Бизнес-модель стартапа, определяющая стратегию развития продукта

Модели стартапов:
👉 Network (стартапы, растущие за счет сетевых эффектов);
👉 Scale (стартапы, растущие за счет эффекта масштаба);
👉 Product (product-led growth, рост за счет продукта);
👉 Deep-tech (рост за счет технологий).

В зависимости от выбранной модели стартапа возможен рост бизнес- направлений:
– За счет сетевых моделей стартапов возможен рост маркетплейсов и медиа бизнеса;
– за счет эффекта масштаба растут ecommerce (электронная коммерция), а также медиа и контентные бизнесы;
– за счет продукта- b2b, SaaS (программное обеспечение как услуга) и FinTech;
– за счет технологии- биотех и hardware.

По ключевым параметрам бизнеса эти модели также отличаются:
– больше всего сотрудников нужно в стартапах с сетевым эффектом;
– в среднем зарабатывают выручки больше всего стартапы с эффектом масштаба;
– внешних инвестиций нужно больше всего для стартапов с network эффектом.

⠀С точки зрения стратегии развития для этих 4 моделей можно говорить о следующем:
– стартапы с сетевым эффектом захватывают географии одну за другой, только когда локация завоевана, они идут в следующую;
– стартапы, которые развиваются за счет эффекта масштаба, делают это в начале очень медленно, а затем показывают взрывной рост. Для этого им нужно много сотрудников на коммерческих позициях.
– Продуктовые стартапы начинают с самого крутого предложение и с узким юзер кейсом, потом развивают его;
– Deep-tech развиваются за счет того, что нанимают талантливых инженеров. Это влияет также на их оценку – чем больше доля сотрудников из топовых университетов, тем больше оценка стартапа.

Среди стартапов с сетевыми эффектами, наибольшая доля имеет вероятность стать единорогами в течение 1-5 лет, на последнем месте стартапы с необходимостью эффекта масштаба. При этом network стартапам необходимо поднять больше всего денег, чтобы стать единорогами.
Создавая будущий бизнес, важно понимать особенности развития каждой модели и применять лучшие решения для вашей отрасли.

Основано на исследовании по стратегии управления европейскими стартапами McKinsey & Company.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда