{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Сколько стоит запустить онлайн-школу: план и цифры

Всем привет, меня зовут Алексей Гуцуляк. Я запускаю стартапы и всячески играю в предпринимателя. Вот тут можно подробнее узнать про меня и мои кейсы: gutsulyakav.ru.

Любой мой проект не обходится без тщательной подготовки и расчетов. Поэтому я решил разобрать одну из своих сфер очень подробно. Каждый четверг я буду выкатывать новый обзор, в котором буду разбирать абсолютно рандомную нишу (но вы можете повлиять на выбор в комментариях или в моей группе в ТГ).

Буду рад любой активности и обратной связи!

Онлайн-школы

Иногда, открывая сайт очередного курса, я поражаюсь хаотичности ценообразования и абсолютно дикому разбросу сфер применения образовательных продуктов. Ладно там онлайн-школы по финансам, удаленным профессиям, психологии и спасению отношений, но иногда встречаются совсем дикие экземпляры.

Всего за 99 999 тебе помогут определить предназначение правого мизинчика, стать экспертным коучем наставников и преисполниться до уровня «мне этот мир уже абсолютно понятен» (шучу, первое я придумал).

Ну и невольно задумываешься, что иногда за воздух простые ребята собирают миллионы, а чем же я хуже? Сейчас выберу нишу и полетели зарабатывать семизначные суммы в месяц, пока друзья на работе горбатятся за 2 000 рублей в день.

Поэтому сегодня посмотрим как создать онлайн-школу, что для этого требуется и сколько это реально может приносить денег.

Подготовка

Немного погуглив, можно найти продюсерские центры и агентства, которые всего за 200-500 тыс. рублей запустят тебе продукт и настроят все воронки продаж, от тебя только требуется дать денег на рекламу и записать уроки.

Однако, немного пообщавшись с представителями таких компаний я понял, что в целом за результат отвечать почти никто не может, да и подготовительную работу они не ведут. Никакого анализа рынка, его объема, потенциала, насыщения и перспективы развития почти никто не делает. Мол, твой продукт же, мы его не создаем, мы лишь за сценарии и прогревчики отвечаем и раскажем как все это сделать.

Что нам нужно, чтобы создать онлайн-школу:

  1. Выбрать сферу (подготовительный этап);
  2. Проанализировать конкурентов в ней (подготовительный этап);
  3. Провести анализ ЦА (подготовительный этап);
  4. Придумать формат и систему обучения (подготовительный этап);
  5. Собрать бизнес-модель (посчитать все финансовые и нефинансовые показатели);
  6. Выбрать платформу реализации (стандартный GetCourse, новый Telegram и др.);
  7. Оформить необходимые документы (открыть юр. лицо, расчетный счет в банке, выбрать систему налогообложения, получить лицензию);
  8. Собрать команду (маркетолога, куратора, технического специалиста, дизайнера, менеджера по работе с клиентами);
  9. Создать площадки (сайт, каналы, группы, боты и др.);
  10. Создать обучающий контент (видосики, текстики, материалы и т. д.);
  11. Продумать систему маркетинга и продаж (слишком много писать);
  12. Привести первый трафик и оценить результаты.

Пункты 1-4 — must have для старта лобого проекта. Мы всегда смотрим на конкурентов, на их потребителей, анализируем рынок и поведение людей на нем.

Первым действием будем выбирать нишу нашей онлайн-школы. Тут не обязательно быть профессионалом в выбранной сфере (хотя это объективно позволит тебе сделать х3 лучшее качество, когда ты варишься в контексте и знаешь подводные камни).

Затем прогуглим конкурентов: любые поисковики, социальные сети, статьи на vc. ru 😅, тематические блоги и чаты. Нам важно понимать что они делают, как они это делают, сколько у них это стоит, какие офферы используют и с какими людьми работают. А еще можно прозванивать этих ребят и покупать их продукты, чтобы прям погружаться в услугу целиком и пройти через их обучение.

Анализ ЦА. Мы хотим узнать все про наших будущих клиентов: чем они занимаются, где обитают, с какими проблемами сталкиваются и о чем мечтают. Как они уже решают проблему и почему она есть. Не буду говорить про проблемные интервью, CustDev или какие-то методы анализа ЦА. Но все это нужно нам, чтобы выдать максимально релевантное решение для человека и довести его до продажи.

Документы. Для ведения деятельности нам необходимо открыть ИП с ОКВЭД 85.41.9 (образование дополнительное детей и взрослых прочее), хотя в разделе 85.4 можно и другие более узкие типы выбрать под свою сферу школы.

Это даст возможность нам использовать упрощенную систему налогообложения (УСН) или патент (ПСН) . По УСН мы будем платить 6% от всей выручки школы, а патент можно посчитать тут. При средней численности сотрудников 2 человека у меня это всего 17 000 рублей налога в год (на одного вообще 8 536). Это эквивалентно продажам по УСН на 283 333 рублей за год, очевидно, что стремимся мы к бОльшей выручке, поэтому патент теоретически выгоднее.

Регистрация занимает минут 10 в приложении любого банка (сам я пользуюсь Сбером и Тиньком) и еще несколько дней на утверждение документов и открытие расчетного счета. Благо сегодня это все делается удаленно и очень удобно, а представители банка откроют счет, уведомят налоговую и сами отправят всю инфу в органы, а вы получите выписку из ЕГРЮЛ.

Еще необходимо подготовить оферту. Для нас это защита от недовольных учеников и манипуляций с возвратами, а для ученика — гарантия, что ему окажут те услуги, на которые он рассчитывал. Удобнее всего это делать с помощью публичной оферты.

❕ ремарка: Если ты ведешь онлайн-курсы самостоятельно, не привлекаешь сотрудников и не выдаешь дипломчики, то можно ограничиться самозанятостью и вообще не париться, правда онлайн оплата будет недоступна через формы на сайте и чеки выдавать придется вручную.

Сколько человек работает в команде?

Теоретически, можно все делать и самому, первый раз я так и запускался, но это было очень долго и тяжело. Пришлось самому собирать сайт, разбираться в маркетинге, писать программы и дизайнить презентации, а еще все автоматизировать и подключать, а потом помогать ученикам и собирать обратку.

Поэтому наш минимальный набор:

  • Веб-дизайнер/технарь (чтобы собирал и поддерживал сайт школы, настраивал интеграции с кассой, подключал рассылки догрева для всех посетителей и автоматизировал выдачу доступа для покупателей);
  • Автор программы (ядро обучения — кто придумает программу, запишет уроки и будет передавать опыт и знания ученикам);
  • Маркетолог (придумать воронку и весь путь пользователя, вести трафик, писать прогревы и подход к продажам);
  • Дизайнер (создавать чек-листы и материалы, монтировать уроки, создавать плашки и рекламные баннеры);
  • Куратор (у людей в процессе обучения будут регулярно возникать вопросы от техничесих неисправностей, до освоения материала и сдачи заданий);
  • Менеджер по продажам (мы всегда будем догонять сомневающихся ребят и повышать конверсию через личное общение с представителем школы).

Любую из этих ролей можно как нанимать в команду, так и искать разово на подряде, например, менеджера за% от продаж или дизайнера под конкретную новую задачу за небольшой фикс. Хотя своя команда, которая развивает продукт, конечно веселее.

Собираем бизнес модель

Теперь, когда мы знаем все о нашем рынке и необходимых ресурсах, можно считать экономику. Нам важно учесть расходы на открытие и ведение деятельности, соотнести их с потенциальными денежными потоками и посчитать экономику продажи, а окупается ли вообще наш продукт или делать его не рентабельно?

Я использую Google-таблички для создания всех моделей:

Пример экономики онлайн-школы

Отдельно посчитаем фонд оплаты труда и стартовые вложения на организацию деятельности, которые затем подтянем в сводную таблицу.

В итоге получается, что для запуска школы нужно вложить в сервисы, патент, облачную кассу и разработку сайта. Отдельно необходимо заложить деньги на маркетинг, чтобы протестировать каналы и понять сколько нам обходится один покупатель. Это около 50 000 рублей для минимального старта.

Очень вважно понимать сколько минимально необходимо продаж, чтобы школа не работала в минус — т.е. найти точку безубыточности. Например, в этой школе необходимо делать 36 продаж в месяц, тогда мы находимся в нуле по прибыли, это минимальный план набора. Но все сильно зависит от цены продукта, цены клиента и остальных затрат. Изменяя разные показатели, можно получить новые данные в такой таблице, что делает нас очень адаптивными к изменениям 👇🏻

Точка безубыточности

А сколько вообще реально собирать людей? Я рассматриваю 3 сценария — негативный, нейтральный и позитивный.

Сценарии развития

Тут все просто — CPM (цена за 1000 показов рекламы) может варьироваться от 500 до 2500 рублей, в зависимости от качества канала, тогда за наш стартовый бюджет мы примерно можем охватить 50 000 человек.

И дальше смотрим по возможным путям развития, когда наша конверсия на всех этапах скачет. Например, конверсия в переход на нашу площадку будет около 10%, из них примерно 5% людей оставят заявки и 60% из них в итоге купят сами или будут дожаты менеджером. Тут конечно нет убыточных каналов, но надо иметь ввиду, что такое тоже бывает.

При этом не всегда можно точно отследить стоимость клиента и источник его прихода, если мы активно ведем соц. сети или используем другие бесплатные источники трафика.

Основные статьи затрат:

  • Зарплаты (около 65% бюджета);
  • Реклама (около 15-20% бюджета);

Минимальная рентабельность такой школы около 15%, что в целом неплохо для любого бизнеса с потенциалом для значительного роста.

Важно заметить, что здесь не учитывается LTV, дальнейшее взаимодействие с учениками, продуктовая матрица с разным набором продуктов и многое другое, что тоже влияет на нашу работу и итоговые показатели. Это лишь пример того, как можно собрать с нуля небольшую онлайн-школу.

А окупается все это дело за один поток студентов, в отличии от множества оффлайн проектов.

Выводы

При вложениях в 298 000 рублей в первый же запуск потока можно сгенерировать выручку в 1 370 000 рублей.

Дальше наша стратегия простая — мы начинаем лить трафик, смотреть как ведут себя люди, оценивать результаты и улучшать продукт параллельно с системой продаж.

Главная особенность онлайн-школы — нет жесткой привязки к сезонности и максимально высокая маржинальность, за счет низкой себестоимости (один раз продукт записан, а продается сотни раз).

Спасибо что дочитал(-а) до конца, подпишись на мой профиль и следи за новыми обзорами в следующих статьях.

P. S. Этот пример будет полезен всем, кто думал войти в сферу онлайн-образования. Я ничего не гарантирую и не продаю, это лишь выдержка личного опыта и мнения.

Если хочешь задать вопрос или обсудить проект – мой ТГ @gutsulyakav.

0
19 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Gutsulyak
Автор

Главное чтобы все сходилось потом на практике)

Ответить
Развернуть ветку
Макс Тряпичников

Этих онлайн школ сейчас просто море, все курсы- обучения, но могут ли они подготовить реальных специалистов, вот вопрос.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Gutsulyak
Автор

Полностью согласен! Тем более специалистами обычно становятся обрастая постоянной практикой и ошибками, о чем заведомо умалчивают перед очередным обучением. Закрывая все красивой картинкой и верой людей в слепые теоретические (и не всегда качественные) знания.

Ответить
Развернуть ветку
Коворкинг BLOKS

Добро пожаловать в табор!

Ответить
Развернуть ветку
Арина Левадняя

Я так записывала уроки по съемке и монтажу на телефоне для онлайн-школы (мои уроки были одним из блоков в большом курсе по SMM). Потом эти уроки как отдельный мини-курс ещё продавали)

Считаешь норм, когда записывают один раз, а потом перепродают? Или так можно делать только с базой/основами? А какие-то модули с трендами/обновлениями/изменениями просто перезаписывать?

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Gutsulyak
Автор

Как для бизнеса - более, чем норм 👌🏻 затраты понесли один раз, а зарабатывают на этом много. Для качества обучения конечно не очень, по хорошему регулярно обновляться и давать актуальную инфу всегда, а за качеством и пользователи подтянутся !

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Konov

Главное выбрать какого цвета мешки для денег закупить, а чему и как учить это дело десятое. Реально, у него этот пункт под 10 номером в списке задач.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Rodionov

Онлайн школу стоит запустить примерно 600-800 тыс. руб, если есть продукт, есть продажи. И около 1.5М если это только идею. Это суммарная стоимость всех попыток, включая услуги и трафик, но исключая обучение по созданию онлайн школ. Сэкономить можно, если разбираться в какой-то части - трафике, созданию воронок. В реальности те, кто идут своим путем примерно за 2-5 лет чего-то добиваются. Но обычно сливаются, как и в других стартапах. В общем онлайн школы это хайп, но в реальности это рискованный бизнес. Мы в агентстве собираем воронки для онлайн школы, делаем трафик. И реальная картинка не такая красивая, как говорят )

Ответить
Развернуть ветку
Максим Соколов

А открывать только ИП или самозанятость тоже подойдёт?

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Gutsulyak
Автор

Можно самозанятость, но если не планируете официально нанимать сотрудников, зарабатывать больше 2.4 млн в год и выдавать дипломы, тогда и учить придётся самому, такие авторские курсы/консультации)

Ответить
Развернуть ветку
Artem Kuznetsov

Запрещено осуществлять образовательную деятельность без лицензии, а дипломы никто не запрещал выдавать :)

Где, кстати, в финмодели затраты на лицензирование и налоги/взносы? (за сотрудников)

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Gutsulyak
Автор

Официально, например, диплом о профессиональной переподготовке я могу выдать? Я могу бумажку без юридической силы дать человеку, можно ли это назвать дипломом - вряд ли 🥲 а сотрудники могут быть как подрядчики на самозанятости, тогда никакие страховые в 30.2% мы не платим, а просто переводим им деньги на карту с чеком ;)

Ответить
Развернуть ветку
Artem Kuznetsov

1. Диплом о профессиональной переподготовке выдать ни один ИП в принципе не может, с какой бы то ни было лицензией :) Не положено ему. А вот бумажку любую, да называй как хочешь, пожалуйста – хоть бы и дипломом! А что, участникам разнообразных конкурсов тоже «дипломы» выдают издревле.
2. О том и речь, что самозанятые подрядчики, в лучшем случае. Тогда зачем в статье и таблице с примером экономики в их отношении употреблять термины «сотрудники», «Фонд ЗП», «фонд оплаты труда».

При средней численности сотрудников 2 человека у меня это всего 17 000 рублей налога в год

3. Однако, нестыковка. Берете патент для средней численности сотрудников 2 человека, а налогов и взносов все равно нет. Тут уже самозанятыми не отвертеться. А иначе зачем брали?

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Gutsulyak
Автор

Спасибо за такое глубокое погружение в тему и интересные замечания, учту в следующих статьях :)

Ответить
Развернуть ветку
Галина Москвина

Не пойму: Я тупая или очень тупая?

1. Кто несет ответственность за весь этот проект? Эксперт, продюсер, инвестор?

2. Эксперта нет? Вместо эксперта - спикер - горящая голова или автор, который за 50к создаст вау продукты, огненно запишет уроки, а потом отойдет в сторонку и даст маркетологу и кому-то ещё заработать.

3. Не нашла статьи затрат на трафик и таргетолога. Наверное, чтобы запустить этот проект уже надо иметь блог миллионник.

4. Ну и видимо команда профи, чтобы все успеть за 1 месяц.

Наверное крутой проект, просто я тупая.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Gutsulyak
Автор

Это всего лишь обзорная статья на общие процессы запуска и какие частично необходимо пройти этапы для этого) Я ничего не утверждал и не говорил, что только так это и работает. Здесь, как и в любом бизнесе есть куча подводных камней и вариаций, которые от случая к случаю будут изменяться даже в рамках одной и той же школы. Отвечу на вопросы:

1. Зависит от того с кем и в каком формате вы запускаете проект, а главное - какую роль выполняете (вы инвестор и даете деньги на все это дело? вы эксперт и пишете уроки? вы продюсер (=маркетолог) и пишете воронки, сценарии и офферы?). Тут даже один человек может во всех трех ролях быть, а может трио или целая команда энтузиастов. Все зависит от наличия тех или иных ресурсов, знаний и опыта. Если у меня нет денег на хорошую рекламу, но я даю супер крутой контент и равных на рынке мне нет, не стремно и инвестора найти чтобы попробовали создать продукт. Ну а на каких условиях мы договоримся работать между собой - дело каждого.
2. Спикер может как запускать сам, так и делить на обсуждаемых условиях проекты с маркетологами, продюсерами, шаманами и кем угодно. Тут как договоритесь, такой же бизнес, как и любой другой. Если я могу нанять спикера и заплатить ему фиксированную сумму за запись уроков и он с этим согласен, почему нет? Преподаватели в обычных частных школах так же получают оплату за часы, проведенные с детьми, например, сколько я, как владелец школы английского в Москве, например заработаю и на чем - уже мое дело.
3. Статья затрат на трафик = "маркетинг", в этом условном примере 1000 рублей нужно, чтобы привлечь одного покупателя. Опять же повторюсь, это условный пример, не везде нужен "таргетолог", "директолог" или любой другой представитель траффик-менеджера, все зависит от рекламы и конкретной ситуации. Тут я привел в пример, что маркетолог занимается рекламой и закупкой трафика, а делать он это будет в ТГ-каналах или делать таргет ВК условно - не важно.
4. Простые запуски можно сделать даже за пару недель и без аудитории, я лично видел много таких примеров. Если мы говорим про комплексную школу, то и за месяц можно успеть в ущерб качеству. Ну и опять мое любимое - все зависит от объема работы и спецов, которые этим занимаются. Некоторые и лендинги клепают неделями, которые собираются под инфобиз за 3 дня на самом деле :)

Искренне надеюсь, что вам это помогло разобраться.
Если есть вопросы, лучше лично напишите мне, помогу: https://t.me/gutsulyakav

Ответить
Развернуть ветку
Галина Москвина

Вы написали: Сколько стоит запустить онлайн-школу: план и цифры.

Потом 2 абзаца веселились над гуру и потом выдали свои расчёты, в которых нет важных статей затрат.
Для чего? Чтобы опять обнадежить дядю Васю, что за 250к и 1 месяц можно всё сделать?

Можно запуститься самому?
Ну да... если знаешь как, умеешь писать, рисовать, а также владеешь 15 профессиями в совершенстве и работаешь со скоростью света.

"Очень" полезная статья, те же яйца, только в профиль.

Дешевле по сарафанному радио знакомым клич дать и объявления на столбах расклеить, чем залезать в онлайн-бизнес с таким планом и цифрами.

Если остались вопросы, напишите мне лично, помогу разобраться с нюансами.)))

Ответить
Развернуть ветку
Максим Моисеев

А еще про репутацию и отзывы нельзя забывать. Всеже у начинающих коучей и школ без отзывов лиды максимально дорогие, а конверсия максимально низкая.
Как пример, можно увидеть сотни отзывов у одних https://proprofi.online/expert и ближе к концу списка отзывов уже нет ни у кого. А на работу с репутацией надо выделять чуть ли не отдельного менеджера, кто собирал бы отзывы или правильно просил оставить в сети интернет, когда речь не о купленных отзывах, которые обычно сразу считываются.

Ответить
Развернуть ветку
16 комментариев
Раскрывать всегда