Налоговые опасаются очередей из-за изменений в законодательстве
С 1 января 2022 года оформление электронной подписи для руководителей юрлиц или индивидуальных предпринимателей возможно только в налоговых органах РФ. Налоговые готовятся к очередям в конце года, а предприниматели проходят стадии принятия неизбежного.
Новые правила получения КЭП
Электронная подпись предпринимателя, выданная в удостоверяющем центре, будет действовать только до 31 декабря 2022 года. После этого её нужно заменить по новым правилам, т.е. приехать в налоговую для очной идентификации.
Бизнес не готов к нововведениям
По данным ФНС в 2021 году в России насчитывалось около 7 млн юридических лиц и ИП. Согласно исследованиям рынка ЭДО 38,9% организаций использовали ЭДО для обмена документами. Это больше 2 млн подписей.
Если раньше эти подписи можно было получить в 4888 офисах аккредитованных Удостоверяющих центров, то теперь придётся планировать визит в налоговую. Всего у ФНС 703 пункта выдачи КЭП по всей стране. Однако в налоговую обращаются не только за электронной подписью, но и для получения ИНН, сдачи отчетности. А значит, чтобы получить подпись, придется постоять.
Так коллапса из-за очередей уже опасаются в Алтайском крае: из 88 тысяч компаний и индивидуальных предпринимателей, работающих в Алтайском крае, только 15,5 тысяч получили новые электронные подписи, остальным это нужно сделать до конца года.
Предприниматели могут получить бесплатную подпись от налоговой в офисах Сбербанка и ВТБ. Спланировать визит в офис банка и быть готовым, что вам предложат открыть расчетный счёт.
Бесплатная подпись, но дорогие носители
Также реформа предполагает, что ФНС выпускает ЭП бесплатно. Однако для её получения предпринимателям нужно приобрести сертифицированный носитель (флешку/токен). Стоимость сертифицированного носителя выросла почти в 2 раза по сравнению с январем 2022 года. Это связано с курсом рубля и уходом некоторых поставщиков с российского рынка.
Зачем квалифицированная электронная подпись бизнесу
Квалифицированная электронная подпись (КЭП) чаще всего используется для сдачи отчетности в госорганы. Для других целей может использоваться другой вид подписи — неквалифицированный.
Неквалифицированная электронная подпись создается путём криптографических преобразований и защищает документ от изменений после подписания.
Этой подписью можно подписывать договоры, акты с клиентами, самозанятыми, контрагентами. Ее могут использовать сотрудники компании для подписания приказов, заявлений, дополнительных соглашений. В некоторых сервисах выпуск НЭП бесплатный, а значит, работодателю не придется платить за каждого работника.