Успех предпринимательской деятельности – в психологии
Успешное развитие бизнеса состоит из множества факторов. Одним из наиболее важных является стрессоустойчивость руководителя и его умение контролировать ситуацию. Если в компании регулярно возникают кризисы и неудачи, это порядком снижает боевой дух сотрудников. Поэтому крайне важно разбираться в основных аспектах психологии бизнеса.
Психология бизнеса: определение
Психология – неотъемлемая часть любой сферы нашей жизни. Назначение психологии в бизнесе – помочь исправить имеющиеся проблемы по мере развития дела и избежать возникновения новых. Кроме того, психология бизнеса помогает обеспечить оптимальный микроклимат в коллективе, учит решать разного рода конфликтные ситуации между сотрудниками.
Проблемы при организации собственного бизнеса возникают с первых шагов:
· Боязнь неудач. Разумеется, они могут настигнуть в любой момент – при формировании бизнес-стратегии, непосредственном управлении персонала, распределении финансов и т.д.;
· Отсутствие энтузиазма и элементарная лень. Это наиболее распространенная проблема, способная разрушить даже самый перспективный и удачный бизнес;
· Нежелание вкладываться. Это касается как финансовых, так и ментальных вложений – безусловно, ведение собственного бизнеса требует массы ресурсов.
Финансовый фундамент – это очень важно для организации собственного бизнеса. Однако к этому также нужно быть готовым психологически. Каждый начинающий предприниматель должен понимать, что свое дело требует постоянной работы и движения вперед. Без этого достичь успеха практически невозможно. Многие думают, что достаточно найти опытных управляющих и делегировать на них собственные обязанности, а затем сразу же начинать фиксировать прибыль. Однако подобное убеждение далеко от действительности.
Успех в бизнесе: основные аспекты
Для того, чтобы добиться успеха в предпринимательской деятельности, особенно на начальных ее этапах, нужно придерживаться следующих правил:
1. Не ставить недостижимых целей. Известность, богатство, конкурентоспособные позиции, лидерство в своей нише – это, безусловно, хорошо. Но развиваться нужно постепенно, ставя перед собой цели, достичь которых можно в обозримом будущем.
2. Необходимо реализовывать креативные идеи. Крайне важно направлять всю энергию на развитие одного направления, не распыляясь на другие сферы и проекты.
3. Предприниматель должен постоянно развиваться и совершенствоваться. По мере развития бизнеса растет и груз ответственности – руководитель компании должен быть готов к любым кризисным ситуациям и неожиданным поворотам.
4. Важно правильно подобрать команду. Коллектив компании должен быть заинтересован и замотивирован в ее развитии, продвижении и расширении. Сотрудники должны помогать руководителю, предлагать собственные идеи, а не тормозить развитие компании.
5. Если есть возможность, необходимо советоваться по поводу развития бизнеса с более опытными предпринимателями и следовать их рекомендациям. Не стоит наступать на собственные грабли, когда можно воспользоваться опытом успешных людей.
6. Тайм-менеджмент. Правильное планирование времени поможет быть в двух местах одновременно, успеть везде и добиться впечатляющих результатов.
7. Рекомендуется иметь другой источник пассивного дохода, который поможет поддерживать работу компании в случае кризиса.
8. Ошибок не избежать. Если вы думаете, что у успешных бизнесменов не случаются провалы и кризисы, вы глубоко заблуждаетесь.
9. Необходимо находить время для собственной семьи и увлечений. Не стоит с головой погружаться в работу, забывая о других сферах жизни. Так вам будет попросту неоткуда черпать энергию и новые идеи.
10. Важно тщательно следить за конкурентами. Если вы только начинаете развивать собственный бизнес, обращайте внимание на возможности и направление движения конкурентов.
Психологи убеждены: важно верить в себя и успех собственного дела. Поэтому следует заранее готовиться к предстоящим трудностям, чтобы всегда быть во всеоружии.
Отношения в бизнесе
Немаловажным фактором для достижения успеха в бизнесе являются отношения внутри коллектива и с партнерами. Здесь есть несколько принципиальных моментов:
1. Невозможно поддерживать компанию успешной в одиночку. Важно нанимать квалифицированный персонал, заинтересованный в развитии предприятия.
2. Следует быть готовым к тому, что при работе с партнерами и поставщиками иногда придется идти на уступки. Железный характер и напористость – это хорошо, но нужно уметь находить компромиссы, чтобы не потерять надежных партнеров.
3. Необходимо налаживать работу предприятия так, чтобы она продолжалась даже в ваше отсутствие. Делегируйте часть обязанностей заместителям и добивайтесь доверительных отношений в коллективе.
4. Стоит контролировать работу каждого сотрудника. Показатели персонала красноречиво говорят об эффективности того или иного человека. Если возникает регресс, необходимо выяснять его причину, беседовать с сотрудником.
5. Необходимо анализировать выгоду сотрудничества с теми или иными партнерами. В крупных компаниях для этого есть целые аналитические отделы, изучающие рынок и подбирающие наиболее выгодные предложения сотрудничества.
Эксперты убеждены в необходимости общения с коллективом компании вне работы. Это поможет узнать каждого человека получше, выстроить доверительные отношения, поднять интерес персонала в продвижении предприятия. Но и перегибать в этом плане также не стоит – вы начальник, и слишком много «пряников» могут привести к тому, что сотрудники «сядут вам на шею».
Почему психология в бизнесе так важна
Далеко не все начинающие бизнесмены осознают, что им необходимо хорошо разбираться в психологии. Основа любого дела – переговоры. Без практических навыков психологии не удастся отстаивать собственное мнение, отсеивать невыгодные для вас предложения, принимать серьезные решения.
Должная психологическая подготовка обеспечивает в первую очередь стрессоустойчивость. Руководитель – лицо компании. Он должен уметь держать себя в руках, подбадривать коллектив и не паниковать даже в критических ситуациях. Кроме того, знание психологии в ходе переговоров или собеседования поможет выяснить, правду говорит собеседник или врет.
С точки зрения психологии бизнес можно сравнить с хозяйственным делом. Вы вкладываетесь в развитие собственного бизнеса в надежде получить прибыль. Следует постоянно развиваться, совершенствоваться, выходить за рамки привычного и искать новые пути для достижения целей.
Еще одна аналогия – спорт. Бизнес похож на соревнования, где каждый из конкурентов старается достичь лидирующего места. Однако это не индивидуальный, а командный вид спорта. Важную роль здесь играет каждый сотрудник компании.
Психологические нюансы бизнесмена
В ходе развития собственного бизнеса его владелец растет. Поначалу он просто предприниматель, который имеет идею и определенные ресурсы для развития дела. После того, как в компании появляется персонал, человек становится менеджером. На данном этапе важно научиться работать на перспективу и сделать бизнес независимым от желаний.
Следующий этап – инвестор. Прибыль компании растет, и у руководителя появляются средства, которые можно инвестировать в развитие предприятия. Последний этап – лидер. В случае, если дело развивается успешно, владелец может просто контролировать основные процессы, наблюдать за результатами работы компании и радоваться собственному успеху.
Главные качества бизнесмена
Есть ряд черт характера и качеств, которыми должен обладать каждый бизнесмен:
· Напористость, решительность, стремление к лидерству;
· Устойчивость к стрессовым ситуациям, умение держать себя в руках;
· Знание психологических приемов;
· Умение быстро принимать решения и не бояться этого делать;
· Мыслить здраво даже в кризисных ситуациях;
· Быть активным, настроенным на постоянную работу;
· Уметь отстаивать собственное мнение в интересах компании.
Совсем не обязательно эти качества будут врожденными. Ими можно овладеть в процессе развития бизнеса и становления предпринимателя в качестве мудрого, рассудительного и строгого руководителя.