Семейный бизнес и чтобы без разводов. Во всех смыслах этого слова

Уже несколько раз сделали вместе ремонт? Строили отношения, когда между вами океаны, и пожили с родителями в квартире, в которой и вдвоем тесно? Поздравляем, ваш статус «экстремалы», и вы готовы к следующему уровню по проверке ваших отношений на прочность. Впереди «встреча с боссом». Или ведение совместного бизнеса, называйте это как хотите. Правила просты – нужно запустить успешное дело, которое будет приносить прибыль и удовольствие обоим супругам.

Семейный бизнес и чтобы без разводов. Во всех смыслах этого слова

Казалось бы, что может быть лучше, чем бизнес со своим мужем/своей женой? Вся прибыль – в один карман, тотальное доверие, совместные интересы и масса времени на решение вопросов. Не зря же, в конце концов, в России сегодня семейными компаниями являются около 74% малого и среднего бизнеса.

Это все, конечно, да. Но, как говорится, есть один нюанс: такое партнерство весьма специфично. И не всем эти новые условия, в которых теперь нужно существовать, подходят.

Давайте я вам расскажу одну историю про Диму и Лену

Итак, Дима и Лена вместе со студенческих годов, их объединяла не просто любовь, но еще и любовь к совместной выпечке и просмотру шоу с Ренатом Агзамовым. По их воспоминаниям, они были просто счастливыми мужем и женой со среднестатистическим заработком, сейчас они превратились в не очень счастливых и довольных друг другом партнерами, но уже прибыльной кондитерской сети. Как вы понимаете, высокий уровень дохода уже не особо кого-то радует… 💔

Пропала та граница, которая разделяет личное и рабочее, в отношениях появилась конкуренция, пусть даже и неосознанная, а недовольство друг другом все копилось и копилось.

И даже сотрудники чувствовали напряжение между Димой и Леной, и до ушей собственников все чаще долетали фразы типа «я не понимаю, кого из них слушать, если они сами договориться не могут» или «ребята, сегодня не наш день, они снова поругались».

Банальная семейная ссора за завтраком по поводу того, кто сегодня пойдет на родительское собрание, привела к провальной деловой встрече с потенциальным новым франчайзи, так как все свои ресурсы и энергию ребята направили на утреннее выяснение отношений. Эта ссора стала финалом для принятия решения. Какое же решение приняли Дима и Лена?

Дима и Лена сели за стол переговоров, но переговоры постоянно срывались. Каждый пытался уйти от конкретного вопроса, который ему задавал партнер, никто не хотел слышать друг друга и обсуждение заходило в тупик. Дима и Лена знали, что такое партнерские сессии, и поэтому мне посчастливилось стать спасателем их семейной компании и их семьи.

Что же мы предприняли?

Внимание! Все трюки выполнены профессионалами, не пытайтесь повторить их в домашних условиях без привлечения профильного специалиста.

Для начала я познакомилась и пообщалась с каждым из них по отдельности. Дима и Лена проговаривали вслух все свои накопившиеся претензии. Каждый из них в ходе нашей индивидуальной беседы задал один вопрос: «И что нам с этим делать?». И тут мне почему-то очень хочется воздеть руки к небу и воскликнуть:

Ну почему вы задумались над этим только сейчас, а не когда совместный бизнес был только в стадии идеи?!

Но вместо этого я спокойно говорю: «Начать все сначала». Для избежания возможных конфликтов и недоразумений в будущем, вступая в бизнес с супругом/супругой жизненно необходимо еще на берегу обсудить и прописать основные правила сотрудничества. И если этого не было сделано сразу, как в нашем случае, нужно вернуться к отправной точке и пройти этот этап сейчас. Нет, по-другому нельзя ⛔

Дальше Дима и Лена вместе пришли ко мне на партнерскую сессию. После 6 часов обсуждений мы добились следующих результатов:

1. Подготовили партнерское соглашение и подписали его. В этот документ мы включили все составляющие бизнеса, включая управление, финансовые вопросы, распределение прибыли и ответственности, а также пути разрешения возможных конфликтов.

2. Четко определили роли супругов в бизнесе, разделив зоны ответственности в зависимости от их сильных сторон. Так, например, Дима может договориться с кем угодно и о чем угодно, поэтому взаимодействие с поставщиками и партнерами ложится на его плечи, а Лена – грамотный управленец, который видит людей насквозь и умеет находить к каждому свой подход. Значит ей спокойно можно доверить подбор кадров и дальнейшую работу с ними.

Но и это еще не все. Мало распределить обязанности, важно зафиксировать одну важную вещь: это будет продуктивно только тогда, когда каждый из супругов принимает решения только в области своих компетенции и не пытается «отобрать хлеб» у своего бизнес-партнера.

3. Мы разделили финансовые потоки и ответственность за обязательства, проговорили, как распределяются доходы и кто будет отвечать за финансовые риски.

4. Обсудили возможности передачи бизнеса детям или родственникам и честно ответили на вопросы «Смогут ли в случае чего вести дела и если да — как будет происходить передача управления и собственности?»

5. Рассмотрели десятки тем для потенциальных конфликтов и выработали возможные решения, прописали механизмы разрешения споров.

6. Предусмотрели различные жизненные ситуации, о которых многим вообще не хотелось бы думать: развод, болезнь одного из партнеров или его смерть.

— Что произойдет с бизнесом, если Дима и Лена решат расстаться?

— Возможно ли в таком случае продолжение совместной работы или же один из супругов должен будет выкупить долю другого?

— А если один из бизнес-партнеров скоропостижно скончается? Кто и как будет управлять долей умершего супруга, какие права перейдут к наследникам и как это повлияет на стратегию развития бизнеса?

Мы нашли ответы на все эти вопросы и также зафиксировали их в партнерском соглашении.

И только когда мы закончили эту большую и важную работу, всем стало заметно легче. Диме и Лене — потому что к желанию сохранить брак и совместный бизнес прибавились понятные правила игры, которые одинаково воспринимаются ими обоими (а это критически важно!), а мне, как модератору, — потому что удалось помочь еще одной паре с действительно крутым семейным проектом прийти к компромиссу и настроиться на дальнейшее совместное развитие. Теперь все зависит только от них, но что-то мне подсказывает, что, судя по тому, в каком настроении они вышли с нашей последней встречи, у них все получится.

Я, со своей стороны, не устану повторять, что ведение семейного бизнеса требует не только общей мотивации к успеху, но и готовности к открытому обсуждению потенциально неудобных тем.

В среднем, количество направлений, которые требуют совместной проработки, превышает 50: начиная с видения и стратегии, операционного управления, распределения функций, и заканчивается личными взаимоотношениями, ценностями и правилами поведения в нестандартных ситуациях.

Подходите к организации совместного бизнеса ответственно, и тогда и ваше дело, и ваши личные взаимоотношения будут в порядке.

А для тех, кто не хочет допускать ошибок, как Дима и Лена — записывайтесь ко мне на консультацию по проведению партнерской сессии.

О чем спросить партнера по бизнесу можно почитать в разработанном мною гайде «55 важных вопросов бизнес-партнеру» 👇

Начать дискуссию