Почему Debex идет в Польшу? Рассказываем о перспективах долгового рынка Восточной Европы

Полтора года назад мы приняли важное (а может быть, и важнейшее!) решение о выходе за границу. Сегодня помимо России Debex работает в шести странах. На очереди Польша, которая считается экономическим флагманом Восточной Европы. Сегодня по традиции расскажу о новом рынке и тех его чертах, которые показались нам интересными. В тексте ниже никакой политики — только факты.

Debex — это онлайн-аукцион долгов (как просроченных, так и действующих). Мы работаем в России, США, Испании, Мексике, на Филиппинах и в Казахстане. Вот уже год думаем о выходе в Восточную Европу, но, скажу честно, все это время не доходили руки. Ведь долговой рынок США самый большой в мире, азиатский — самый быстрорастущий, а рынок Испании — важный пример сложившегося западноевропейского рынка, который нам было необходимо изучить в первую очередь.

Итак, почему из Восточно-Европейских стран первой для экспансии мы выбрали Польшу? Для начала, несколько цифр, характеризующих местный рынок. Население страны порядка 38 млн человек, из которых 4 млн регулярно берут кредиты. ВВП на душу населения по паритету покупательской способности — 34,4 тыс долл США (в России — 28,1 тыс долл). То есть, в среднем поляки богаче россиян, но заметно беднее тех же испанцев (43,1 тыс долл).

Рост задолженности является серьезной проблемой. Существует даже реалити-шоу Wolni od długów (Жизнь без долгов), оно очень популярно в Польше. Его герои - поляки, имеющие огромные долги, которые уже не могут самостоятельно решить финансовые проблемы.

В Польше около 40 коллекторских агентств покупают долговые портфели с различной периодичностью. Из них каждое второе — на постоянной основе. Это очень важный критерий. Это означает, что нам не нужно тратить время на «обучение» рынка покупать и продавать долги. Кроме того, спрос на портфели очень высокий, как следствие — цена долгов год от года растет. При том, что долговой конвейер, как и в других европейских странах исправно работает (я подробно писал об этом вот тут), ежемесячно выкидывая на рынок новые порции кейсов. Для Debex это неплохие стартовые условия.

На польском рынке продаются самые разные портфели — не только банковские кредиты или кредиты МФО, но и то, что для нашего рынка пока экзотика — например, долги по услугам телеком-компаний, задолженность по ЖКХ и так далее.

В 2020 году (то есть, в самый разгар COVID-карантина) в Польше был принят закон, который существенно обрезал процентные ставки по большой части кредитов. Он был призван защитить интересы заемщиков, и, конечно же, нанес кредитной отрасли серьезный удар. На какой-то период рынок погрузился в уныние: кредитов стало выдаваться значительно меньше, а доходность по ним упала.

Как правило, польские коллекторы покупают кейсы с большим объемом долга. Небольшие кредиты доводить до суда невыгодно — даже в случае положительного судебного решения доходы не отбивают затраты на ведение дела. В этих условиях рынок с большим интересом смотрит в сторону долгов по кредитным картам и на долги B2B-сектора, где объем каждого кейса намного больше чем, скажем, в сильно зарегулированном МФО. Кстати, качество банковских долгов за последние годы существенно выросло — польские банки совершенствуют скоринговые модели, а чем лучше оценка — тем больше шансов вернуть долг. А значит — тем выше цена долга.

Несмотря на то, что в стране очень сильны позиции Католической церкви (по разным оценкам от 85% до 95% населения считает себя католиками), отношение к долгам среди населения нельзя назвать трепетным. В приоритетах у людей сначала личные траты и только потом (если что-то останется) — кредиты и рассрочки. На этот счет существует что-то вроде «общественного договора». Нельзя сказать, что поляки не платят по кредитам, это не так. Просто эти расходы у них не в приоритете.

Как выглядит польский должник? Самая большая категория — это мужчины в возрасте от 36 до 45 лет, со средней суммой долга в 40 тыс злотых (чуть более 700 тыс руб). При этом, согласно статистике, в Польше мужчины оказываются в должниках в три раза чаще, чем женщины. Самый популярный кредит — до 1 тыс злотых (18 тыс руб), таких в ноябре этого года было выдано почти половина от всего объема. Для коллекторов, как я уже сказал, такие долги не являются приоритетными из-за высоких издержек. Однако, автоматизация рутинных процессов взыскания (в том числе, и покупка портфелей на электронных площадках) в ближайшие годы, думаю, позволит работать и с такими долгами.

Итак, польский рынок для нас выглядит очень интересным. Страна постепенно восстанавливается после пандемии, растет объем кредитования, а значит, и объем невозвратных долгов. Коллекторы охотно покупают «просрочку» и, самое главное — успешно находят под нее финансирование. Для нас это новый и очень интересный паттерн долгового рынка, где наша задача — не конкуренция с прямыми продажами (от владельца долга к коллектору), а с местными онлайн-площадками. Да, такие там имеются. Как показывает практика, для нас это проще: не нужно тратить время на обучение рынка — конкуренты все уже сделали. Нужно лишь дать рынку лучший инструмент, а это мы умеем.

Если же наши теоретические представления о работе в этой стране будут подкреплены позитивными практическими результатами, конечно же Debex появится и в соседних странах.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда