Сколько стоит запустить онлайн-школу: план и цифры
Всем привет, меня зовут Алексей Гуцуляк. Я запускаю стартапы и всячески играю в предпринимателя. Вот тут можно подробнее узнать про меня и мои кейсы: gutsulyakav.ru.
Любой мой проект не обходится без тщательной подготовки и расчетов. Поэтому я решил разобрать одну из своих сфер очень подробно. Каждый четверг я буду выкатывать новый обзор, в котором буду разбирать абсолютно рандомную нишу (но вы можете повлиять на выбор в комментариях или в моей группе в ТГ).
Буду рад любой активности и обратной связи!
Онлайн-школы
Иногда, открывая сайт очередного курса, я поражаюсь хаотичности ценообразования и абсолютно дикому разбросу сфер применения образовательных продуктов. Ладно там онлайн-школы по финансам, удаленным профессиям, психологии и спасению отношений, но иногда встречаются совсем дикие экземпляры.
Всего за 99 999 тебе помогут определить предназначение правого мизинчика, стать экспертным коучем наставников и преисполниться до уровня «мне этот мир уже абсолютно понятен» (шучу, первое я придумал).
Ну и невольно задумываешься, что иногда за воздух простые ребята собирают миллионы, а чем же я хуже? Сейчас выберу нишу и полетели зарабатывать семизначные суммы в месяц, пока друзья на работе горбатятся за 2 000 рублей в день.
Поэтому сегодня посмотрим как создать онлайн-школу, что для этого требуется и сколько это реально может приносить денег.
Подготовка
Немного погуглив, можно найти продюсерские центры и агентства, которые всего за 200-500 тыс. рублей запустят тебе продукт и настроят все воронки продаж, от тебя только требуется дать денег на рекламу и записать уроки.
Однако, немного пообщавшись с представителями таких компаний я понял, что в целом за результат отвечать почти никто не может, да и подготовительную работу они не ведут. Никакого анализа рынка, его объема, потенциала, насыщения и перспективы развития почти никто не делает. Мол, твой продукт же, мы его не создаем, мы лишь за сценарии и прогревчики отвечаем и раскажем как все это сделать.
Что нам нужно, чтобы создать онлайн-школу:
- Выбрать сферу (подготовительный этап);
- Проанализировать конкурентов в ней (подготовительный этап);
- Провести анализ ЦА (подготовительный этап);
- Придумать формат и систему обучения (подготовительный этап);
- Собрать бизнес-модель (посчитать все финансовые и нефинансовые показатели);
- Выбрать платформу реализации (стандартный GetCourse, новый Telegram и др.);
- Оформить необходимые документы (открыть юр. лицо, расчетный счет в банке, выбрать систему налогообложения, получить лицензию);
- Собрать команду (маркетолога, куратора, технического специалиста, дизайнера, менеджера по работе с клиентами);
- Создать площадки (сайт, каналы, группы, боты и др.);
- Создать обучающий контент (видосики, текстики, материалы и т. д.);
- Продумать систему маркетинга и продаж (слишком много писать);
- Привести первый трафик и оценить результаты.
Первым действием будем выбирать нишу нашей онлайн-школы. Тут не обязательно быть профессионалом в выбранной сфере (хотя это объективно позволит тебе сделать х3 лучшее качество, когда ты варишься в контексте и знаешь подводные камни).
Затем прогуглим конкурентов: любые поисковики, социальные сети, статьи на vc. ru 😅, тематические блоги и чаты. Нам важно понимать что они делают, как они это делают, сколько у них это стоит, какие офферы используют и с какими людьми работают. А еще можно прозванивать этих ребят и покупать их продукты, чтобы прям погружаться в услугу целиком и пройти через их обучение.
Анализ ЦА. Мы хотим узнать все про наших будущих клиентов: чем они занимаются, где обитают, с какими проблемами сталкиваются и о чем мечтают. Как они уже решают проблему и почему она есть. Не буду говорить про проблемные интервью, CustDev или какие-то методы анализа ЦА. Но все это нужно нам, чтобы выдать максимально релевантное решение для человека и довести его до продажи.
Документы. Для ведения деятельности нам необходимо открыть ИП с ОКВЭД 85.41.9 (образование дополнительное детей и взрослых прочее), хотя в разделе 85.4 можно и другие более узкие типы выбрать под свою сферу школы.
Это даст возможность нам использовать упрощенную систему налогообложения (УСН) или патент (ПСН) . По УСН мы будем платить 6% от всей выручки школы, а патент можно посчитать тут. При средней численности сотрудников 2 человека у меня это всего 17 000 рублей налога в год (на одного вообще 8 536). Это эквивалентно продажам по УСН на 283 333 рублей за год, очевидно, что стремимся мы к бОльшей выручке, поэтому патент теоретически выгоднее.
Регистрация занимает минут 10 в приложении любого банка (сам я пользуюсь Сбером и Тиньком) и еще несколько дней на утверждение документов и открытие расчетного счета. Благо сегодня это все делается удаленно и очень удобно, а представители банка откроют счет, уведомят налоговую и сами отправят всю инфу в органы, а вы получите выписку из ЕГРЮЛ.
Еще необходимо подготовить оферту. Для нас это защита от недовольных учеников и манипуляций с возвратами, а для ученика — гарантия, что ему окажут те услуги, на которые он рассчитывал. Удобнее всего это делать с помощью публичной оферты.
❕ ремарка: Если ты ведешь онлайн-курсы самостоятельно, не привлекаешь сотрудников и не выдаешь дипломчики, то можно ограничиться самозанятостью и вообще не париться, правда онлайн оплата будет недоступна через формы на сайте и чеки выдавать придется вручную.
Сколько человек работает в команде?
Теоретически, можно все делать и самому, первый раз я так и запускался, но это было очень долго и тяжело. Пришлось самому собирать сайт, разбираться в маркетинге, писать программы и дизайнить презентации, а еще все автоматизировать и подключать, а потом помогать ученикам и собирать обратку.
Поэтому наш минимальный набор:
- Веб-дизайнер/технарь (чтобы собирал и поддерживал сайт школы, настраивал интеграции с кассой, подключал рассылки догрева для всех посетителей и автоматизировал выдачу доступа для покупателей);
- Автор программы (ядро обучения — кто придумает программу, запишет уроки и будет передавать опыт и знания ученикам);
- Маркетолог (придумать воронку и весь путь пользователя, вести трафик, писать прогревы и подход к продажам);
- Дизайнер (создавать чек-листы и материалы, монтировать уроки, создавать плашки и рекламные баннеры);
- Куратор (у людей в процессе обучения будут регулярно возникать вопросы от техничесих неисправностей, до освоения материала и сдачи заданий);
- Менеджер по продажам (мы всегда будем догонять сомневающихся ребят и повышать конверсию через личное общение с представителем школы).
Любую из этих ролей можно как нанимать в команду, так и искать разово на подряде, например, менеджера за% от продаж или дизайнера под конкретную новую задачу за небольшой фикс. Хотя своя команда, которая развивает продукт, конечно веселее.
Собираем бизнес модель
Теперь, когда мы знаем все о нашем рынке и необходимых ресурсах, можно считать экономику. Нам важно учесть расходы на открытие и ведение деятельности, соотнести их с потенциальными денежными потоками и посчитать экономику продажи, а окупается ли вообще наш продукт или делать его не рентабельно?
Я использую Google-таблички для создания всех моделей:
Отдельно посчитаем фонд оплаты труда и стартовые вложения на организацию деятельности, которые затем подтянем в сводную таблицу.
В итоге получается, что для запуска школы нужно вложить в сервисы, патент, облачную кассу и разработку сайта. Отдельно необходимо заложить деньги на маркетинг, чтобы протестировать каналы и понять сколько нам обходится один покупатель. Это около 50 000 рублей для минимального старта.
Очень вважно понимать сколько минимально необходимо продаж, чтобы школа не работала в минус — т.е. найти точку безубыточности. Например, в этой школе необходимо делать 36 продаж в месяц, тогда мы находимся в нуле по прибыли, это минимальный план набора. Но все сильно зависит от цены продукта, цены клиента и остальных затрат. Изменяя разные показатели, можно получить новые данные в такой таблице, что делает нас очень адаптивными к изменениям 👇🏻
А сколько вообще реально собирать людей? Я рассматриваю 3 сценария — негативный, нейтральный и позитивный.
Тут все просто — CPM (цена за 1000 показов рекламы) может варьироваться от 500 до 2500 рублей, в зависимости от качества канала, тогда за наш стартовый бюджет мы примерно можем охватить 50 000 человек.
И дальше смотрим по возможным путям развития, когда наша конверсия на всех этапах скачет. Например, конверсия в переход на нашу площадку будет около 10%, из них примерно 5% людей оставят заявки и 60% из них в итоге купят сами или будут дожаты менеджером. Тут конечно нет убыточных каналов, но надо иметь ввиду, что такое тоже бывает.
При этом не всегда можно точно отследить стоимость клиента и источник его прихода, если мы активно ведем соц. сети или используем другие бесплатные источники трафика.
Основные статьи затрат:
- Зарплаты (около 65% бюджета);
- Реклама (около 15-20% бюджета);
Минимальная рентабельность такой школы около 15%, что в целом неплохо для любого бизнеса с потенциалом для значительного роста.
Важно заметить, что здесь не учитывается LTV, дальнейшее взаимодействие с учениками, продуктовая матрица с разным набором продуктов и многое другое, что тоже влияет на нашу работу и итоговые показатели. Это лишь пример того, как можно собрать с нуля небольшую онлайн-школу.
А окупается все это дело за один поток студентов, в отличии от множества оффлайн проектов.
Выводы
При вложениях в 298 000 рублей в первый же запуск потока можно сгенерировать выручку в 1 370 000 рублей.
Дальше наша стратегия простая — мы начинаем лить трафик, смотреть как ведут себя люди, оценивать результаты и улучшать продукт параллельно с системой продаж.
Главная особенность онлайн-школы — нет жесткой привязки к сезонности и максимально высокая маржинальность, за счет низкой себестоимости (один раз продукт записан, а продается сотни раз).
Спасибо что дочитал(-а) до конца, подпишись на мой профиль и следи за новыми обзорами в следующих статьях.
P. S. Этот пример будет полезен всем, кто думал войти в сферу онлайн-образования. Я ничего не гарантирую и не продаю, это лишь выдержка личного опыта и мнения.
Если хочешь задать вопрос или обсудить проект – мой ТГ @gutsulyakav.
Комментарий недоступен
Главное чтобы все сходилось потом на практике)
Этих онлайн школ сейчас просто море, все курсы- обучения, но могут ли они подготовить реальных специалистов, вот вопрос.
Полностью согласен! Тем более специалистами обычно становятся обрастая постоянной практикой и ошибками, о чем заведомо умалчивают перед очередным обучением. Закрывая все красивой картинкой и верой людей в слепые теоретические (и не всегда качественные) знания.
Добро пожаловать в табор!
Я так записывала уроки по съемке и монтажу на телефоне для онлайн-школы (мои уроки были одним из блоков в большом курсе по SMM). Потом эти уроки как отдельный мини-курс ещё продавали)
Считаешь норм, когда записывают один раз, а потом перепродают? Или так можно делать только с базой/основами? А какие-то модули с трендами/обновлениями/изменениями просто перезаписывать?
Как для бизнеса - более, чем норм 👌🏻 затраты понесли один раз, а зарабатывают на этом много. Для качества обучения конечно не очень, по хорошему регулярно обновляться и давать актуальную инфу всегда, а за качеством и пользователи подтянутся !
Главное выбрать какого цвета мешки для денег закупить, а чему и как учить это дело десятое. Реально, у него этот пункт под 10 номером в списке задач.
Онлайн школу стоит запустить примерно 600-800 тыс. руб, если есть продукт, есть продажи. И около 1.5М если это только идею. Это суммарная стоимость всех попыток, включая услуги и трафик, но исключая обучение по созданию онлайн школ. Сэкономить можно, если разбираться в какой-то части - трафике, созданию воронок. В реальности те, кто идут своим путем примерно за 2-5 лет чего-то добиваются. Но обычно сливаются, как и в других стартапах. В общем онлайн школы это хайп, но в реальности это рискованный бизнес. Мы в агентстве собираем воронки для онлайн школы, делаем трафик. И реальная картинка не такая красивая, как говорят )
А открывать только ИП или самозанятость тоже подойдёт?
Можно самозанятость, но если не планируете официально нанимать сотрудников, зарабатывать больше 2.4 млн в год и выдавать дипломы, тогда и учить придётся самому, такие авторские курсы/консультации)
Запрещено осуществлять образовательную деятельность без лицензии, а дипломы никто не запрещал выдавать :)
Где, кстати, в финмодели затраты на лицензирование и налоги/взносы? (за сотрудников)
Официально, например, диплом о профессиональной переподготовке я могу выдать? Я могу бумажку без юридической силы дать человеку, можно ли это назвать дипломом - вряд ли 🥲 а сотрудники могут быть как подрядчики на самозанятости, тогда никакие страховые в 30.2% мы не платим, а просто переводим им деньги на карту с чеком ;)
1. Диплом о профессиональной переподготовке выдать ни один ИП в принципе не может, с какой бы то ни было лицензией :) Не положено ему. А вот бумажку любую, да называй как хочешь, пожалуйста – хоть бы и дипломом! А что, участникам разнообразных конкурсов тоже «дипломы» выдают издревле.
При средней численности сотрудников 2 человека у меня это всего 17 000 рублей налога в год2. О том и речь, что самозанятые подрядчики, в лучшем случае. Тогда зачем в статье и таблице с примером экономики в их отношении употреблять термины «сотрудники», «Фонд ЗП», «фонд оплаты труда».
3. Однако, нестыковка. Берете патент для средней численности сотрудников 2 человека, а налогов и взносов все равно нет. Тут уже самозанятыми не отвертеться. А иначе зачем брали?
Спасибо за такое глубокое погружение в тему и интересные замечания, учту в следующих статьях :)
Не пойму: Я тупая или очень тупая?
1. Кто несет ответственность за весь этот проект? Эксперт, продюсер, инвестор?
2. Эксперта нет? Вместо эксперта - спикер - горящая голова или автор, который за 50к создаст вау продукты, огненно запишет уроки, а потом отойдет в сторонку и даст маркетологу и кому-то ещё заработать.
3. Не нашла статьи затрат на трафик и таргетолога. Наверное, чтобы запустить этот проект уже надо иметь блог миллионник.
4. Ну и видимо команда профи, чтобы все успеть за 1 месяц.
Наверное крутой проект, просто я тупая.
Это всего лишь обзорная статья на общие процессы запуска и какие частично необходимо пройти этапы для этого) Я ничего не утверждал и не говорил, что только так это и работает. Здесь, как и в любом бизнесе есть куча подводных камней и вариаций, которые от случая к случаю будут изменяться даже в рамках одной и той же школы. Отвечу на вопросы:
1. Зависит от того с кем и в каком формате вы запускаете проект, а главное - какую роль выполняете (вы инвестор и даете деньги на все это дело? вы эксперт и пишете уроки? вы продюсер (=маркетолог) и пишете воронки, сценарии и офферы?). Тут даже один человек может во всех трех ролях быть, а может трио или целая команда энтузиастов. Все зависит от наличия тех или иных ресурсов, знаний и опыта. Если у меня нет денег на хорошую рекламу, но я даю супер крутой контент и равных на рынке мне нет, не стремно и инвестора найти чтобы попробовали создать продукт. Ну а на каких условиях мы договоримся работать между собой - дело каждого.
2. Спикер может как запускать сам, так и делить на обсуждаемых условиях проекты с маркетологами, продюсерами, шаманами и кем угодно. Тут как договоритесь, такой же бизнес, как и любой другой. Если я могу нанять спикера и заплатить ему фиксированную сумму за запись уроков и он с этим согласен, почему нет? Преподаватели в обычных частных школах так же получают оплату за часы, проведенные с детьми, например, сколько я, как владелец школы английского в Москве, например заработаю и на чем - уже мое дело.
3. Статья затрат на трафик = "маркетинг", в этом условном примере 1000 рублей нужно, чтобы привлечь одного покупателя. Опять же повторюсь, это условный пример, не везде нужен "таргетолог", "директолог" или любой другой представитель траффик-менеджера, все зависит от рекламы и конкретной ситуации. Тут я привел в пример, что маркетолог занимается рекламой и закупкой трафика, а делать он это будет в ТГ-каналах или делать таргет ВК условно - не важно.
4. Простые запуски можно сделать даже за пару недель и без аудитории, я лично видел много таких примеров. Если мы говорим про комплексную школу, то и за месяц можно успеть в ущерб качеству. Ну и опять мое любимое - все зависит от объема работы и спецов, которые этим занимаются. Некоторые и лендинги клепают неделями, которые собираются под инфобиз за 3 дня на самом деле :)
Искренне надеюсь, что вам это помогло разобраться.
Если есть вопросы, лучше лично напишите мне, помогу: https://t.me/gutsulyakav
Вы написали: Сколько стоит запустить онлайн-школу: план и цифры.
Потом 2 абзаца веселились над гуру и потом выдали свои расчёты, в которых нет важных статей затрат.
Для чего? Чтобы опять обнадежить дядю Васю, что за 250к и 1 месяц можно всё сделать?
Можно запуститься самому?
Ну да... если знаешь как, умеешь писать, рисовать, а также владеешь 15 профессиями в совершенстве и работаешь со скоростью света.
"Очень" полезная статья, те же яйца, только в профиль.
Дешевле по сарафанному радио знакомым клич дать и объявления на столбах расклеить, чем залезать в онлайн-бизнес с таким планом и цифрами.
Если остались вопросы, напишите мне лично, помогу разобраться с нюансами.)))
А еще про репутацию и отзывы нельзя забывать. Всеже у начинающих коучей и школ без отзывов лиды максимально дорогие, а конверсия максимально низкая.
Как пример, можно увидеть сотни отзывов у одних https://proprofi.online/expert и ближе к концу списка отзывов уже нет ни у кого. А на работу с репутацией надо выделять чуть ли не отдельного менеджера, кто собирал бы отзывы или правильно просил оставить в сети интернет, когда речь не о купленных отзывах, которые обычно сразу считываются.