekyll and Hyde

Как снять рекламный ролик без рекламного агентства

Это продолжение статьи для брендов и маркетологов, которые хотят самостоятельно снять ролик в обход рекламных агентств. И мы вас никак не осуждаем. А даже наоборот, мы делимся опытом, как подстраховаться и не набить на этом шишек.

В прошлый раз мы говорили о том, что забить на сценарий или превратить его в формальность — это очень плохая идея. Хотя именно так поступают очень многие. Кто-то даже не готов снизойти до того, чтобы записать сценарий.

Сценарий надо продумывать как можно тщательнее. И да, записать его тоже неплохо бы. Иначе все это выльется в огромные переплаты на съемках. Остановились мы на том, как проверить, насколько продуман ваш сценарий.

Вообще-то, это не так уж и сложно. Как бы банально это ни звучало, но это раскадровка. Да, вы не ослышались, мы предлагаем вам, клиенту, сделать раскадровку. Мы буквально видим ваше скукожившееся от неудовольствия лицо. Наверное, вам хотелось чего-то попроще. Нет, ну мы же договорились, что вы хотите все сделать сами? Что ж, тогда придется пройти все этапы подготовки вместо рекламного агентства. Самостоятельность - это не для ленивых. Схалявите даже на одном этапе - получите некислый доп.кост на съемках. Хотите сэкономить - уж будьте любезны подготовиться.

Небольшая справка: раскадровка - (от англ. storyboard – букв. «рассказ на доске») - это ваш сценарий, представленный визуально. Как комикс. В нем есть все элементы, включая кто-куда идет и что делает. Если сценарий - это ваш записанный план. То раскадровка - это тот же самый план, только представленный в картинках. Именно она покажет вам все проблемные места.

Давайте сразу посмотрим, как раскадровка со сценарием соответствуют тому, что получилось в итоге:

Безумный Макс, 2015

Фильм в картинках, здорово, не правда ли? Вы заранее увидите ваше творение, еще до того, как снимите его. Удобно, скажите!

Кстати, раскадровку сделает также и режиссер. Причем он сделает ее в любом случае, вне зависимости будете ли вы делать свою или нет. Погодите-ка, если раскадровка будет сделана в любом случае - значит, мы в любом случае увидим все косяки до съемок? Зачем тогда париться?

Ну, во-первых, наша с вами реальность немного отличается от Голливуда (во всяком случае, очень надеемся). Клиенты приходят с черновыми набросками и фантазиями в устном виде, режиссеры делают БЕСПЛАТНЫЕ тритменты (режиссерскую версию ролика) всего за вечер на коленке, на раскадровку уходит тоже час-два. Не то, чтобы у всех так. Но в среднем по больнице получается плюс-минус как-то так.

Нет, не потому, что все такие безалаберные халтурщики. А просто обычно на все про все режиссеру и продакшену дают очень мало времени, а работы и проектов очень много. Это какой-никакой конвейер. Люди не успевают нормально продумать историю и как следует подготовиться. Если ваш сценарий не шедевр, в который зубами вцепится режиссер, то не рассчитывайте на какое-то особое отношение. Все будет сделано ровно по вашему ТЗ (сценарию или тому, что покажете “на пальцах”), ни больше не меньше. С другой стороны, если вы собираетесь снимать счастливую семью, поглощающую на завтрак майонез, то все эти заморочки со сценарием с раскадровками вам вообще ни к чему.

Во-вторых, раскадровку режиссер будет делать только по уже согласованному сценарию. А мы ведь с вами как раз и хотели проверить, насколько ваш сценарий работает и все ли в нем учтено, верно?

Именно поэтому мы, например, делаем раскадровку сами параллельно с написанием сценария. Мы считаем, что сценарий действительно закончен только тогда, когда мы убедились, что он работает визуально. Да и презентовать сценарий в картинках куда проще, чем читать текст с выражением и надеяться, что вас правильно поняли.

Так вот, раз уж вы самостоятельно придумываете идеи, пишете сценарии, то потрудитесь сделать и раскадровку. Звучит дико, но если уж рекламщики с этим справляются, то и вы сможете. Поверьте, это обезопасит вас от огромного количества геморроя.

На хорошей раскадровке будет видно все. Она поможет вам заранее избавиться от эпизодов, намеренно утяжеляющих бюджет. Увидеть все ляпы, временные и географические несостыковки и т. п. Знаете, по нашему опыту, в любой компании у какого-нибудь менеджера всегда найдется племянник, закончивший художку, который вообще все может сделать сам. Пользуйтесь!

Скорее всего, для ваших целей не понадобится очень «навороченный» сториборд. Вам нужно просто убедиться, что все работает. Но в действительно профессиональной раскадровке есть и углы съемки, и композиция, и освещение, и движения персонажей в кадре (дополнительно обозначенные стрелками - маркерами), и даже будущая эстетика фильма. Иногда раскадровка превращается в полноценный графический роман. Для ваших целей это, вероятно, перебор, но просто знайте, что так тоже бывает.

Город грехов, 2005

Короче говоря, раскадровка - это экономия времени и денег, которая была всегда главным фактором как на продакшене, так и на постпродакшене. Именно раскадровки помогают снизить множество рисков и бессмысленных трат. А мы с вами как раз к этому и стремимся.

Вам, естественно, не придется рисовать все самим. Просто наймете раскадровщика (storyboard artist). Это очень небольшие деньги. Он нарисует все за вас, выслушав все ваши задумки и прочитав сценарий. И по мере того, как он будет задавать вам вопросы, которые будут ставить вас в тупик - вы будете потихоньку понимать, где у вас ляпы, пробелы, а о чем вы вообще не подумали. Просто примите на веру, он обойдется вам НАМНОГО дешевле, чем косяк на съемках.

Посмотрите, как раскадровка сочетается с полным рекламным роликом. Мы уже показывали этот ролик в прошлой статье. Тогда визуальный ряд был совмещен со сценарием. Теперь взгляните на соответствие первой раскадровки с финальным результатом.

Триазавирин, ролик с раскадровкой

На видео прекрасно видны различия между черновой раскадровкой и финалом. После того, как мы увидели все “нелепости” и нестыковки, мы переписали сценарий, поменяли местами персонажей, убрали некоторые сцены и добавили другие. Если бы мы не сделали предварительной раскадровки, то все косяки вылезли бы на съемках. Правда, нужно отдать должное режиссеру, чей тритмент также внес положительные изменение в раскадровку и финальную версию ролика.

Справедливости ради надо сказать, что раскадровки - это немного прошлый век. Нет, они все еще удобны, без них не обходится ни одно кино и уж тем более ни один ролик. Тем менее в цифровую эпоху есть и другие методы.

Мы, например, часто делаем «рипоматик» (rip-o-matic, от слова rip – «сдирать»). Его часто используют рекламщики. По сути, мы просто «дергаем» подходящие видео-кадры из готовых фильмов. А затем монтируем их между собой, чтобы получилась связная история. Это делается для того, чтобы еще нагляднее посмотреть, как задумка будет работать визуально.

Вот рипоматик для того же ролика с таблетками, который мы показывали выше. Мы «надергали» разных сцен из сериала Доктор Хаус, чтобы показать заказчику «как примерно в итоге ролик может выглядеть».

Рипоматик "Триазавирин"

Вы можете сделать тоже самое, обратившись к любому монтажеру. Причем вам не нужно выкупать права на используемые фильмы. Просто ищите нужные вам отрывки, вырезайте и соединяйте между собой.

Есть еще один метод, о котором вы все, наверное, слышали, - аниматик (или диджиматик - мы еще все между собой не договорились, как правильно) - моделируемые на компьютере трехмерные сцены. Они позволяют увидеть задуманный сценаристом эпизод в движении. Вообще такое лучше один раз увидеть. Поэтому вот вам диджиматик «Железного человека 3».

Железный человек 3, 2013

Для ваших целей делать аниматик - это слишком. Его стоит делать, когда уже сценарий действительно утвержден, да и то не всегда. Хотя кто знает, что вы задумали. Может быть, вы хотите сделать для своего бренда короткометражное кино. Или документальное. Или блокбастер. Знайте, что такой инструмент, как аниматик, у вас тоже есть, и вы всегда можете заказать его у продакшена.

Кажется, мы подходим уже к концу. Может быть, сценарий, раскадровки и уж тем более аниматики - все это для вас слишком. Но именно так готовятся к съемкам в рекламных агентствах. Если у вас все это есть, вы можете быть более-менее уверены, что на выходе получите именно то, что задумали. Что ж, будем считать, вы готовы. Вам остается только выбрать продакшн и режиссера. И тут вам поможет один простой совет:

- И хорошие и плохие ролики снимаются на одни и те же крутые камеры. Разница только в том, кто стоит за этими камерами. Короче, никогда не экономьте на людях.
Это всё, дерзайте!

Михаил Раков
Креативный директор РА Jekyll&Hyde

Чек-лист по тексту:

  • Всегда делайте черновую раскадровку (так называемые, «огурцы»: палка-палка-огуречек-вот и вышел-человечек) вместе с раскадровщиком.

  • Если по раскадровке видно, что что-то не складывается, возвращайтесь к сценарию. Нещадно удаляйте все, что не работает и/или перепишите проблемные части.

  • Не доводите раскадровки до изобразительного идеала. Ваша цель — понять, как будет выглядеть кадр, а не художественная ценность.
  • Передайте свои раскадровки режиссеру, чтобы максимально наглядно донести до него ваш замысел.
  • При необходимости сделайте рипоматик.
  • Обязательно добавьте все материалы (сценарий, раскадровку, рипоматик и т.д.) в ТЗ для продакшена.
0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null